Конспект занятия по исследовательской деятельности «Свойства воды» для детей подготовительной к школе группы

Ирина Назаренко
Конспект занятия по исследовательской деятельности «Свойства воды» для детей подготовительной к школе группы

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Тема: «Свойства воды»

Цель: формировать представление о воде и ее свойствах.

Задачи:

1. Образовательные:

познакомить детей с новыми свойствами воды посредством проведения серии опытов;

— совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека;

— развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

2. Развивающие:

— развивать наблюдательность, любознательность, внимание, воображение;

— развивать навык проведения лабораторных опытов;

— продолжать формировать у детей умение делать предположения, выводы;

— развивать речь детей.

3. Воспитательные:

— воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи, умение работать в парах, договариваться;

— бережное отношение к воде.

ХОД:

1. Психологический настрой (на паласе в кругу)

— Ребята, у вас есть друзья?

(Встав в круг, дети произносят слова и выполняют движения)

Как хорошо, когда много друзей

Вместе нам жить веселей (дети берутся за руки)

Я твой друг и ты мой друг! (показывают руками)

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся! (взявшись за руки, улыбаются друг другу)

— Давайте это хорошее настроение подарим нашим гостям (дети дуют на ладошку).

— Ребята, а вы обратили внимание, что мы с вами сегодня перед занятием обели белые халаты. Сегодня у нас будет необычное занятие, но об этом я вам скажу чуть позже.

2. Целеполагание, формирование мотивации к деятельности.

-Наше занятие хотелось бы начать с выступления Вани. Посмотрите на экран и послушайте внимательно.

(презентация с выступлением Вани Лапина: исследовательская деятельность семьи Лапиных на тему «Зимние мыльные пузыри»)

— Спасибо большое, Ваня, ты рассказал нам об очень интересном открытии про мыльные пузыри. Вам было интересно, ребята?

— А что входит в состав мыльных пузырей? Из чего их делают?

— А кому и для чего нужна вода? (Чтобы мыть посуду, пить, поливать растения, стирать белье …)

— Где можно встретить воду? (Вода есть в кране, в море, в луже)

— А хотите послушать журчание воды? (воспитатель включает запись журчания ручейка)

Звучит запись журчания ручейка, через некоторое время…

— А у нас Саша знает стихотворение про воду (ребенок встает и рассказывает стихотворение)

Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане, И в водопроводном кране,

Как сосулька, замерзает, В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит, Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться, Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить: Без нее нам не прожить.

Н. Рыжова

— Вот видите, для жизни человека и всех живых существ вода имеет очень важное значение, поэтому нам нужно ее беречь.

— Ребята, а вы хотите, как и ваш друг Ваня со своей мамой провести исследования, сделать открытия и побольше узнать о свойствах воды?

— Ну тогда я вас приглашаю в научную лабораторию.

— Как вы думаете, что делают в лаборатории? (Ученые занимаются наукой. Наука – это познание. Ученые проводят различные опыты. Лаборатория — это место, где ученые проводят опыты, ставят эксперименты, изучают новые вещества).

— Давайте сегодня мы с вами станем такими же учеными и будем проводить опыты по исследованию воды и её свойств.

— Ребята, прежде чем начать проводить опыты, давайте поговорим о правилах поведения в лаборатории (ответы детей).

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЛАБОРАТОРИИ:

— Самое важное правило, которое мы уже выполнили перед началом занятия? (В лабораторию одевают халаты, чтобы не запачкать одежду)

Быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться.

Аккуратно пользуйтесь ёмкостью для воды, своевременно поддерживайте порядок на рабочем столе, не шуметь – этим мы мешаем другим.

Аккуратно обращаться с посудой.

Нужно слушаться воспитателя.

Внимательно следить за результатом опыта.

Закончив наблюдение, сделать вывод.

Без задания — ничего не трогать, действовать только по правилам!

