Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Пчёлки» с детьми дошкольного возраста

Марина Роводзянова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Пчёлки» с детьми дошкольного возраста

Программное содержание:

Дать представление детям о том, как пчёлы приспособились к окружающей среде (делают запасы мёда на зиму, защищаются от врагов ядовитым жалом, живут большими семьями; о связи насекомых с цветущими растениями: пьют нектар, опыляют).

Активизировать и обогатить словарь детей (рабочие пчёлы, нектар, пыльца, ульи, яд, жало, хоботок).

Развивать любознательное отношение к природе.

Предварительная работа: Наблюдение за пчёлами и др. насекомыми. Рассматривание цветов на картинках, на клумбе.

Ход занятия

-Дети, отгадайте-ка загадку:

Летит – гудит,

Сядет – молчит.

Целый день — в трудах,

То в лугах, то в садах.

И кто ей друг,

Тому чашка с медком,

А кто не люб,

Тот спасайся бегом. (Пчела)

— Что вы знаете о пчёлах? (Это насекомое, очень полезное. Летом работает, а зимой спит)

— Что нужно делать, чтобы пчелки нас не ужалили? Чтобы этого не случилось, не надо размахивать руками, громко кричать.

— Посмотрите в каких домиках живут пчёлы. Этот дом называется УЛЬЕМ.

— Как называется дом пчёлки? (Улей).

— В каждом улье живёт отдельно большая пчелиная семья, в которой есть самая главная пчела – МАТКА (царица пчёл) и рабочие пчёлы все они сёстры. Есть ещё и самцы ТРУТНИ. Вот и познакомились.

Пальчиковая игра

Ай-яй-яй, ой-ой-ой –

В улье пчёлок целый рой!

Стали пчёлы вылетать –

Раз, два, три, четыре, пять.

«Ж-ж-ж»,-жужжат над головой.

Побежим скорей домой!

-А как отличить пчелу от других насекомых?

(Рассматривание иллюстрации пчелы)

— У пчелы шесть ножек, голова, грудь, брюшко, крылья, глазки, усики, жало. На ногах у пчелы есть маленькие щёточки, а на задних ножках – как бы маленькие корзиночки, куда пчела собирает пыльцу и переносит её с цветка на цветок. Пчёлы имеют длинный хоботок, им они и собирают нектар с цветов.

— А знаете зачем пчеле жало?

Да пчела имеет ядовитое жало, им она защищается от врагов (выпускает яд), но для человека он не смертелен.

— Теперь мы знаем, что пчела – полезное насекомое, живёт в домике, который называется – улей. Собирает нектар с цветов и носит его в соты – это формы, где находится мёд.

Подвижная игра «Пчёлы»

Играющие по считалке выбирают Цветок, а затем делятся на две группы: Сторожей и Пчёл.

Сторожа, взявшись за руки, ходят вокруг Цветка и поют:

Пчёлки яровые, крылья золотые,

Что вы сидите, Пчёлки яровые,

Крылья золотые.

Что вы сидите, в поле не летите?

Аль вас дождичком сечёт,

Аль вас солнышком печёт?

Летите за горы высокие,

За леса зелёные –

На кругленький лужок,

На лазоревый цветок.

Пчёлы стараются забежать в круг, а Сторожа, то поднимая, то опуская руки мешают им.

Как только одной из Пчёл удастся проникнуть в круг и коснуться Цветка, Сторожа, не сумевшие уберечь Цветок, разбегаются.

Пчёлы бегут за ними, стараясь ужалить и пожужжать в уши.

— Говорят: «Цветы без пчел, а пчелы без цветов не живут». А как вы думаете, почему? (Ответы детей)

Когда пчёлы переносят пыльцу с цветка на цветок, они их опыляют и от этого растения дают семена, плоды. Если бы не было насекомых, то не появились яблони, вишни и др. плодовые растения.

Пальчиковая игра «Цветок»

Будит солнышко цветочек:

«Просыпайся-ка, дружочек!

Раз, два, три, четыре, пять –

Новый день пришёл опять».

Спать цветок заторопился.

Раз, два, три, четыре, пять –

Завтра с солнышком вставать!

Пчелы приносят большую пользу людям. Из всех насекомых они самые близкие друзья человека. Ребята, а вы любите мед? (Ответы детей) Мед дают пчелы. Люди называют пчел хлопотуньями, труженицами. Кроме меда, пчелы производят воск, прополис. Прополис помогает заживлению ран. И даже пчелиный яд применяют в медицине, как лекарство от многих болезней.

-Ребята, а теперь расскажите, что нового и интересного вы узнали сегодня о пчелах.

Источник: maam.ru