Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звуки [Х ]-[Х’]. Буква «Х». Чтение слогов, слов и предложений»

Галина Наконечная
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звуки [Х ]-[Х’]. Буква «Х». Чтение слогов, слов и предложений»

Тема: «Звуки Х — ХЬ. Буква Х. Чтение слогов, слов и предложений» для старшей группы

Задачи: способствовать развитию звуко – буквенного анализа, фонематического восприятия; познакомить с печатной буквой Х и звуками Х – ХЬ; учить писать печатную букву, читать слоги с буквой Х + 10; совершенствовать навык чтения слогов, слов, предложений; учить подбирать к картинке соответствующий текст (предложение); учить внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу; учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навык самоконтроля и самооценки.

Словарная работа: активизировать словарь детей: звук, буква, слог, слово, предложение.

Ход НОД:

Мотивация: В гости к ребятам приходит Буратино, он просит помочь выполнить задания, которое задала ему Мальвина.

1. Игра «Подскажи словечко»

(подсказать слово в конце стихотворения)

• Загадка эта нелегка:

Пишусь всегда через два К.

И мяч, и шайбу клюшкой бей,

А называюсь я — … (хоккей)

• Хлоп – и конфета стреляет,

Кук пушка!

Каждому ясно: это — … (хлопушка).

— Какой общий звук слышится в этих слова. Звук – Х.

На что похожа буква – Х.

Две доски я накрест сбил,

Стул себе я смастерил,

Он похож на букву – ХА,

Но конструкция плоха.

— Где может находиться Звук Х?

— в начале слова – ХЛЕБ.

— в середине слова – САХАР.

— в конце слова – ОРЕХ.

Звук Х – бывает твердым (в паре с А, О, У, Ы, Э)

Звук ХЬ – бываем мягким (в паре с Я, Ё, Е, Ю, И, Е)

2. Игра «Слоговые домики» (чтение слогов)

3. Физминутка «Хомячок»

Хомка – хомка, хомячок.

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встаёт,

Щечки моет, шейку трёт.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз-два-три-четыре-пять –

Хомка сильным хочет стать.

4. Игра «Закончи предложение»

Дописать предложения. А помогут написать нужное слово рисунки и буквы, которые рассыпались. Прочитать предложения: (Белка грызет орехи. У слона есть хобот).

Соединить картинку с предложением, к которому она подходит.

Назвать слово со звуком Х (хобот).

Назвать слово со звуком ХЬ (орехи).

5. Чтение рассказа «Утро в деревне»

Мы в деревне. Утро. Запел петух. Слышим звуки рожка. Кто это играет? Это пастух, он пасет колхозных овец. Рядом раскинулись хлебные поля. Идем в лес, встретили охотника, который собирает хворост. Рядом на речке ребята ловят рыбу. Хороша будет уха. Тихо кругом, красиво. Хорошо в деревне.

— Назовите все слова со звуком Х, которые встретились в рассказе (петух, пастух, колхозных, хлебные, охотник, хворост, хороша, уха, тихо).

6. Звуковой анализ слова:

ХОМЯК

1 звук Х – твёрдый согласный, отмечаем его синей фишкой; 2 звук –О- гласный, отмечаем красной фишкой; 3 звук – МЬ- мягкий согласный, отмечаем зелёной фишкой; 4 звук – А- гласный, отмечаем красной фишкой; 5 звук – К- твердый согласный, отмечаем синей фишкой.

6. ИТОГ:

— С какой буквой мы познакомились?

— Какой это звук?

— Где может находится звук в слове?

Источник: maam.ru