Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Наш помощник — этикет»

Марданова Галина
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Наш помощник — этикет»

Материал. Предметы сервировки. Костюм Буратино.

Предварительная работа. Чтение сказки А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

Ход занятия

Появляется взрослый в костюме Буратино.

Воспитатель. Сегодня мы поговорим об этикете.

Буратино. Какое красивое слово. Наверное, это что-то вкусное!

Воспитатель. Здравствуй, Буратино! А почему ты меня перебил и не поздоровался

с детьми?

Буратино. Ой! На это уйдет много времени, рука устанет со всеми здороваться, ну

ладно, так и быть. (начинает здороваться с каждым ребенком за руку).

Воспитатель. Буратино, совсем не обязательно всем пожимать руки, можно

поприветствовать сразу всех одним словом -«здравствуйте»!

Буратино. Здравствуйте! (Дети здороваются.) Так о чем вы собирались поговорить?

Воспитатель. Об этикете.

Буратино (обращается к детям). Что означает это слово? (Ответы детей.)

Воспитатель [/b](обобщает ответы). Это правила культурного поведения. Каждый

человек должен знать, как надо здороваться и прощаться, разговаривать по телефону и

вести себя на улице. Дома, в детском саду, в театре, на приеме у врача — везде мы

должны выполнять правила этикета. Человек, который их соблюдает, — желанный гость в любом доме. Он интересен, приятен в общении,у него много друзей. Вот ты, Буратино,

всегда ведешь себя культурно?

Буратино. Конечно! Мне Лиса Алиса говорила, что я очень хорошо воспитан. И в

гостях бываю часто. У Карабаса Барабаса был, в трактире «Три пескаря» с Лисой Алисой и Котом Базилио ужинал, у Мальвины чай пил.

Воспитатель. Вспомним, ребята, чем это чаепитие закончилось. (Зачитывает

фрагмент из главы «Девочка с голубыми волосами хочет воспитывать Буратино».)

Скажи-те, какие правила этикета Буратино нарушил, когда был в гостях у Мальвины? (Детиотвечают.)

Буратино. Теперь я понимаю, почем Мальвина так рассердилась!

Воспитатель. Поможем Буратино, научим! его вести себя за столом? (Дети соглашаются.) Перед тем как принять гостей, мы должны сервировать стол. Покажите, как это сделать, и объясните, для чего нужен каждый предмет сервировки.

Дети накрывают на столы, называя предметы сервировки и объясняя их назначение. При затруднении Буратино задает наводящие вопросы, например: «Для чего на столе лежит тряпочка: стол вытирать, если суп пролился?» Дети объясняют назначение тканевой салфетки, показывают,как ею пользоваться.

Воспитатель. Теперь, Буратино, ты должен научиться правильно сидеть за столом и пользоваться столовыми приборами. Дети и Буратино садятся за столы. Буратино суетится, облокачивается на стол,толкает соседей и размахивает руками.

Воспитатель обращает внимание на его действия, объясняет, какие ошибки он допустил.

Воспитатель. Сидеть следует ровно, не наклоняясь над тарелкой, не ставя локти на

стол и не беспокоя соседей. Дети, покажите Буратино, как надо правильно держать

сто-ловую ложку, вилку и нож, чайную ложку и как вы ими пользуетесь, когда едите (суп,

котлету, картофельное пюре, салат и т. п.).

Дошкольники показывают приемы обращения со столовыми приборами, комментируя свои действия. Буратино пытается есть при помощи вилки и ножа, роняет приборы, во время пережевывания пищи громко разговаривает и т. п.

Воспитатель. Скажите, какие ошибки допустил Буратино? (Дети отвечают.)

-Буратино. Опять все неправильно, а я так старался! Какая трудная это наука — этикет. Наверное, я никогда не смогу стать воспитанным и культурным!

Воспитатель. Приходи к нам в группу обедать. Наблюдай, как дети ведут себя во

время еды, и ты не только узнаешь правила поведения за столом, но и научишься и

выполнять. Буратино благодарит воспитателя, прощается с детьми.

Источник: maam.ru