Конспект занятия для детей старшей группы с ТНР

Булах Маргарита Станиславовна
Конспект занятия для детей старшей группы с ТНР

Конспект открытого фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с ТНР на тему: «Знакомство со звуками и буквой М. Путешествие в сказку «Маша и Медведь».

Цель:

познакомить детей с буквой М и звуками, которые она обозначает.

Задачи:

• познакомить детей с твердым и мягким согласными звуками [м] — [м’];

• учить дифференцировать звуки [м] — [м’] в словах, интонационно выделяя их;

• учить выполнять позиционный анализ звука в слове (начало, середина, конец);

• учить выразительно читать стихи, потешки, произносить скороговорки и чистоговорки, пользуясь логическими паузами, ударениями;

• способствовать формированию интереса к речевой деятельности, самостоятельности и инициативы в решении познавательных задач.

Оборудование: настольные зеркала, карточки с изображением буквы М; предметные картинки слов со звуками [м] — [м’]; игрушки: домик, мышь, молоток, гном, мишка, лимон домино, альбом, помидор, морковь, матрешка; звуковые линейки, цветные карандаши, листы бумаги.

Ход занятия.
1. Организационный момент. Приветствие (стих)

Логопед:

Я учу детей читать,

Быстро, грамотно писать,

Говорить все звуки внятно,

Так, чтоб было всем понятно.

Кто я? Дайте мне ответ.

Я учитель-…

Дети: логопед.

Логопед: Правильно. А чему мы учимся на логопедических занятиях?

Дети: Выговаривать звуки, знаки с буквами, учимся читать, рассказывать…

II Сообщение темы занятия.

Логопед: Мы уже знаем много звуков и букв, которые эти звуки обозначают. Сегодня мы познакомимся еще с одним звуком. Послушайте загадку:

Га-га-га – кричит гусенок.

Иго-го – наш жеребенок.

И давно известно всем,

Что мычит корова…

Дети: М-м-м

III Характеристика звуков [м] — [м’]

Появляется корова. Дети перед зеркалами тренируются произносить звук. Логопед уточняет артикуляцию твердого и мягкого звуков (губы чуть-чуть тянутся). Звук согласный, воздух встречает препятствие в виде губ.

А вот и буква, которая обозначает звуки [м] — [м’].

Стих, на что похожа буква М.

Буква М с двумя рогами,

Буква М с двумя ногами.

И давно известно всем,

Что мычит корова …м-м-м.

Логопед:Хотите вы узнать больше об этих звуках, уметь составлять слова, отгадывать загадки?

Дети: Да, хотим.

Логопед :Чтобы узнать, в какую сказку мы поедем, отгадайте загадку:

Возле леса на опушке

Зверь большой живет в избушке,

С ним девчушка озорная

Шаловливая такая.

Мишка любит ее очень,

Как свою родную дочку.

Отгадайте без подсказки:

Кто герои этой сказки?

Дети: Маша и медведь.

Логопед: Правильно, ребята. А на чем мы поедем в сказку? Назовите транспорт, в котором есть звуки [м] — [м’].

Дети: метро, машина, маршрутка…

Логопед: Молодцы! Поедем на машине. Дети садятся в машину, получают билеты и занимают места первые, последние, в середине, согласно билетам.

IV Произношение звуков [м] — [м’] в словах и предложениях.

Звучит веселая музыка. Дети едут на машине и артикулируют. Логоритмика со звуком М.

Мед в лесу Медведь нашел.

Мало меду, много пчел.

Логопед: Мы в лесу! Кто там вышел из избушки, нас встречает у опушки?

Появляется сердитая девочка Маша.

Дети: Маша, а почему ты такая сердитая?

Машенька: Очень долго я играла,

Все игрушки разбросала.

А теперь пора опять

Все игрушки убирать.

Очень скучная работа,

Убирать мне неохота.

Мишку бы не огорчить,

Как же мне, ребята, быть?

