Конспект занятия НОД по природному миру во второй младшей группе «Путешествие в зимний лес»
Людмила Середняк
Конспект занятия НОД по природному миру во второй младшей группе «Путешествие в зимний лес»
Цель: Формировать у детей представления о животных, живущих в лесу.
Задачи:
— Расширить знания и представления детей об особенностях внешнего вида и образа жизни диких животных зимой: белка, медведь, заяц, лиса; умение различать и называть животных.
— Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателей.
— Развивать мышление, речь, умение отвечать на вопросы. Расширить словарный запас слов (дупло, нора, берлога).
— Воспитывать заботливое отношение к окружающей природе, животным.
Предварительная работа: Экскурсия вокруг детского сада, рассматривание деревьев, кустарников. Игры с наглядно-дидактическими пособиями с изображением диких животных, беседы о зиме, загадки о животных, чтение сказок о животных; дидактические игры «Дикие животные», «Чей домик»; пальчиковая гимнастика «Погреемся».
Материалы и оборудование: Ёлочки, дерево; игрушки: заяц, белочка, лиса, мишка. Пенек, сугроб, снежинки, шишки, орехи, две корзинки. Музыкальная колонка. Угощение для детей — конфеты.
Методы и приёмы:
— словесный (беседа);
— наглядный;
— вопросы к детям;
— дидактическая игра;
— использование звукозаписи.
Ход совместной организованной образовательной деятельности
Воспитатель:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
Воспитатель: — Ребята, сегодня я пришла в д. сад, а на столе лежит письмо. (Читает)
«Ребята, помогите, в лес скорее поспешите!»
— Кто-то нас просит о помощи.
— Как нам быть? (Ответы детей) Отправимся в путешествие, в лес. А на чем можно добраться до леса? (Ответы детей)
— Какое сейчас время года?
Дети: — Зима.
Воспитатель: — Молодцы! Сегодня мы отправимся в зимний лес на поезде.
-А вы знаете как нужно себя вести в лесу?
(Не шуметь, не ломать ветки, не кричать, не мусорить)
(под музыку, дети едут на поезде).
Воспитатель: — Вот мы и приехали в зимний лес. Смотрите сколько здесь деревьев! Что это за дерево? (Ответы детей)
Дети: — Ёлочка.
Воспитатель: — Ой, ребята, смотрите-ка, кто это там сидит?
— Я загадаю вам загадку, а вы отгадайте, что это за зверь.
Комочек пуха,
Длинное ухо.
Прыгает ловко,
Любит морковку.
Дети: — Это, зайчик.
Воспитатель:- Посмотрите, какой зайка!
-Какого цвета у него шубка?
Дети: — Белая, мягкая, теплая, пушистая.
Воспитатель: — Какие у зайки ушки?
Дети: — длинные ушки.
Воспитатель: — Какой хвостик?
Дети: — Маленький, короткий.
Воспитатель: — Как зайчик приготовился к зиме?
Дети: — Он сменил серую шубку на белую, чтобы быть не заметным.
Воспитатель: — У зайца есть домик?
Дети: — нет, он прячется и спит в снегу, под елками.
Воспитатель: — Что кушает зайка зимой в лесу?
Дети: — Кору дерева и веточки, сухую травку под снегом.
Воспитатель: — Давайте поиграем с зайчиком.
Игра «Зайка беленький сидит»
Зайка беленький сидит
(Дети сидят на корточках)
И ушами шевелит.
(Дети показывают, как зайка шевелит ушами)
Зайке холодно сидеть,
(Трут ладошку об ладошку)
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
(Прыгают)
Кто-то зайку испугал.
Зайка прыг и убежал. (Прячу зайца за пенёк).
Воспитатель: — Интересно кто же зайку напугал? От кого он прячется?
Дети: — лиса, волк.
Воспитатель: — дальше по лесу пойдем. Ой, а кто это сидит на пенечке? Отгадайте загадку:
Быстрый маленький зверек
По деревьям скок – да скок?
Дети: — белка.
Воспитатель: — А где у неё дом?
Дети: — на дереве.
Воспитатель: — Высоко на дереве строит белочка себе домик.
-Как называется домик белки?
Дети: — дупло.
Воспитатель: — Что умеет делать белочка?
Дети: — прыгать по деревьям.
Воспитатель:- Белочка, а ты к зиме подготовилась? (нет, не успела)
— А что белочка к зиме заготавливает?
Дети: — грибы, шишки, орехи.
Воспитатель: — Поможем белочке собрать шишки и орешки. (Дети собирают шишки, орехи и грибы).
Игра «Запасы на зиму»
Воспитатель: — Вот, белочка, сколько мы тебе запасов на зиму собрали. Теперь ты будешь сытой и зима тебе не страшна.
Белка: — Спасибо, вам, ребята.
Воспитатель: — А кто еще живет в лесу? Отгадайте загадку
Хитрая плутовка
Рыжая головка.
Пушистый хвост краса.
Кто же это? (лиса)
Дети: — лиса.
Воспитатель: — Молодцы. Ребята.
— Какая у неё шубка?
Дети: — Рыжая.
Воспитатель: — Как называется дом у лисы?
Дети: — Нора.
Воспитатель: — Что Лиса ест зимой в лесу?
Дети: — Мышек, птиц, зайцев.
Воспитатель: — Ребята, покажите, а как ходит лисичка.
(имитация движения)
Воспитатель: — Ой, ребятки, посмотрите, что это такое?
Дети: — большой сугроб.
(Воспитатель поднимает одеяло под ним лежит мишка).
Воспитатель: — Кто здесь спит?
Дети: — мишка.
Воспитатель: — Правильно, ребятишки мишка.
— Как называется домик мишки?
Дети: — В берлоге.
Воспитатель: — Всю зиму мишка спит, а весной просыпается. Давайте соберем снежинки и укроем мишку, чтобы ему было тепло спать в сильные морозы.
Игра «Собери снежинки»
Воспитатель: — Молодцы! Давайте, ребята пойдем тихо на другую полянку, чтобы не разбудить мишку.
Воспитатель: — Что-то мы замерзли, приготовьте свои ладошки.
Пальчиковая гимнастика «Погреемся».
Мы погреемся немножко (Дети хлопают в ладошки)
Мы похлопаем в ладошки
Пальчики мы согреваем,
Их сжимаем, разжимаем (Сжимают пальцы в кулак и разжимают)
Воспитатель: — Ребята, кого мы сегодня встретили в лесу?
— А кто догадался, кто нас в лес позвал?
-кому нужна была помощь?
Дети: — Белке, помогли запасы на зиму приготовить.
— Скажите, дети, а заяц, белка, лиса и медведь — дикие или домашние животные?
Дети: — Дикие животные. Они живут в лесу.
Воспитатель: — Верно, дикими животными их называют потому, что они живут в лесу, о них человек не заботиться, они сами себе добывают корм. Ещё таких животных называют «лесными жителями».
Воспитатель: — Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. (Дети под музыку возвращаются в группу).
Воспитатель: — Ребята, скажите, а мы где сейчас были?
Дети: — в лесу
Воспитатель: — А кого мы встретили?
Дети: — Диких животных.
Воспитатель: — Ребята, посмотрите, пока мы с вами путешествовали по зимнему лесу, лесные зверушки оставили вам угощение. (Раздача угощения).
Источник: