Конспект занятия по ФЭМП «Путешествие вокруг Земли»

Татьяна Афанасьева
Конспект занятия по ФЭМП «Путешествие вокруг Земли»

• Цель: совершенствование умения детей делать выводы и умозаключения. углубление экологических знаний у детей, воспитание у них гуманного отношения к природе, чувства ответственности за все живое на Земле

• Программное содержание:

Обучающие задачи:

• Систематизировать и закрепить имеющиеся у детей знания по ФЭМП.

• Продолжать учить решать простые арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр.

• Упражнять в счёте в пределах 20 в прямом и обратном порядке.

• Закрепить знания детей о геометрических фигурах.

• Закрепить знания о последовательности дней недели

• Закрепить знания о том, что в разных местах условия разные: есть территории,где жить легко (плодородные земли, лесистые местности, умеренный климат, но есть места, где человеку, животным и растениям жить трудно.

• Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Развивающие задачи:

• Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

• Развивать представление о жизни на Земле, об условиях для развития растений, животных и людей (воздух, вода, пища)

• Развивать смекалку, зрительную память, воображение.

• Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

• Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

• Воспитывать интерес к математическим занятиям.

• Воспитывать чувство гордости за свою планету; побуждать желание сделать для Земли что-либо полезное.

• Воспитывать уважительное отношение к окружающим (не перебивать воспитателя и отвечающих товарищей, дать возможность ответить другим, не выкрикивая с места, помогать товарищам

Предварительная работа с детьми: Рассматривание иллюстраций о планете Земля, просмотр презентации «Планета Земля», отгадывание загадок, решение логических задач, решение простых арифметических задач, наблюдение за календарём, индивидуальные занятия

Оборудование: магнитная доска, тетради, простые карандаши, проектор.

Демонстрационный материал: иллюстрации по теме.

Раздаточный материал: тетради в клетку, карандаши.

Применяемые технологии:

— ИКТ-технологии (презентация)

— здоровьесберегающие (динамическая пауза – физкульминутка, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз)

Ход образовательной деятельности:

Давайте порадуемся солнцу и птицам

А также порадуемся улыбчивым лицам

И всем, кто живет на этой планете

«Доброе утро» — скажем мы вместе

«Доброе утро» — маме и папе

«Доброе утро» останется с нами.

1, 2, 3, 4, 5 начинаем счёт опять,

5, 4, 3, 2, 1 дружно мы в кругу стоим!

Встали ровненько ребята, слушайте внимательно

Вы к занятию готовы?

Здравствуй, математика!

А как вы считаете:

математика предмет – интересный или нет? Почему вы считаете, что интересно? А кто думает, что математика не интересный предмет? А мы сегодня это проверим!

Ребята, где мы живем, на какой планете? Всё, что нужно для жизни,даёт нам Земля :пищу, материал для одежды, воду. Земля – прекрасная планета! Люди должны любить и беречь её, ведь она наш общий дом. Люди стараются сохранить и украсить свой дом – нашу планету.

СЛАЙД 1 День 22 апреля 1994 года был объявлен Всемирным днем Земли. В этот день множество отрезков материи с подписями россиян в защиту природы было пронесено по всей нашей стране.

СЛАЙД 2 Из кусков составили флаг Земли — символ, призывающий людей относиться к природе с уважением. Это самый большой флаг, его площадь 660м

СЛАЙД 3 Космонавты говорят, что из космоса Земля наша голубая. И от каждого из нас зависит, чтобы из иллюминаторов космических кораблей они продолжали видеть голубые озера, а не грязные лужи, леса и луга, а не горы мусора. Очень важно бережно относиться к нашему общему дому Земле, и всем, кто на ней живет. Кроме нас и наших близких, на земле живет множество людей. А кто еще живет рядом с нами? (бабочки и жабы, цветы и деревья, рыбы и птицы, звери и насекомые)

-Ни мы, ни они не выбирали место, где появиться. Земля- наш общий дом.

СЛАЙД 4 Поэтому мы – все жители планеты Земля- очень зависим друг от друга. Земля- наш дом. Значит нам его и беречь.

СЛАЙД 5

Берегите Землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинках солнечные блики.

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем.

Ласточку, мелькающую в жите,

Берегите Землю! Берегите.

