Конспект занятия по ознакомлению ОМ в средней группе «Первые цветы весны»

Светлана Генриховна Фролова
Конспект занятия по ознакомлению ОМ в средней группе «Первые цветы весны»

Конспект занятия по ознакомлению ОМ в средней группе.

«Первые цветы весны».

Цели: Формировать знания о весенних первоцветах.

Задачи:

Образовательные: Дать элементарные представления о первых весенних цветах, учить детей различать и правильно называть первые весенние цветы, вызвать у детей интерес к окружающему миру;

Развивающие: развивать внимание, память, образные представления детей, активизировать речь.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к объектам природы, помогая видеть красоту.

Оборудование и материалы: картинки первоцветов; фонограмма «Звуки весны», разрезанные изображения первоцветов, набор карточек с изображением первоцветов по кол-ву детей, бабочки на пружинках на всех детей, тематическая презентация.

Словарная работа:

Предметы: Первоцветы, подснежник, мать-и-мачеха, медуница, ветреница, крокус, медуница; нектар, аромат.

Признаки: морозостойкий, сильный, нежный.

Действия: распускаются, появляются, пробиваются.

Предварительная работа:

Беседы о весне, рассматривание иллюстрации первоцветов, Фотографирование первоцветов на клумбе участка.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие»: развитие у детей познавательных интересов; обобщение и закрепление характерных признаков пробуждения природы весной.

«Речевое развитие»: обогащение словарного запаса по теме.

«Социально-коммуникативное развитие»: приобщение к общепринятым нормам и правилам, удовлетворение потребности детей в самовыражении; развитие компонентов устной речи детей в различных формах.

«Художественно-эстетическое»: развитие восприятия звукового сопровождения.

«Физическое развитие»: развитие умение выполнять движения по тексту, снятие статического напряжения

Ход:

Звучит фонограмма «Звуки весны».

Воспитатель: Какое сейчас время года?

Ответы: Весна.

Воспитатель: Давайте вместе назовём весенние приметы, что меняется в природе с приходом весны? И почему, это происходит?

Ответы: Солнышко греет, снег тает, звенит капель, птицы возвращаются из тёплых краёв и весело щебечут, на проталинах появляются первые цветы.

Воспитатель: А знаете, как люди называют первые цветы?

Ответы: подснежники.

Воспитатель: А знаете, почему подснежник так называется?

Ответы: Потому что он пробивается из-под снега. Этот маленький цветочек может выдержать даже сильный мороз. А раз они первые цветы, то их еще называют первоцветами.

Воспитатель: Сейчас я вам прочитаю стихотворение о подснежнике. Слушайте внимательно, рассмотрите цветок, ответьте на мои вопросы.

У занесённых снегом кочек

Под белой шапкой снеговой

Нашли мы маленький цветочек

Полузамёрзший, но живой.

Первым вылез из земли он

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький.

Из-под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает.

Вопросы :

— Где в лесу можно встретить подснежники?

— Почему подснежники появляются первыми? Чего они не боятся?

-Для чего подснежники распускаются в весеннем лесу?

Воспитатель: А сейчас я приглашаю вас на весеннюю полянку, где мы увидим разные первоцветы с очень интересным названием.

Мать — мачеха — это очень полезное растение похоже на маленькое солнышко. Оно помогает вылечить больное горло и кашель, если заваривать из его листьев и цветов лекарственный чай.

Ветреница — это растение названо так за совпадение времени своего цветения со временем сильных весенних ветров. Его тонкий, нежный стебелек качается от любого ветерка.

Подснежник – растет из-под снега. Это цветок появляется ранней весной. когда на деревьях еще нет листьев. У подснежника пушистый стебелек с нежно-фиолетовым бутоном.

Крокус — цветет после подснежника. Распустившиеся цветки напоминают маленький тюльпанчик Цветы желтые, белые, бледно –голубые, сиреневые.

