Конспект тематического музыкального занятия для детей 5–6 лет «Музыка осеннего леса»

Елена Жалковская
Конспект тематического музыкального занятия для детей 5–6 лет «Музыка осеннего леса»

Конспект тематического музыкального занятия для старшей группы

«Музыка осеннего леса»

Цель: формирование у детей творческих проявлений и фантазии.

Задачи:

развитие музыкального слуха, его ладовысотного и метроритмического компонента;

• приобщение к элементарному музицированию;

• расширение музыкального кругозора, обогащение музыкальных впечатлений;

• развитие остроты тембрового слуха, слухового воображения;

• развитие эмоциональной сферы;

• взаимодействие со сверстниками, коммуникативность (коррекционная задача).

Интеграция образовательных областей:

• «Познавательное развитие»,

• «Речевое»,

• «Физическое»

• «Художественно-эстетическое»

• «Социально-коммуникативное».

Оснащение:

• Мультимедийное оборудование,

• Компьютерная программа Power Point,

• Музыкальный центр,

• Детские музыкальные инструменты,

• Детские шляпки,

• Осенние листья.

Содержание :

«Весёлые путешественники», ритмическая композиция (по А. Бурениной)

«Доброе утро» валеологическая песенка-приветствие.

«Звуки леса», речевое упражнение.

«Ладошки», дыхательное упр. (по Стрельниковой)

«Музыкальное эхо», муз. А. Сибирского.

«Ливень», стих. М. Новиковой.

«Дождик», муз. Е. Жалковской.

«Водяная сабелька», стих. И. Токмаковой.

«Про двух утят», муз. И. Попляновой.

«Вальс-шутка», муз. Д. Шостаковича.

«Весёлые шляпы», коммуникативная игра, муз. Ф. Шуберта.

Фонограмма музыки из серии «Волшебство природы», «Классики детям», «Весёлые

путешественники», муз. Старокодомского.

Ход занятия:

(Слайд 1)

Дети входят в зал под песню Весёлые путешественники», исполняют ритмическую

композицию. Муз рук. вместе с детьми поют валеологическую песню-приветствие «Доброе утро».

Муз. рук. — Друзья мои, после того, как мы с вами поприветствовали друг друга, пожелали всем здоровья и хорошего настроения, я приглашаю вас в небольшое

путешествие по осеннему лесу.

Услышим музыку дождя, и пенье птиц, и шёпот елей.

И вместе с листьями, кружась, помчимся в яркой карусели.

Согласны ли вы побывать со мной в осеннем лесу? (Ответ детей) Тогда в путь! Соберёмся на лесной тропинке и пойдём за мной, только не отставайте. (Слайд 2)

В движении по залу исполняется речевое упражнение с элементами «звучащих жестов»

«Звуки леса».

Муз. рук. (поёт)- Вот мы по лесу идём, звуки леса узнаём:

— листья так под ногами шуршат — шур-шур (притопы четвертями,

— вот синички на ветках свистят — фить-пирю (ритмические хлопки,

— рыжая лисичка зайчишку стережет — (на паузе замирают в различных позах,

— а белочка на ветке орешки грызёт — щёлк, щёлк (щелчки пальцами).

Муз. рук. — Посмотрите, солнышко протянуло к нам свои лучики. Поднимите свои

головы к солнышку выше, выше. Пусть солнечные зайчики попляшут на

ваших лицах. Закройте глаза и почувствуйте их тепло. А какой чистый

свежий воздух в лесу. Давайте подышим глубоко, с удовольствием.

(Дыхательное упражнение по системе Стрельниковой).

Хорошо! А теперь расправим плечи и позовём к нам «музыкальное Эхо», что

живёт здесь, в лесу. А вот и оно, уже здесь и, весело отвечая, играет с нами.

Попеременно с педагогом дети поют песенку «Музыкальное эхо».

Эхо! (Эхо) Отзовись! (Отзовись)

Чисто петь! (Чисто петь) Научись! (Научись)

Слушай! (Слушай) Не зевай! (Не зевай)

Всё за мной! (Всё за мной) Повторяй! (Повторяй)

(Слайд 3)

Муз. рук. – Похоже, погода начинает портиться. Давайте укроемся от дождя около

лесной избушки. (Дети рассаживаются на стульчики.) Прислушаемся

к звукам дождя.

Читает стихотворение М. Новиковой «Ливень», иллюстрируя текст «звучащими жестами. При повторе стихотворения, дети выполняют с педагогом.

Капля раз, капля два, капли медленно сперва.

Не спеша, не торопясь песня эта началась.

