Конспект родительского собрания во 2 младшей группе на тему Развитие речи детей 3–4 лет посредством русских народных сказок

Наталья Кощеева
Конспект родительского собрания во 2 младшей группе на тему Развитие речи детей 3–4 лет посредством русских народных сказок

МБДОУ Сухобезводнинский детский сад «Звездочка»

Конспект родительского собрания во 2 младшей группе

на тему

«Развитие речи детей 3-4 лет в условиях семьи и детского сада»

Выполнила:

воспитатель 2 мл. группы

Кощеева Н. В

р. п Сухобезводное

2018г

Цель: развитие речи детей 3-4 лет в условиях семьи и детского сада;

Задачи:

• Заинтересовать родителей в совместной работе, привлечь родителей к участию в воспитательном процессе,

• Раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка,

• Познакомить с трудностями адаптации ребенка к ДОУ и дать рекомендации,

• Создание эмоционально-положительного настроя на совместную работу.

Повестка:

1. Знакомство родителей с жизнью детей в группе детского сада.

2. Познакомить с задачами развития и воспитания детей.

3. Адаптационный период.

4. Выбрать родительский комитет

5. Разное.

План проведения:

1. Заполнение анкет. Вступительная часть.

2. Задачи развития и воспитания детей.

3. Адаптация детей.

4. Выбор родительского комитета.

5. Общие вопросы.

(заполнение анкет)

1 Вступительная часть (родители рассаживаются полукругом)

Воспитатель:

Добрый вечер! Я рада встрече с вами. Спасибо, что нашли время и пришли на нашу встречу.

Всем известно, что ведущая роль в развитии ребёнка принадлежит семье.

Семья – это источник, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения.

(Воспитатель обращает внимание родителей на схему).

Во время пребывания ребенка в детском саду мы (дети, педагоги, родители) составляем треугольник. Во главе треугольника, конечно же, стоит ребенок. Он, познавая новое, открывает самого себя (что я умею, могу, на что способен). Задача взрослых – помочь ему в этом нелёгком деле. Что произойдёт с трёхногим табуретом, если подломится одна ножка? Он упадёт!

А как говорится в басне Крылова «Лебедь, рак и щука» — «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, выйдет из него не дело, только мука!».

Отсюда вывод, что нам предстоит объединить наши усилия для того, чтобы детям было комфортно и интересно в детском саду, и здесь очень важно наличие взаимопонимания и поддержки. Мы с Вами будем жить одной, я надеюсь, дружной семьей.

2. Наш детский сад работает по основной Общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

В этом учебном году перед нами стоит задача – использовать развивающие игровые технологии для активизации связной речи в организованной образовательной и свободной деятельности.

Тема нашей встречи «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада».

Компасом сегодняшней встречи нам будут служить следующие строки.

Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,

Бежит среди камней чиста, нетороплива,

И ты готов внимать её поток

И восклицать: — О! Как же ты красива.

Воспитатель: Продолжите, пожалуйста, фразу: «Мой ребёнок начал говорить … .»

(Ответы родителей)

Ваши ответы показали, что некоторые дети начали говорить в период с 2 до 3 лет. У этих ребят наблюдается некоторая задержка речевого развития. Многие родители отметили, что их дети начали говорить в возрасте от 8-9 месяцев до года 2 мес. Это является физиологической нормой.

Игра «Вопрос – ответ»

А сейчас предлагаю вам ответить на мои вопросы.

— Поднимите руку те родители, которые заинтересованы в том, чтобы их ребёнок говорил правильно.

(Очень приятно видеть внимательных и заботливых родителей.)

— А теперь предлагаю поднять руку тем родителям, которые считают, что его ребёнок говорит чисто, внятно, правильно.

(Посмотрите, как мало рук. Действительно, в этом возрасте дети говорят неправильно, звукопроизношение у них не сформировано – и это физиологическая норма, т. е. свойственно возрасту.)

— Предлагаю теперь поднять руки тем из вас, кто дома постоянно читает своим детям небольшие стихотворения, заучивает их; читает рассказы и сказки и ведёт беседу о прочитанном произведении.

