Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему «Зимушка-зима»

Светлана Иванова
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему «Зимушка-зима»

Цель: формирование исследовательского интереса через эксперементирование со снегом.

Задачи:

-Расширить знания детей о свойствах снега;

-Развивать мышление, умение производить простейшие умозаключения;

-Воспитывать умение взаимодействовать в парах;

-Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;

-Развивать умение работать по мнемосхемам.

Предварительная работа: беседы о зиме, наблюдения за снегом, игры со снегом, игры-экспериментирования, чтение художественной литературы, заучивание стихов.

Материал и оборудование: музыкальное сопровождение; письмо, снег; геометрические фигурки; картинки, разрезанные пополам; снег; вода; емкости для опытов; тарелочки; картинки с изображением разных снежинок, мнемосхемы.

Ход занятия

Дети находятся в самостоятельной деятельности.

В группе звучит музыка на зимнюю тематику, воспитатель незаметно от детей около дверей кладёт письмо (дети не видят, имитирует стук в дверь, дети прислушиваются, смотрят на дверь, замечают письмо, самостоятельно открывают, если есть читающие дети (читают сами, если нет просят воспитателя.

«Здравствуйте дети, пишет вам снеговичок, я слышал, что вы очень любознательные и смышленые. Я тоже такой и хочу вам загадать загадку.

Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь.

Что это? (Снег)

Ребята, скоро закончится зима, и наступит весна, я хочу чтобы вы, ребята, расширили свои знания о свойствах снега, а результаты своих опытов записали в зимнюю энциклопедию.»

В: Как вы думаете, вы справитесь с заданием снеговичка (ответы детей)

Тогда приступим.

Ребята, а я сейчас вам предлагаю поработать в парах, а чтобы найти себе пару, подойдите к столу и возьмите себе перевернутую картинку, а теперь нужно её соединить как пазл и найти свою половинку. Каждый нашёл себе пару.

Ребята подойдите к своим столам (дети ищут такую же картинку, только целую на столе)

На столе у вас лежат мнемосхемы, по которым вы будите работать, а результаты своих экспериментов будите «записывать» на альбомные листки, которые мы потом скрепим и получим большую зимнюю энциклопедию.

Опыт №1.

У вас в ванночках лежат комочки снега. Сначала посмотрите на свои ладошки, какие они, сухие? Возьмите снег в руки и скажите, какой он (результаты зарисовывают)

Опыт №2.

В: Снег — это замерзшая вода. Проведем эксперимент. В одной ванночке мы сделаем снеговика и горку. А в другой ванночке покрасим снег в любой цвет, какой сами выберите.

Оказывается, снег можно покрасить в любой желаемый цвет, он красится и меняет цвет.

Под действием тепла снег превратился в воду. Значит, снег образуется из воды под воздействием мороза. Таким образом, можно сказать, что снег — это замерзшая вода

(результаты зарисовывают)

Опыт № 3

Посмотрите: у вас на столе две баночки. В них налита вода (предлагается детям потрогать баночки на ощупь). Какая вода в первой баночке? (холодная, а во второй (теплая, а если опустить в обе баночки одинаковые комочки снега, что произойдет? (ответы детей).

А давайте проверим….

В: Что произошло? В какой воде снег растаял быстрее? Почему? (ответы детей)

В: Правильно ребята, тает снег быстрее в теплой воде, чем в холодной.

В: Ребята, а какого цвета снег? (ответы детей)

А как вы думаете, снег прозрачный или нет? (ответы зарисовывают)

Опыт №4

Также же у вас на столе лежат геометрические фигуры. Назовите их. (треугольники, круги, квадраты). Какого они цвета? А если положить одну геометрическую фигуру на пустую тарелочку и наверх положить снег. Видно ли фигуру под снегом? (ответы детей) А если другую опустить в воду, то видно ли будет ее? Почему? (зарисовывают).

В: Ребята, вы знаете, как появляется снег? (ответы детей).

После рассказ воспитателя

(Подходят к доске, на который вывешены картинки).

В: Рассказ воспитателя. Из всех водоемов рек и озер — испаряется вода, пар поднимается высоко в небо, охлаждается, преобразуется в маленькие ледяные кристаллы, которые соединяется друг с другом, образуя шестигранные снежинки. Затем выпадает из темных снеговых туч (зарисовывают)

В: Как вы думаете, из чего состоит снег? (из снежинок)

В: Снег состоит из снежинок. Снежинка какая?

Снежинка: легкая, воздушная, ажурная, прозрачная, резная, красивая, белая и т. д.

В: Ребята, а что вы еще знаете о снежинках? (ответы детей)

В : По форме все снежинки похожи на шестиконечные звездочки, но двух одинаковых снежинок в природе не бывает. А когда много падает снега с неба, это явление называется снегопад. (зарисовывают снежинки).

Ребята, а давайте вспомним, что мы обещали снеговику?

(ответы детей) Сделать зимнюю энциклопедию из ваших опытов и экспериментов.

Ребята, а теперь давайте ваши опыты мы все скрепим в одну большую энциклопедию, которую мы с вами сможем читать в течение всего года по вашим рисункам-схемам.

Источник: maam.ru