Игры на выделение звуков [м] — [м’] в словах.

Логопед: Наши дети не просто помогут тебе убрать вещи, но и научат различать слова, в которых есть звук М, и в которых его нет.

Дети поочередно убирают предметы в 2 корзины. Выделяют звук, артикулируют и говорят, присутствует он в этом слове или нет (10 слов).

Мыло, книга, маска, апельсин, мочалка.

Маша: Вот как чисто в комнате. Спасибо, ребята.

Появляется Медведь.

Медведь: Ой, как чисто! Неужели сама убрала! А у нас гости? Кто Вы, откуда?

Дети: Мы ребята из детского сада. Специально приехали к вам в сказку, чтобы узнать побольше о звуках [м] — [м’].

Медведь: Да-а! Я этот звук очень люблю. Как вы думаете – почему?

Дети: в словах мед и малина живут звуки [м] — [м’]. Только в слове малина звук М –твердый, а в слове мед звук М – мягкий.

Медведь: какие-то еще мягкие, твердые… Я вот знаю, мед –жидкий, а малина – сладкая.

Игры на различие звуков [м] — [м’].

Логопед: Садись, Мишка, с нами. Мы тебя научим и поиграем в нашу любимую игру «Лед и травка». Если в слове 1-ый звук – твердый, как лед, покажем кулачок. Если 1-ый звук –мягкий, как травка, то присядем и покажем травку.

Дети определяют на слух твердые и мягкие звуки в названии картинок мед, море, морковка, медвежонок, мост.

Игра «Доскажи словечко».

Мишка плачет и ревет

Просит пчел, чтоб дали (мед).

Руки девочка помыла,

Ей понадобилось (мыло).

Растет она в саду, в лесу

На зеленом кусту.

Богата витамином

Ягода (малина).

Говорит мартышка мышке

Я в гостях была у (мишки).

Лето жаркое придет,

Солнце яркое печет.

Я ребята вскоре

Отдыхать поеду к (морю).

Быстро и ловко

Зайчик грыз (морковку).

В черном поле заяц белый

Бегал, прыгал, петли делал.

След у зайца тоже бел.

Кто же этот заяц? (мел)

Физкультминутка.

Игра «Живые буквы».

Дети передвигаются под музыку. Музыка останавливается, дети принимают конфигурацию какой-либо буквы.

Появляется Маша.

Маша: Ох, устала же я! Так мне этот звук понравился, что я все предметы, в которых он есть, собрала. Вот какой большой мешок я вам принесла.

Позиционный анализ звуков [м] — [м’] в словах.

Логопед: Умница, Маша! Предлагаю интересную игру. Ребята на ощупь узнают предметы и определяют место звука в слове. Если звук первый – положим его в первый ящик, если звук в середине – во второй, а если звук в конце – то в третий.

Маша по очереди подходит к детям и предлагает узнать предмет и определить место звука в слове.

Дети выполняют задание. Логопед дает оценку выполнения задания.

Логопед: В игры разные играли,

Звуки [м] — [м’] узнали.

Мы предметы собирали.

Как, ребята, не устали?

Раз устали, то пора

Возвращаться детвора.

Славно мы повеселились,

С Машей, Мишкой подружились.

Ждет машина – по местам.

До свиданья – машем вам!

Дети прощаются с Машей и Медведем. Медведь благодарит детей, выносит им на подносе лакомство – мармелад (звуки [м] — [м’]). Дети изображают поездку на машине, говорят чистоговорку (громко, тихо, шепотом).

Работа над зрительным восприятием.

В группе дети садятся за столы. У них на столах карточки с изображением буквы М.

Логопед: Прошу вас, ребята, нарисовать то, на что похожа буква М. Превратите ее в какой-нибудь предмет.

Звучит негромкая музыка. Дети работают.

Итог занятия.

Логопед подводит итоги занятия, дает оценку деятельности детей.

Прощание.

Источник: maam.ru