— Дети, я приглашаю вас в удивительное путешествие вокруг Земли, в пути вас ждут интересные задания и испытания. Вы должны будете показать свои знания, умения, сообразительность. А еще вы должны быть добрыми, отзывчивыми и дружными! Готовы отправиться в путешествие?

Уши слушают – и все слышат,

Глаза смотрят – и все видят.

Ноги не мешают, руки помогают.

А голова – хорошо думает.

-Как истинные путешественники, мы зафиксируем дату нашего отправления___(Дети из карточек составляют дату: число, месяц, день недели)

-Если путешествие будет длиться 3 дня, в какой день недели мы вернемся?

-А на чем мы будем путешествовать? Ваши варианты?

СЛАЙДЫ 6-9

Пальчики уснули, (сжать пальчики правой рукой в кулак)

В кулачок свернулись,

Один, два, три, четыре, пять! (отогнуть пальцы один за другим

по очереди на счет)

Захотели поиграть! (пошевелить всеми пальчиками)

Разбудили дом соседей, (поднять левую руку, пальцы сжать

в кулак)

Там проснулись шесть и семь! (отогнуть пальцы один за другим

на счет)

Восемь, девять, десять

Веселятся все! (Покрутить обеими руками)

Но пора обратно всем: (загнуть пальцы левой руки один за другим)

Десять,

Девять,

Восемь,

Семь,

Шесть калачиком свернулись,

Пять зевнул и отвернулся. (загнуть пальцы правой руки)

Четыре,

Три,

Два,

Один

Снова в домике мы спим. (поднять обе руки сжатые в кулак)

— Сели правильно, выпрямили спинки. Откройте тетрадки, взяли правильно карандаш. Запишите число. Отсчитайте вниз 4 клетки и вправо 7 и поставьте точку.

Приготовились:

3-наискосок вправо вверх

1-вправо

3-наискосок влево вниз

2-вправо

1-наискосок вправо вверх

1-вправо

1-наискосок влево вниз

1-наискосок вправо вниз

1-влево

1-наискосок вправо вверх

2-влево

3-наискосок вправо вниз

1-влево

3-наискосок вправо вверх

— Итак, ребята, вы правы! Мы с вами отправимся странствовать на самолёте по материкам

Как вы думаете, какой материк мы посетим первым? Почему?

Чтобы не сбиться с пути мы используем макет Земли и будем рисовать карту. А что такое макет Земли? Наша планета земля разделена на 6 материков: Евразию-самый большой континент, Африку самый жаркий, Австралию –самый маленький, Антарктиду –самый холодный, Северную и Южную Америку- самый красивый.

— Покажите на глобусе Евразию.

— В тетрадках- 5 клеточек вниз и 18 вправо, поставьте точку.

-СЛАЙД 10. Назовите животных России. Посчитайте животных. Какой по счету волк, лиса, медведь, заяц?

— Какое животное занесено в Красную книгу? Что мы можем сделать, чтобы в Красную книгу не попадали животные?

-С заданием справились, нарисовали флажок вместо точки. Какой материк следующий? Какой ближе всех к Евразии?

Рисуем нашу карту — от флажка влево и вниз по диагонали 3 клеточки, поставьте точку.

СЛАЙД 11-12

— В Африке протекает Нил – самая длинная река во всем мире. Природа континента очень богата. На территории Африки обитает множество удивительных зверей- травоядных (жирафы, слоны, антилопы, бегемоты)и хищных зверей, а именно львов, гиен и даже шакалов.

Ребята, Африка – родина самой большой и самой быстробегающей птицы. Кто это?

поиграем в игру «Кто быстрей»:

Нужно правильно расставить знаки.

8 13 5 7

14 14 13 13

9 7 18 17

11 11 12 14

15 5 4 6

20 19 15 10

17 18 11 13

13 10 9 9

5 5 0 2

-Ребята, а вы знаете, что в Африке гибнут влажные тропические леса (разнообразие живых организмов).

СЛАЙД 13

Что делать?-Охранять. Заповедники, нац. парки

— Выполнили задание? Ставьте флажок. Куда дальше полетим?

Какой это материк?

От флажка вверх и влево 5 клеточек по диагонали- поставьте точку.

