Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Искусственный снег»

Ольга Жамсаранова
Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Искусственный снег»

Цель: формирование исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование.

Задачи:

• закреплять знания детей о зиме, ее месяцах;

• продолжать формировать умение детей выделять сезонные изменения в природе (низкая температура воздуха, солнце не греет, короткие дни, длинные ночи и т. д.);

• формировать умение детей в ходе экспериментирования определять свойства снега;

• развивать умение детей отвечать на вопросы поискового характера;

• обогащать словарный запас детей;

• воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею;

• воспитывать самостоятельность; аккуратность, желание добиваться положительного результата в процессе работы.

Предварительная работа: наблюдение на прогулке за зимними явлениями; рассматривание снежинок; наблюдение за свойствами снега (тает в тепле и т. д.)

Материалы и оборудование: снег, лед, пена для бритья, сода, контейнеры для изготовления искусственного снега, клеенка на столы, цветной картон, пластиковые формочки для лепки фигур из снега.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: чтение стихотворения Сергея Козлова «Снежинки»

За окошком — вьюга,

За окошком — тьма,

Глядя друг на друга,

Спят в снегу дома.

А снежинки кружатся —

Все им нипочем! —

В легких платьях с кружевцем,

С голеньким плечом.

Медвежонок плюшевый

Спит в углу своем

И в пол-уха слушает

Вьюгу за окном.

Старая, седая,

С ледяной клюкой,

Вьюга ковыляет

Бабою-ягой.

А снежинки кружатся —

Все им нипочем! —

В легких платьях с кружевцем,

С голеньким плечом.

Тоненькие ножки —

Мягкие сапожки,

Белый башмачок —

Звонкий каблучок.

— О каком природном явлении это стихотворение? (ответы детей)

— В какое время года мы наблюдаем снег? (ответы детей)

— Сколько месяцев зимой? (ответы детей)

— Назовите зимние месяцы (ответы детей)

— Какой месяц сейчас? (ответы детей)

— Какой будет? (ответы детей)

— Какой был? (ответы детей)

— Молодцы, ребята, все верно. Скажите, пожалуйста, во всех ли странах зимой выпадает снег? (ответы детей)

— Почему в некоторых странах его не бывает? (ответы детей)

— Вы любите снег? Расскажите, какой он? (ответы детей)

— Нравится ли вам лепить из снега? (ответы детей)

Воспитатель демонстрирует снег и лед.

— На ваших столах лежат снег и лед. Попробуем определить их свойства. Одинаковы ли они или различаются?

— Перед вами лежит цветной картон, положите на него кусочек льда. Какого цвета стал лед? Значит, он какой? (Снег белый, лед бесцветный)

— Если уронить лед? Ударить молотком? Что произойдет? (Ответы детей). Почему лед разбился? (Хрупкий). Потрогайте снег. Какой он? (Рыхлый)

— Видно ли через снег? А через лед? Что можно сказать? (Снег непрозрачный, лед – прозрачный)

— Тонет ли лед? А снег? (Дети высказывают свои предположения)

В стакан с водой комнатной температуры кладут комочек снега (льда, наблюдают, что происходит (не тонут, легче воды).

— Если занести снег и лед в помещение, что с ними произойдет? (ответы детей)

Стук в дверь.

Воспитатель: Нам пришло письмо от деда Мороза. (читает)

«Уважаемые дети, помогите! В Спортландии завтра начнутся лыжные гонки. Все спортсмены сегодня уже приезжают, а у нас не хватает снега для лыжной трассы! Вышлите немного снега! Вагона 3 или 4! Иначе соревнования не состоятся! Буду рад вашей помощи!»

— Ребята, как быть? Можем мы отправить снег деду Морозу? (ответы детей)

— Я знаю, как помочь. Хотелось бы вам, чтобы снег не таял в помещении, и вы могли бы лепить из него фигурки? (ответы детей)

Сегодня мы с вами сами будем создавать искусственный снег, если у нас все получится, мы поможем и деду Морозу.

Контейнер для искусственного снега наполняем пеной для бритья и постепенно вводим соду. Искусственный снег готов.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы с вами настоящие изобретатели, какой замечательный снег у нас получился! Теперь мы с легкостью сможем сделать с вами снег и для дедушки Мороза. Или, еще лучше, отправить телеграмму с рецептом искусственного снега, а дед Мороз со своими друзьями-спортсменами приготовят его, и соревнования состоятся.

А пока вы можете поиграть со снегом, лепить из него разные фигуры с помощью формочек. (Самостоятельная игровая деятельность детей).

Источник: maam.ru