Медуница– появляется ранней весной. На стебельке этого растения одни цветы темно-розовые, другие – сиреневые, третьи – ярко-синие. Название «медуница» происходит от слова «мед», потому что цветки этого растения наполнены сладким душистым нектаром. Медуница любит яркий солнечный свет. По окраске цветка пчелы сразу определяют, есть в нем мед или нет. В нераспустившихся бутонах розового цвета меда совсем немного. Когда мед накопится, цветок становится сиреневым, а когда увядает – синим. Из высушенных листьев и стебельков пьют чай при болях в горле, кашле.

Калужница — Цветёт рано весной по берегам стоячих водоёмов и болот. Цветки ярко-жёлтого цвета на толстых стебельках. Листья сердцевидные, тёмно-зелёные. Растение ядовито, как и все первоцветы. В народе калужницу болотную называют лягушатницей.

Воспитатель: Ребята, давайте и мы превратимся на некоторое время в нежные весенние цветы.

Физкультминутка.

На лугу растут цветы

Небывалой красоты.

(Потягивания – руки в стороны)

К солнцу тянутся цветы,

С ними потянись и ты.

(Потягивания – руки вверх).

При повторе движения можно разнообразить.

Воспитатель: Когда мы видим первые цветы такие разные, нежные и красивые, нам хочется их сорвать.

Но если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок…

Если ВСЕ: и Я, и ТЫ-

Если МЫ сорвем цветы

То окажутся пусты

Луг, поляны и сады!

И не будет красоты!

Многие первоцветы занесены в Красную книгу. А, значит, они охраняются. Это самые первые цветы, которые помогают выжить первым проснувшимся насекомым, они спешат к цветам, чтобы полакомиться сладким нектаром. Если не будет первых цветов – насекомые умрут от голода и холода.

А ещё цветы дарят радость людям. Хочу вам рассказать о правилах, которые мы должны соблюдать вместе, чтобы сохранить красоту цветов:

— Не рви цветы в лесу, на лугу. Пусть красивые растения остаются в природе.

-Посади первоцветы у себя в саду и ухаживай за ними.

-Расскажи друзьям и близким об охране редких растений.

-Сорванный цветок очень быстро завянет и его выбросят! В природе он будет радовать нас гораздо дольше!

Воспитатель: Теперь, когда мы знаем, как сберечь цветы, отправимся вместе на цветочную поляну. А чтобы цветов на ней стало ещё больше, я буду сажать один цветок, а вы много таких же цветочков.

Дид. Упр. «Один – много»

(Дети повторяют название цветка за педагогом и выкладывают картинки с изображением такого же цветка в любом месте на поверхности стола)

Воспитатель: Над полянкой сияет солнышко и зовёт нас поиграть.

Дети берут насекомых на пружинках и помогают им летать с цветка на цветок, собирая нектар.

Приложение:

Пальчиковая гимнастика «ЦВЕТОК»

Словно в бутончик, собрав лепестки.

Солнце свои посылает лучи.

(поочерёдное сжимание и разжимание пальцев рук)

Утром под солнцем цветы раскрываются.

И лепесточки у них расправляются.

(Сложить ладони в бутон и медленно его раскрыть)

Солнышко село, и сумрак сгустился,

И до утра мой цветочек закрылся.

(Поочерёдно сжать в кулачок левую и правую ладонь)

Цветы весенние прекрасны,

Вдохни их нежный аромат.

(Шевелить пальцами обеих рук перед собой)

Ты сделай вдох спокойный, плавный,

На выдохе скажи ты: «Ах!»

Дидактическая игра «СОБЕРИ ЦВЕТОК»

(конверты с разрезными картинками)

— Молодцы, хорошо поработали и все получилось. Назовём вместе цветы, которые вы собрали.

Физкультминутка Цветы

Раз –два-три, Раз –два-три

Ты вокруг посмотри (движение головой в стороны)

Всюду выросли цветы

К солнцу потянулись (тянутся на носочках)

Солнцу улыбнулись! (улыбаются)

Ветер летел и качал стебельки (раскачивают руками влево — вправо над головой)

Влево качнулись- пониже нагнулись. (наклоняются влево)

Вправо качнулись – пониже нагнулись. (наклоняются вправо)

Ветер нас пугай! Поскорей улетай! Нам цветы не ломай! (грозят пальчиком)

Пусть они растут, растут, (присесть)

Людям радость принесут! (медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики).

Источник: maam.ru