Но вот дождь пошёл сильней и закапал веселей…

Муз. рук. — А теперь послушайте, какую песенку мне нашептали осенние листочки.

Педагог поёт песню «Мелкий дождик моросит», воспитатель озвучивает капли дождя

на треугольнике.

Муз. рук. – Сейчас я приглашу «музыкальное эхо» и оно поможет нам разучить эту

песенку.

Дети разучивают песню по принципу «эхо» по фразам. Во время пения педагог следит

за певческой установкой.

Муз. рук. предлагает детям озвучить стихотворение И. Токмаковой «Водяная сабелька».

Дождик, дождик-капелька, водяная сабелька. (Играют ритм на дер. коробочке)

Лужу резал, лужу резал, (глиссандо на губной гармошке вверх-вниз)

Резал, резал, не разрезал – (глиссандо на металлофоне)

И устал, перестал. Кап, кап, кап. (Ритмическая формула на дер. коробочке)

(Слайд 4)

Муз. рук. – Посмотрите, друзья, из-за куста показались два утёнка. Что вы можете

о них сказать? С каким настроением они к нам подходят? (Ответ детей).

Давайте дадим этим утятам имена. Весёлую радостную музыку называют

«мажорной», так давайте весёлому утёнку дадим имя…

Дети – Мажор.

Муз. рук. — Грустную музыку называют «минорной» и имя грустного утёнка будет…

Дети – Минор.

Муз. рук. — Сейчас мы примирим этих утят и споём для них песенку. Для начала напоём

песенку весёлого утёнка, Мажора. (Дети поют поступенное движение

мелодии вверх и вниз, показывая рукой-«клювиком» звуковысотность).

— А теперь – грустного.

Во время исполнения мимика лица соответствует настроению музыкального фрагмента.

Затем песня исполняется полностью.

Дети исполняют песню «Про двух утят».

Муз. рук. – А сейчас мы послушаем, какую замечательную музыку дождя напели

композитору Дмитрию Шостаковичу дождевые капли. (Слайд 5)

(Играет фрагмент пьесы «Вальс-шутка»).

Определите, что это: танец, песня или марш? (Ответ).

А какой это танец: пляска, полька или вальс? (Ответ.) А как вы догадались?

(Ответ.) Знаете ли вы, что означает слово «вальс» в переводе с французского

языка? (Ответ.) Верно, «кружиться». И, чтобы этот вальс зазвучал ещё ярче,

вы мне поможете украсить его игрой на музыкальных инструментах.

Как вы думаете, какие инструменты лучше изобразят музыку дождя?

Дети выбирают из предложенных инструментов колокольчики и треугольники, объясняя

свой выбор.

Муз. рук. – Возьмём колокольчики и треугольники и послушаем, как между собой

переговариваются капельки.

Дети исполняют «Вальс-шутку». По окончании воспитатель собирает инструменты.

Муз. рук. – Друзья мои, дождь закончился, и я приглашаю вас на игровую полянку.

Отнесут нас туда осенние листочки, а ветер нам поможет. Сейчас я его

позову. (В это время воспитатель раздаёт детям листочки). (Слайд 6)

Ой, ты, ветер-ветерок, прилетай скорей, дружок! (Звучит фонограмма.)

Шумный ветер налетел и листочек полетел! (Свободный «полёт».)

Ветерок всё тише, тише, опускаемся пониже. Бух!

(Дети, кружась, опускаются на ковёр)

Муз. рук. — После такого путешествия надо бы отдохнуть: девочки прилягут на ковёр, закроют глаза, а мальчики будут обмахивать их листочками, чтобы девочкам было приятно. (Выполняют). А теперь девочки дадут возможность отдохнуть мальчикам.

Дети повторяют релаксационно-коммуникативное действие. Воспитатель собирает

листочки.

Муз. рук. – Какая здесь красота! Сейчас на полянке мы повеселимся, поиграем. (Слайд 7) Посмотрите, какие весёлые шляпы здесь развешены. Они волшебные:

только добрые, отзывчивые дети смогут с ними поиграть.

Прослушав правила игры, дети дважды играют в игру «Весёлые шляпы».

Муз. рук. – Какая радость, что с нами друзья, что всех нас подружила музыка.

Вот на этой весёлой ноте мы и закончим нашу прогулку в волшебный

осенний лес, где живёт музыка. А я с нетерпением буду ждать новых

встреч с вами. Эти листочки, с помощью которых мы осуществили полёт,

я дарю вам на память.

Дети поют прощальную песенку «До свиданья, до новых встреч». (Слайд 8)

Под песню «Весёлые путешественники» покидают зал.

Источник: maam.ru