Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по речевому развитию «Чтение и пересказ нанайской сказки «Айога»

Кириллова Тамара
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по речевому развитию «Чтение и пересказ нанайской сказки «Айога»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Липецкой области

Конспект

совместной деятельности воспитателя с детьми

по речевому развитию

«Чтение и пересказ нанайской народной сказки «Айога»

в подготовительной группе детей с ЗПР

Разработчик

Кириллова Тамара Николаевна,

воспитатель первой

квалификационной категории

2020 г.

Цель:

1. Познакомить детей с нанайской народной сказкой «Айога».

2. Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям сказки.

3. Побуждать рассказывать о своём восприятии конкретного поступка литературного персонажа.

4. Продолжать работать над усвоением норм и ценностей, принятых в обществе, воспитанием моральных и нравственных качеств ребёнка.

5. Продолжать работать над формированием образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.

Оборудование: иллюстрации к сказке.

Словарная работа: нанайцы, Дальний Восток, реки Амур и Уссури, Айога, стойбище, медный таз, напёрсток.

Ход совместной деятельности.

1. Вступительное слово воспитателя.

Каждый из вас уже знает много интересных и поучительных сказок. Сегодня мы знакомимся с нанайской народной сказкой «Айога».

Нанайцы — это коренной малочисленный народ Дальнего Востока, проживающий по берегам Амура и Уссури. Слово «нанай» растолковывается как «на» — земля, «най» — человек, человек земли.

Айога – имя нанайской девочки, она главная героиня сказки.

И так, приготовьтесь слушать сказку «Айога».

2. Чтение сказки «Айога».

Жила-была девочка. Звали ее Айога. Красивая девочка. Все ее любили и говорили, что красивее Айоги ни в одном стойбище нет.

Загордилась Айога. Стала часто любоваться собою. Глядит на себя — не наглядится. То в медный таз начищенный смотрится, то своим отражением в воде любуется.

Некогда Айоге делом заниматься. Все только любуется собой.

Вот однажды говорит ей мать:

— Принеси воды, дочка!

Айога отвечает:

— Я могу в воду упасть.

— А ты за куст держись, — говорит ей мать.

— Куст оборвется! — отвечает Айога.

— А ты за крупный куст возьмись.

— Руки поцарапаю.

— Рукавицы надень.

— Изорвутся, — говорит Айога. А сама все в медный таз смотрится, какая она красивая.

— Разорвутся, так ты зашей рукавицы иголкой.

— Иголка сломается.

— Возьми толстую иголку.

— Палец уколю! — отвечает дочка.

— Наперсток возьми.

— Наперсток прорвется!

Тут соседская девочка говорит матери Айоги:

— Давайте я схожу за водой.

Пошла на реку и принесла воды.

Замесила мать тесто, сделала лепешки. На раскаленном очаге испекла. Увидела Айога лепешки, кричит:

— Дай мне лепешку, мама!

— Горячая она, руки обожжешь, — отвечает мать.

— Рукавицы надену, — говорит Айога.

— Рукавицы мокрые.

— Я их на солнце высушу.

— Покоробятся.

— Я их мялкой разомну.

— Руки заболят, — отвечает мать. — Зачем тебе, дочка, трудиться, красоту свою портить? Лучше я лепешку той девочке отдам, которая рук своих не жалеет.

Взяла мать лепешку и отдала соседской девочке. Рассердилась Айога. Пошла на реку, села на берегу и смотрит на свое отражение в воде. А соседская девочка стоит рядом и лепешку жует. Стала Айога на девочку поглядывать. Шея у нее вытянулась — стала длинная — длинная.

Говорит девочка Айоге:

— Возьми лепешку. Мне не жалко!

Разозлилась тут Айога. Побелела вся от злости, зашипела, замахала руками, пальцы растопырила — руки у нее в крылья превратились.

— Не надо мне ничего-го-го. — кричит.

Не удержалась Айога на берегу. Бултыхнулась в воду и обратилась в гуся. Плавает и кричит:

— Ах, какая я красивая! Го-го-го! Ах, какая я красивая.

Плавала, плавала, пока говорить не разучилась. Все слова забыла. Только имя свое не забыла, чтобы с кем-нибудь ее, красавицу, не спутали. Чуть людей завидит, кричит:

— Ай-ога-га-га! Ай-ога-га-га!

3. Физкультминутка.

Поработали, ребятки!

А теперь – все на зарядку!

Влево, вправо повернитесь,

Наклонитесь, поднимитесь.

Руки вверх и руки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы вы, ребятишки!

Замедляем, дети, шаг.

И на месте стой! Вот так!

А теперь мы сядем дружно,

Нам ещё работать нужно!

4. Беседа по содержанию сказки.

— Кто главный герой сказки? (Ответы детей: девочка Айога).

— Какой была Айога? (Ответы детей: красивая, но ленивая, злая, невоспитанная).

— Почему вы считаете, что Айога ленивая девочка? (Ответы детей: мама долго уговаривала её принести воды, но Айога придумала много отговорок, чтобы не идти за водой).

— Чем же занимается эта девочка целый день? (Ответы детей: всё только любуется собой, своим отражением в медном тазу или реке).

— Как вы думаете, справедливо ли поступила мама Айоги, когда отдала испечённую лепёшку не своей дочери, а соседской девочке? (Ответы детей: конечно, справедливо, ведь чужая девочка принесла ей воды, а не Айога).

— Как случилось, что Айога превратилась в гуся? (Ответы детей: когда мама отдала лепёшку соседской девочке, которая принесла ей воды, а Айога разозлилась, побелела вся от злости, зашипела, замахала руками, пальцы растопырила — руки у нее в крылья превратились, бултыхнулась она в воду и обратилась в гуся).

— Вам жаль Айогу? (Ответы детей: жаль, ведь если бы она помогала маме, меньше любовалась бы собой, она бы не превратилась в гусыню).

— Чему учит эта сказка? (Ответы детей: учит быть добрым, отзывчивым человеком, откликаться на просьбы родителей о помощи).

— Как вы помогаете тем, кто просит вас о помощи? (Ответы детей: мы с мамой вместе накрываем на стол; помогаю мыть посуду, гуляю с младшей сестрой, сам убираю свои игрушки).

5. Повторное чтение сказки с установкой на пересказ.

6. Пересказ детьми сказки «Айога».

7. Итог.

Главная мысль этой поучительной сказки – человек должен трудиться, совершая добрые дела и поступки для других, а не проводить время перед зеркалом.

Будьте добры, отзывчивы, помогайте всем, кто нуждается в вашей помощи, и вы вырастите хорошими людьми.

Источник: maam.ru