Вспомним правила работы в паре: уметь слушать и слышать друг друга, советоваться друг с другом, каждый высказывает свое мнение.

3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

— А сейчас давайте с вами пройдем и займем места за лабораторными столами.

Опыт 1. Какой формы вода?

Воспитатель показывает детям мяч, коробку.

— Какой формы эти предметы (мяч круглый, коробка прямоугольная)

— Как вы думаете, имеет ли форму вода? (нет)

— Давайте в этом убедимся на опыте. Для этого возьмем маленькую пластиковую бутылку с водой и один одноразовый стаканчик.

— Давайте перельем немного воды до половины в стаканчик.

— Начинаем выполнять задание.

— Одинаковой ли формы у вас бутылки, в которых вода? (Да, одинаковая форма)

— Изменила ли теперь свою форму вода, после того, как вы ее перелили?

— Какое мы свойство доказали? (Вывод: вода жидкая и не имеет формы, она принимает форму того сосуда, в котором находится)

Воспитатель показывает соответствующую схему, прикрепляет к доске со словами:

— Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются.

Опыт 2. Какого цвета вода?

— Для следующего опыта нам понадобятся стаканы с водой и молоком, 2 чайные ложки.

— Вам необходимо взять эти стаканы и разместить в них чайные ложки.

— В каком стакане видна ложка?

— Как вы думаете почему?

— Какой можно сделать вывод? (вода прозрачная, а молоко — нет)

— Какое свойство воды мы доказали? («Вода прозрачная – не имеет цвета»)

(Воспитатель показывает соответствующую схему, прикрепляет к доске.)

— Давайте не будем забывать о важном правиле «Содержи свое рабочее место в порядке» и уберем все на разнос, чтобы ничего не пролить, чтобы оно нам не мешало.

Опыт 3. Вода не имеет собственного запаха и вкуса.

— Для следующего опыта нам понадобятся 2непустых стакана с трубочками.

— Подвиньте стаканы, отпейте немного из каждого.

— Как вы думаете, в каком из стаканов налита обычная питьевая вода?

— Чем пахнет вода? (чистая вода ничем не пахнет)

— Скажите, есть ли у воды вкус (Вода не имеет вкуса)

— Угадайте, что добавлено в другой стакан?

— Как вы догадались?

— Вода в другом стакане имеет вкус? Какой? Запах? Какой?

— Итак, какое свойство воды мы доказали? (Вода не имеет запаха и вкуса, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено).

Воспитатель показывает соответствующую схему, прикрепляет к доске со словами:

— Вода начинает пахнуть теми веществами, которые в нее положены, например яблоком или смородиной в компоте, мясом в бульоне.

— Итак, что в результате опытов мы доказали? Давайте посмотрим на доску, где прикреплены свойства воды и еще раз их повторим!

— В результате опытов мы доказали, что «Вода жидкая – не имеет формы»,

«Вода прозрачная – не имеет цвета», «Вода не имеет запаха и вкуса».

Физкультурная минутка

— Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр.

К речке быстрой мы спустились,

(шагаем на месте)

Наклонились и умылись.

(наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре,

(хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились.

(встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.

(круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль.

(круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин.

(прыжки на месте)

Вышли на берег крутой

(шагаем на месте)

И отправились домой.

— Отдохнули и теперь снова занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

— Итак, ребята, мы с вами остановились на том, что, растворяясь в воде, различные вещества, меняют у нее: цвет, вкус, запах…А это значит, что вода оказывается еще и РАСТВОРИТЕЛЬ. Повторите «вода – растворитель».

-А, может быть, кому-то из вас знакомо слово «растворитель», что оно обозначает?

Воспитатель показывает соответствующую схему, прикрепляет к доске со словами:

— Интересно, а все ли вещества можно растворить в воде?

— Как вы думаете, что из этих веществ растворится в воде, а что нет?

