Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звуки [Х ]-[Х’]. Буква «Х». Чтение слогов, слов и предложений»
Галина Наконечная
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звуки [Х ]-[Х’]. Буква «Х». Чтение слогов, слов и предложений»
Тема: «Звуки Х — ХЬ. Буква Х. Чтение слогов, слов и предложений» для старшей группы
Задачи: способствовать развитию звуко – буквенного анализа, фонематического восприятия; познакомить с печатной буквой Х и звуками Х – ХЬ; учить писать печатную букву, читать слоги с буквой Х + 10; совершенствовать навык чтения слогов, слов, предложений; учить подбирать к картинке соответствующий текст (предложение); учить внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу; учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навык самоконтроля и самооценки.
Словарная работа: активизировать словарь детей: звук, буква, слог, слово, предложение.
Ход НОД:
Мотивация: В гости к ребятам приходит Буратино, он просит помочь выполнить задания, которое задала ему Мальвина.
1. Игра «Подскажи словечко»
(подсказать слово в конце стихотворения)
• Загадка эта нелегка:
Пишусь всегда через два К.
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я — … (хоккей)
• Хлоп – и конфета стреляет,
Кук пушка!
Каждому ясно: это — … (хлопушка).
— Какой общий звук слышится в этих слова. Звук – Х.
На что похожа буква – Х.
Две доски я накрест сбил,
Стул себе я смастерил,
Он похож на букву – ХА,
Но конструкция плоха.
— Где может находиться Звук Х?
— в начале слова – ХЛЕБ.
— в середине слова – САХАР.
— в конце слова – ОРЕХ.
Звук Х – бывает твердым (в паре с А, О, У, Ы, Э)
Звук ХЬ – бываем мягким (в паре с Я, Ё, Е, Ю, И, Е)
2. Игра «Слоговые домики» (чтение слогов)
3. Физминутка «Хомячок»
Хомка – хомка, хомячок.
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
Щечки моет, шейку трёт.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз-два-три-четыре-пять –
Хомка сильным хочет стать.
4. Игра «Закончи предложение»
Дописать предложения. А помогут написать нужное слово рисунки и буквы, которые рассыпались. Прочитать предложения: (Белка грызет орехи. У слона есть хобот).
Соединить картинку с предложением, к которому она подходит.
Назвать слово со звуком Х (хобот).
Назвать слово со звуком ХЬ (орехи).
5. Чтение рассказа «Утро в деревне»
Мы в деревне. Утро. Запел петух. Слышим звуки рожка. Кто это играет? Это пастух, он пасет колхозных овец. Рядом раскинулись хлебные поля. Идем в лес, встретили охотника, который собирает хворост. Рядом на речке ребята ловят рыбу. Хороша будет уха. Тихо кругом, красиво. Хорошо в деревне.
— Назовите все слова со звуком Х, которые встретились в рассказе (петух, пастух, колхозных, хлебные, охотник, хворост, хороша, уха, тихо).
6. Звуковой анализ слова:
ХОМЯК
1 звук Х – твёрдый согласный, отмечаем его синей фишкой; 2 звук –О- гласный, отмечаем красной фишкой; 3 звук – МЬ- мягкий согласный, отмечаем зелёной фишкой; 4 звук – А- гласный, отмечаем красной фишкой; 5 звук – К- твердый согласный, отмечаем синей фишкой.
6. ИТОГ:
— С какой буквой мы познакомились?
— Какой это звук?
— Где может находится звук в слове?
Источник: