Конспект занятия по проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Секреты воздуха»

Валентина Терехина
Конспект занятия по проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Секреты воздуха»

Конспект занятия по проектной деятельности

с детьми старшего дошкольного возраста

Тема: «СЕКРЕТЫ ВОЗДУХА»

Цель: развитие познавательной активности дошкольников в процессе экспериментирования.

Задачи:

Обучающие: расширять знания детей о воздухе в процессе экспериментирования, активизировать речь и обогащать словарь: воздух невидимый, прозрачный; воздух лёгкий и поднимается вверх; мы дышим воздухом. Упражнять в использовании нетрадиционных техник при изображении простейшего рисунка.

Развивающие: Развивать познавательную активность, интерес к явлениям неживой природы, развивать внимательность, наблюдательность, самостоятельность.

Воспитательные: Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, слушать внимательно, помогать друг другу.

Материал:

Бумажный самолетик, белые халаты, схемы, трубочки для коктейля, стаканчики с водой, стаканчики с раствором (гуашь, гель, вода, листы бумаги, мыльные пузыри, игрушка Кузя.

Предварительная работа:

Беседа о воздухе, игры с шарами и мыльными пузырями.

Ход занятия:

Воспитатель: все в сборе, взрослые и дети, мы можем начинать, но сначала нужно нам «здравствуйте!» сказать. Давайте поздороваемся с нашими гостями.

Дети: Здравствуйте!

В группу залетает бумажный самолет.

Воспитатель: Ой, ребята посмотрите, что это?

Дети: Самолет!

Воспитатель: А кто нам его отправил?

Дети: Мы не знаем.

Воспитатель: А здесь загадка. Давайте я ее прочитаю:

«Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!»

— Через нос проходит в грудь, (глубокий вдох носом)

И обратно держит путь. (выдох ртом)

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем.

Что это?

Дети: Воздух!

Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе. Я предлагаю вам на некоторое время представить, что это не группа, а научно — исследовательская комната, в которой проводят разнообразные опыты, исследования, даже делают открытия, как настоящие учёные. (Дети и воспитатель одевают халаты).

Домовёнок Кузя (появившись из-за печки): Здравствуйте, ребята! А что это вы собираетесь тут делать?

Воспитатель: Мы с ребятами хотим поговорить о воздухе.

Кузя: О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух! А вы, ребята?

Воспитатель: Скажите, ребята, Кузе, вы видите воздух вокруг нас?

Дети:Нет, не видим.

Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

Кузя: Вот-вот! Невидимый! Значит его и нет вовсе!

Воспитатель: Погоди, погоди, Кузя! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас!

Кузя: Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!

Воспитатель: Ребята, давайте докажем Кузе, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Дети: Да.

Опыт № 1. «Поиск воздуха».

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пуст.

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А мы его видим?

Дети: Нет

Воспитатель: Значит какой воздух?

Дети: Невидимый.

Воспитатель: А какого цвета воздух?

Дети: Бесцветный, прозрачный.

Воспитатель: А давайте его понюхаем!

(Дети, нюхают воздух в пакете)

Воспитатель: Воздух, имеет запах?

Дети: Нет, не имеет!

Воспитатель: Правильно. Теперь пакет раскрутим и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха.

Воспитатель: Надо это открытие отметить схемой. (Воспитатель вешает на магнитную доску схему № I). Смотри, Кузя! воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Еще мы узнали, что воздух не имеет запаха.

Кузя: Нет, нет и нет! Это просто фокус!

Воспитатель: — Ты не прав! Вовсе это не фокус. Воздух можно не только поймать, но и увидеть. Сейчас мы с ребятами тебе покажем. Хотите попробовать?

Дети: Хотим!

Воспитатель: – Хорошо! Но сначала мы поиграем с вами.

Дует ветер с высоты.

Гнутся травы и цветы.

Вправо – влево, влево – вправо

Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны).

А давайте вместе

Все попрыгаем на месте. (Прыжки).

Выше! Веселей! Вот так.

Переходим все на шаг. (Ходьба на месте).

Вот и кончилась игра, продолжить опыты пора. (Дети садятся).

Опыт № 2. «Пузырьки».

Воспитатель: Сначала возьмите трубочку и подуйте через трубочку на ладошку.

Что вы почувствовали, когда дули? (Ветерок.) Откуда он появился?

Дети: Выдохнули воздух, который перед этим вдохнули.

Воспитатель: Воздух нужен человеку и животным для дыхания. Он попадает внутрь при вдохе через рот или нос и так же выходит при выдохе, значит, воздух есть внутри нас. А теперь, подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель: Что, в этих пузырях находится?

Дети: В этих пузырях находится воздух.

Воспитатель: Откуда он появился?

Дети: Выдохнули воздух, который перед этим вдохнули.

Кузя: А куда теперь пузыри делись?

Воспитатель: Они исчезли, Кузя. Воздух легкий, он поднимается вверх.

— Ну, что, а теперь-то ты, Кузя, убедился, что воздух все-таки существует?

Кузя: Да! Теперь я действительно верю, что воздух есть!

Воспитатель: Давайте подведем итоги и это открытие отметим схемой № II. Значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. И воздух легче воды. А что можно надуть с помощью воздуха?

Дети: Воздушный шарик, спасательный круг, мячик, нарукавники, надувной матрас.

Воспитатель: Правильно, а у воздушных шаров есть младшие братья. А чтобы узнать, кто это, отгадайте загадку:

В мыльной воде родился,

В шарик превратился,

К солнышку полетел,

Да не долетел: лопнул!

Дети: Мыльные пузыри!

Воспитатель: Кузя, как ты думаешь, что находится внутри мыльных пузырей?

Кузя: Конечно же мыло!

Воспитатель: Ребята, прав ли Кузя? Почему?

Дети: Нет, воздух.

Воспитатель: Конечно же, в каждом пузыре внутри находится воздух. Это мыльная плёнка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Лёгкие, наполненные воздухом пузыри, парят в воздухе.

Кузя: Ой, что- то мне жарко и сладкого охота!

Воспитатель: А давайте, ребята, подарим Кузе от нас подарок?

Кузя: Давайте, давайте я очень люблю подарки!

Воспитатель: Пузыри лопнули, но это не беда! Мы с вами их нарисуем! Ребята, что лежит у вас на столах?

Дети: Трубочки, листы бумаги, стаканчики с краской.

Воспитатель: Надо дуть через трубочку в стакан с краской. На стакане получится шапочка. Затем надо взять лист бумаги и приложить сверху на стакан.

Выдуваем пузыри

Вот такие – посмотри!

Все они воздушные,

И очень непослушные.

— Дуйте аккуратно, несильно, чтобы краску не разбрызгать.

— Молодцы, ребята, красивые у вас получились рисунки. Давайте мы подарим их Кузе.

Кузя: Спасибо вам огромное! До свидания!

Воспитатель и дети провожает Кузю.

Опыт№ 3. «Живая змейка»

Воспитатель: Господа ученые, напоследок хочу показать очень интересный фокус, который называется «Змейка». Прошу за следующий стол.

Воспитатель: Ребята, что у нас лежит на столе?

Дети: Свеча, спираль, палочка с иголочкой, стакан с песком, спички.

(Воспитатель помещает змейку над пламенем свечи.)

Воспитатель. Что происходит со змейкой?

Дети: Она начинает вращаться.

Воспитатель. Почему она вращается? (Потому что теплый воздух идет вверх и поднимает змейку.)

Воспитатель. Давайте подведем итоги и это открытие отметим схемой № III. Воздух над свечой теплее, над ней змейка вращается, но не опускается вниз, т. к. ее поднимает теплый воздух. Теплый воздух идет вверх.

Итоговые вопросы.

1). Какой воздух? (бесцветный, прозрачный и поэтому мы его не видим);

2). Чтоб увидеть воздух, что нужно сделать? (его надо поймать);

3). Есть ли воздух внутри людей?

4). Для чего нужен воздух всему живому? (для дыхания);

5). Воздух легче воды?

6). Куда движется теплый воздух? (идет вверх);

Источник: maam.ru