Давайте ваши предположения занесем в таблицу, посмотрите на доску

(прикрепляет таблицу на доску).Под номером 1 что за вещество?Как думаете, растворится ли в воде сахар? Да! Тогда я ставлю «+». (И так обсудить и отметить все вещества).

№ стакана Вещество Предположение

«+» или «-»

1 сахар +

2 стиральный порошок

3 земля

4 подсолнечное масло

— А сейчас я предлагаю вам, что и делают настоящие ученые, проверить наши предположения на опытах.

— Ребята, вы будете работать в парах, исследовать, что же растворяется в воде, и записывать результаты, как я показала на примере. Проводить опыты будете по очереди – один ребенок проводит опыт, другой записывает, а затем наоборот. Потом мы подведем итог.

Посмотрите на разнос. Перед вами 4 стакана с чистой водой, на каждом стакане цифра. И 4стакана с веществами:

в стакане под номером

1 – сахар,

2 – стиральный порошок,

3 – земля,

4 – подсолнечное масло.

— Я хочу вам напомнить правила проведения опытов:

во время опытов ничего не пробуем и не берем в рот;

аккуратно все размешиваем, не проливая воду на стол.

Вспомним правила работы в паре: уметь слушать и слышать друг друга, советоваться друг с другом, каждый высказывает свое мнение.

— Итак, давайте приступим к работе. Сначала будут девочки проводить опыт, а мальчики записывать.

Начнем с вещества под номером 1. Это у нас сахар. Наберите ложечкой сахар и поместите его в стакан, тоже под номером 1. Размешайте. Растворился сахар в воде (Да).

— Пряча в себе сахар, вода не даёт его увидеть, не даёт потрогать и взять назад, но при этом она хранит его в себе. На самом деле сахар не исчез в воде, он растворился. Значит, вода является растворителем.

— Какой знак мальчики напишут в таблицу напротив цифры 1 (Знак «+»). Записываем.

А чтобы провести следующий опыт, нужно поменяться, т. е. кто записывал результат, будет проводить опыт, а кто проводил, будет записывать. Поменяйтесь, передайте лист записи и карандаш?

— Мальчики, теперь вам нужно взять вещество из стакана под цифрой 2 и поместить его тоже в стакан под цифрой 2.

— Что же мы видим? (ответы детей). Стиральный порошок тоже растворился полностью, никакого осадка на дне стакана нет.

— Какой знак девочки напишут в таблицу напротив цифры 2 (Знак «+»). Записываем.

…и так далее…

Земля не растворилась совсем, только опустилась вся на дно стакана, сделав воду грязной.

Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности воды.

— Замечательно! Вы смешали все вещества с водой! Все ли вещества растворились? Какой мы вывод можем сделать? (вода – растворитель, но не все вещества могут растворяться в воде).

— А теперь давайте посмотрим в свои листы наблюдений и сравним их с записями таблицы на доске. Совпадают?

В воде растворяется сахар, порошок и гуашь,

не растворяется земля, растительное масло.

Значит, наши предположения были верны, что и подтвердилось на опытах.

Заключительная часть.

— А чтобы узнать, понравилось ли вам проводить опыты, нам помогут капельки воды, которые у вас у каждого лежат на краю стола:

кому понравилось проводить опыты – поднимите веселую капельку,

кому ничего не понравилось – поднимите грустную капельку.

— А теперь возьмите капельки и оцените свою работу.

— Что особенно вам понравилось? (спросить у тех, кто поднял веселую капельку)

— Что нового вы для себя узнали?

— К сожалению, сейчас и сегодня исследования мы больше проводить не можем, но зато дома с родителями вы продолжите, потому что (воспитатель берет стакан с водой и опускает туда гвоздь…вам нужно будет выяснить, как можно достать гвоздь, не замочив при этом руки, не используя ложки? (С помощью магнита.)

— А мне осталось сказать:

Вода-это радость земли.

Вода-это счастье земли.

Вода-это чудо земли.

Воду ты всегда береги!

Источник: maam.ru