СЛАЙД 14-17 Природа Северной Америки разнообразна и неповторима. Смена природных зон похожа на природные зоны Евразии. Степные зоны здесь называют прериями. Из уникальных зверей здесь можно встретить медведя гризли, красную рысь, бизонов.

СЛАЙД 18

-Самое высокое дерево на земле, достигают высоты свыше 100 м и диаметра ствола 8,5-9 м, деревья могут прожить 3000 лет

Я предлагаю вам составить задачу:

— Из каких частей состоит задача? (условие, вопрос, решение, ответ)

Составьте условие задачи:

— Задайте вопрос к задаче:

— Скажите решение задачи. Запишите (13-3 =10)

— Какой ответ?

— Как вы думаете, почему нужно беречь деревья? Зачем нужен кислород? Что мы можем сделать, чтобы содержание кислорода не уменьшалось?

-А вы знаете, что на высоте 20-25 км находится слой озона, который задерживает вредные солнечные излучения. И этот слой разрушается. Как можем мы помочь нашей планете?

Выполнили задание? Рисуйте флажок

Руки в стороны, в полёт

Отправляем самолёт.

Правое крыло вперёд,

Левое крыло вперёд.

Раз, два, три, четыре

Полетел наш самолёт.

— Куда летим? Что поблизости?

Рисуем нашу карту — от флажка вниз 4 клеточки, поставьте точку

СЛАЙД 11-5 Южная Америка — место обитания самых больших в мире жуков (жуки-дровосеки, самых ядовитых лягушек (Пятнистый древолаз, Маленький древолаз и другие, самых маленьких обезьян (игрунки, самых больших бабочек (бабочка-агриппина, самых опасных рыб (пираньи).

— Считаем сколько букв в названии материка (Южная Америка)

СЛАЙД 16

Состав 12 (заполняем домик)

-А вы знаете, что одной из главных экологических проблем является проблема МУСОРА. Что можем сделать мы?

-Выполнили задание? Рисуйте флажок

Чтобы глазки отдохнули,

Мы на ласточек взглянули,

Проводили взглядом их,

И закончили свой стих

-Куда движемся дальше?

3 клеточки по диагонали вниз вправо.

Антарктида СЛАЙД №17-19

Самый холодный и безжизненный материк, благодаря колоссальному оледенению Антарктида – самый высокий материк на Земле. Здесь живут удивительные не летающие птицы пингвины.

Чтобы мы не замерзли, давайте поиграем: «Игра с мячом»

— Назовите соседей числа 5,7,9,10.

— Назовите последующее число 2,5,9,12.

— Назовите предыдущее число 4, 3, 7,8

— Какой день недели идет после среды, пятницы, воскресенья?

— Выполнили задание? Рисуйте флажок.

-Вы знаете, что из-за загрязненности воздуха, температура воздуха и повышается (парниковый эффект) и поэтому тают ледники?

Что можем сделать мы?

(Ответы: не сжигать мусор, листву осенью, не засорять воздух)

-Куда летим дальше? Австралия

4 клеточки вверх вправо по диагонали

СЛАЙД 20-23

Самым маленьким континентом на планете является Австралия, только в этой стране водятся сумчатые животные, которых насчитывается 160 видов: кенгуру, коалы, белки, муравьеды, волки и медведи, живущие на деревьях

А сейчас я буду называть слова, а вы будете называть противоположное слово.

Ты низкий, а папа (высокий)

Ветка тонкая, а дерево (толстое)

Река широкая, а ручей (узкий)

Стул большой, а стульчик (маленький)

Вата легкая, а камень (тяжелый)

Червячок короткий, а змея (длинная)

Снег холодный, а чай (горячий)

Яблоко сладкое, а лимон (кислый)

Выполнили задание? Ставьте флажок

Для того, чтобы вернуться домой, нужно соединить числа по возрастающей. (таблица с цифрами)

Рисуйте линию, соединяющую последний флажок с первым.

Молодцы, наше путешествие закончилось.

Ребята, чем вы занимались во время путешествия? Что нового вы узнали о нашей Земле?

— У вас на столах – смайлики, с одной стороны улыбающиеся, с другой- грустные.

Просигнальте ими — понравилось вам занятие или нет.

Источник: maam.ru