(В нашей группе не так много родителей, которые постоянно знакомят детей с произведениями художественной литературы.)

— Поднимите руку те родители, которым тема нашей встречи интересна.

(Ваша реакция показала, что тема нашей встречи актуальна и значима.)

Речь – форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по двум взаимосвязанным направлениям:

• Речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками;

• Речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Основные задачи речевого развития детей:

• Овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста;

• Развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).

Основу речевого развития ребёнок получает в семье в самые первые годы жизни. Ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми.

Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе. Нарушения же речи отражаются на формировании детского характера, так как не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.

Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.

Заговори, чтобы я тебя увидел.

(Сократ)

Правильная, выразительная речь- портрет человека.

Речь- это не прирожденный дар. Все начинается с детства…

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы.

Работа по развитию речи ребёнка в д/с осуществляется в разных видах деятельности: на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях ; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.

Игра-путешествие по стране «развитие речи»

Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей.

Игра 1. «Творческая»

Подберите эпитеты к словам:

— снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т. д.)

— человек (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.)

— ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.)

— дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.)

— луна (яркая, растущая и т. д.)

Игра2. «Сказочная»

Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей.

Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и проиграть.

Загадки про сказки, нужно догадаться, кто из сказочных героев мог бы так о себе сказать.

1) Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут ещё и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть …

2) Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребётся: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу помочь кошке? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда моя помощь нужна!

3) Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал, я конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не также много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул!

4) Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деды не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком – я и разбилось!

Игра 3 «Наши руки не знают скуки»

Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулирую моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что активизирует речь.

Массаж. Массируя пальцы активизировать работу внутренних органов.

Большой — отвечает за голову;

Указательный — желудок;

Средний — печень;

Безымянный – почки;

Мизинец – сердце.

1) Растираем подушечку пальца, затем медленно опускаемся к запястью.

2) Потереть ладони, похлопать.

Пальчиковые игры.

Игра 4 «Игровая»

(игры для формирования звукопроизношения)

Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры.

Речевая игра «Вьюга»

(педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга)

«Вьюга начинается» — дети тихо говорят «У-У-У…»; по сигналу: «сильная вьюга» — говорят громче; по сигналу- «вьюга кончается говорят тише; по сигналу «вьюга кончилась» — замолкают.

Речевая игра «Насос»

Педагог предлагает взять насос и накачать велосипедные шины. Дети, подражая действию насоса произносят звук «С-С-С…».

Чистоговорки:

Уп, уп, уп – мама варит суп. (зв. П.)

БЫ, бы, бы – идёт дым из трубы. (зв. Б)

3 Адаптационный период в детском саду.

С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: режим дня, отсутствие родителей, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, скрывающее в себе много неизвестного, а значит и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения оказывают влияние на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям (капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни). Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит от знакомой и обычной для него семейной среды в среду детского дошкольного учреждения.

Начальный период посещения детского сада очень сложен для детей. Чтобы облегчить процесс адаптации, важно уделять ребенку в этот период особое внимание и готовить его к посещению детского сада заранее.

Ведут себя дети в этот период по-разному: одни безутешно плачут, другие отказываются общаться с детьми и воспитателем, третьи реагируют достаточно спокойно.

Для того чтобы ваш ребенок легче адаптировался в нашем детском саду, привык к воспитателям, новым условиям жизни, режиму дня, нам необходимы ваша поддержка и сотрудничество.

Хочу вас познакомить с правилами дошкольного учреждения, которые указаны в памятке.

(знакомство с памятками)

4. Выбор родительского комитета

5. Разное.

6. Подведение итогов.

Перед вами листочек. Его нужно украсить. Если вам понравилось наше мероприятие, вы получили новые знания, были активными участниками, украсьте красным цветом. Если вам не понравилась наша встреча, вы считаете, что потеряли время, украсьте листочек зелёным цветом.

(Звучит тихая, спокойная музыка, родители проводят оценку данного мероприятия.) Принятие решения собрания. Решение текущих вопросов.

Источник: maam.ru