Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по речевому развитию «Чтение и пересказ нанайской сказки «Айога»
Кириллова Тамара
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по речевому развитию «Чтение и пересказ нанайской сказки «Айога»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Липецкой области
Конспект
совместной деятельности воспитателя с детьми
по речевому развитию
«Чтение и пересказ нанайской народной сказки «Айога»
в подготовительной группе детей с ЗПР
Разработчик
Кириллова Тамара Николаевна,
воспитатель первой
квалификационной категории
2020 г.
Цель:
1. Познакомить детей с нанайской народной сказкой «Айога».
2. Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям сказки.
3. Побуждать рассказывать о своём восприятии конкретного поступка литературного персонажа.
4. Продолжать работать над усвоением норм и ценностей, принятых в обществе, воспитанием моральных и нравственных качеств ребёнка.
5. Продолжать работать над формированием образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.
Оборудование: иллюстрации к сказке.
Словарная работа: нанайцы, Дальний Восток, реки Амур и Уссури, Айога, стойбище, медный таз, напёрсток.
Ход совместной деятельности.
1. Вступительное слово воспитателя.
Каждый из вас уже знает много интересных и поучительных сказок. Сегодня мы знакомимся с нанайской народной сказкой «Айога».
Нанайцы — это коренной малочисленный народ Дальнего Востока, проживающий по берегам Амура и Уссури. Слово «нанай» растолковывается как «на» — земля, «най» — человек, человек земли.
Айога – имя нанайской девочки, она главная героиня сказки.
И так, приготовьтесь слушать сказку «Айога».
2. Чтение сказки «Айога».
Жила-была девочка. Звали ее Айога. Красивая девочка. Все ее любили и говорили, что красивее Айоги ни в одном стойбище нет.
Загордилась Айога. Стала часто любоваться собою. Глядит на себя — не наглядится. То в медный таз начищенный смотрится, то своим отражением в воде любуется.
Некогда Айоге делом заниматься. Все только любуется собой.
Вот однажды говорит ей мать:
— Принеси воды, дочка!
Айога отвечает:
— Я могу в воду упасть.
— А ты за куст держись, — говорит ей мать.
— Куст оборвется! — отвечает Айога.
— А ты за крупный куст возьмись.
— Руки поцарапаю.
— Рукавицы надень.
— Изорвутся, — говорит Айога. А сама все в медный таз смотрится, какая она красивая.
— Разорвутся, так ты зашей рукавицы иголкой.
— Иголка сломается.
— Возьми толстую иголку.
— Палец уколю! — отвечает дочка.
— Наперсток возьми.
— Наперсток прорвется!
Тут соседская девочка говорит матери Айоги:
— Давайте я схожу за водой.
Пошла на реку и принесла воды.
Замесила мать тесто, сделала лепешки. На раскаленном очаге испекла. Увидела Айога лепешки, кричит:
— Дай мне лепешку, мама!
— Горячая она, руки обожжешь, — отвечает мать.
— Рукавицы надену, — говорит Айога.
— Рукавицы мокрые.
— Я их на солнце высушу.
— Покоробятся.
— Я их мялкой разомну.
— Руки заболят, — отвечает мать. — Зачем тебе, дочка, трудиться, красоту свою портить? Лучше я лепешку той девочке отдам, которая рук своих не жалеет.
Взяла мать лепешку и отдала соседской девочке. Рассердилась Айога. Пошла на реку, села на берегу и смотрит на свое отражение в воде. А соседская девочка стоит рядом и лепешку жует. Стала Айога на девочку поглядывать. Шея у нее вытянулась — стала длинная — длинная.
Говорит девочка Айоге:
— Возьми лепешку. Мне не жалко!
Разозлилась тут Айога. Побелела вся от злости, зашипела, замахала руками, пальцы растопырила — руки у нее в крылья превратились.
— Не надо мне ничего-го-го. — кричит.
Не удержалась Айога на берегу. Бултыхнулась в воду и обратилась в гуся. Плавает и кричит:
— Ах, какая я красивая! Го-го-го! Ах, какая я красивая.
Плавала, плавала, пока говорить не разучилась. Все слова забыла. Только имя свое не забыла, чтобы с кем-нибудь ее, красавицу, не спутали. Чуть людей завидит, кричит:
— Ай-ога-га-га! Ай-ога-га-га!
3. Физкультминутка.
Поработали, ребятки!
А теперь – все на зарядку!
Влево, вправо повернитесь,
Наклонитесь, поднимитесь.
Руки вверх и руки вбок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы вы, ребятишки!
Замедляем, дети, шаг.
И на месте стой! Вот так!
А теперь мы сядем дружно,
Нам ещё работать нужно!
4. Беседа по содержанию сказки.
— Кто главный герой сказки? (Ответы детей: девочка Айога).
— Какой была Айога? (Ответы детей: красивая, но ленивая, злая, невоспитанная).
— Почему вы считаете, что Айога ленивая девочка? (Ответы детей: мама долго уговаривала её принести воды, но Айога придумала много отговорок, чтобы не идти за водой).
— Чем же занимается эта девочка целый день? (Ответы детей: всё только любуется собой, своим отражением в медном тазу или реке).
— Как вы думаете, справедливо ли поступила мама Айоги, когда отдала испечённую лепёшку не своей дочери, а соседской девочке? (Ответы детей: конечно, справедливо, ведь чужая девочка принесла ей воды, а не Айога).
— Как случилось, что Айога превратилась в гуся? (Ответы детей: когда мама отдала лепёшку соседской девочке, которая принесла ей воды, а Айога разозлилась, побелела вся от злости, зашипела, замахала руками, пальцы растопырила — руки у нее в крылья превратились, бултыхнулась она в воду и обратилась в гуся).
— Вам жаль Айогу? (Ответы детей: жаль, ведь если бы она помогала маме, меньше любовалась бы собой, она бы не превратилась в гусыню).
— Чему учит эта сказка? (Ответы детей: учит быть добрым, отзывчивым человеком, откликаться на просьбы родителей о помощи).
— Как вы помогаете тем, кто просит вас о помощи? (Ответы детей: мы с мамой вместе накрываем на стол; помогаю мыть посуду, гуляю с младшей сестрой, сам убираю свои игрушки).
5. Повторное чтение сказки с установкой на пересказ.
6. Пересказ детьми сказки «Айога».
7. Итог.
Главная мысль этой поучительной сказки – человек должен трудиться, совершая добрые дела и поступки для других, а не проводить время перед зеркалом.
Будьте добры, отзывчивы, помогайте всем, кто нуждается в вашей помощи, и вы вырастите хорошими людьми.
Источник: