Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе

Наталья Романовская
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе

Конспект подгруппового занятия в старшей группе

компенсирующей направленности

Тема: «Осень. Признаки осени»

Цель: Закрепление и расширение представлений об осени и осенних явлениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях; активизировать глагольный словарь по данной теме; учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, относительные прилагательные; учить подбирать прилагательные к существительному; продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением; учить согласовывать движения с речью, учить употреблять предложно-падежные конструкции.

Коррекционно-развивающие: развивать мелкую моторику пальцев рук через пальчиковую гимнастику; продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать положительное отношение к занятию, самостоятельность, контроль за собственной речью.

Оборудование: песенка «Паровозик чух-чух», мяч, заготовка для аппликации (дерево, вырезанные облака, яблоки, листья, по числу детей, демонстрационный материал: рисунок (яблоня с яблоками, над ней облака, на земле осенние листья, предметные картинки с признаками времен года, «Осенняя корзинка», письмо Гномика, магнитная доска, клей.

План занятия:

1. Организационный момент.

Введение в сюжет. Сообщение темы. …2 мин.

2. Развитие логического мышления. Игра «Осенняя корзина»…. 2 мин.

3. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных. Игра «Помоги гномику»…. …. …. 2 мин.

4. Обогащение словаря. Игра с мячом «Подбери признак». 2 мин.

5. Образование прилагательных от существительного. Упражнение

«Какая погода»….…. …. 1 мин.

6. Физкультминутка «За грибами»…. 2 мин.

7. Обогащение и закрепление слов по теме. Игра «С какого дерева лист?»…. …. 3 мин.

8. Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика «Соберем

листочки»…. 1 мин.

9. Развитие умения употреблять предложно-падежные конструкции.

Аппликация «Осенний сад»…. 6 мин.

10. Итог. Домашнее задание…. …. 1 мин.

Всего: 22 мин.

1. Организационный момент

Логопед: Здравствуйте, ребята. (Дети садятся). У нас сегодня необычное занятие, мы с вами будем путешествовать! Я вам прочитаю загадку, а вы отгадайте, в какое время года мы сегодня с вами отправимся?

Все мрачней лицо природы:

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса,

Мишки в спячку завалились.

Что за время года к нам явилось? (дети: осень)

Логопед: Правильно, сегодня мы будем говорить об осени и ее признаках. Давайте начнем наше путешествие. Прицепляйтесь ко мне и мы отправимся в это чудесное время года на паравозике. (Дети встают паровозиком и под песенку «Паровозик – чух-чух» идут по группе).

2. Игра «Осенняя корзина».

Логопед: Ребята, на этой остановке есть осенняя корзинка. Она называется «осенняя», потому что в нее нужно положить только те картинки, на которых нарисованы осенние признаки. Выберите картинки с признаками осени и положите их в корзинку.

(Дети выбирают подходящую картинку и складывают их в корзинку).

Логопед: Молодцы, ребята! Полную корзинку набрали. Ну что, едем дальше? (Дети встают паровозиком и под песенку «Паровозик – чух-чух» идут по группе)

3. Игра «Помоги гномику».

Логопед: Ребята, посмотрите – здесь какое-то письмо для вас. Как вы думаете, от кого оно? Давайте его прочитаем.

«Здравствуйте, дорогие ребята!

Я Гномик из сказочной страны Гномании. К нам тоже пришла осень. У нас в стране все маленькое-маленькое и поэтому, все зовется ласково. А вы знаете ласковые слова? Помогите мне назвать ласково предметы изображенные на картинкам из моего письма.

Гномик из страны Гномании».

(По картинкам из письма дети образовывают слова с уменьшительно-ласкательным значением. Дождь-дождик, лист-листик, зонт-зонтик, гриб-грибочек, туча-тучка, ветер-ветерок, лужи-лужицы, сапоги-сапожки, куртка-курточка, шарф-шарфик, птицы-птички,шапка-шапочка).

Логопед: Молодцы, ребята! Гномику помогли. Едем дальше. (Дети встают паровозиком и под песенку «Паровозик – чух-чух» идут по группе)

4. Игра с мячом «Подбери признак».

Логопед: Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра. Я встретила его по дороге в детский сад, и он мне подарил волшебный мяч.

Мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать

И вопросы задавать.

Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос и возвращает мне мяч.

— Какие листья осенью? (желтые, красные, сухие)

— Какое небо? (пасмурное, хмурое, мрачное, серое)

— Какая трава? (сухая, желтая)

— Какой дождь? (холодный, моросящий, осенний)

— Какой ветер? (сильный, холодный)

— Какое солнце? (бледное, неяркое, тусклое)

5. Упражнение «Какая погода?».

Логопед: Ребята, а давайте подумаем: если на улице светит солнце, то погода, какая? (солнечная, а если дует ветер (ветреная, а если идет дождь? (дождливая).

Если осенью погода дождливая и теплая, то в лесу вырастает много чего? (грибов). И сейчас мы отправимся в лес за грибами вместе с лесными жителями.

6. Физкультминутка «ЗА ГРИБАМИ».

Все зверушки на опушке

Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали, (Дети делают ушки руками и машут ими.)

Рыжики срывали. (Скачут, «срывают» грибы.)

Лисичка бежала, (Бегут, «собирают» грибы.)

Лисички собирала.

Скакали зайчатки, (Скачут стоя, «срывают» грибы.)

Искали опятки.

Медведь проходил, (Идут вразвалку, в конце строки топают ногой.)

Мухомор раздавил.

Логопед: Молодцы, ребята! Всем зверятам помогли. Едем дальше. (Дети встают паровозиком и под песенку «Паровозик – чух-чух» идут по группе)

7. Игра «С какого дерева лист?»

Логопед: Дети, посмотрите, как осень у нас постаралась и разбросала все листочки. Давайте вернем каждый из них на свое дерево

-Это осина, посмотрите какой у нее листочек. Как он будет называться? (осиновый) (Дети: это лист с берёзы — берёзовый лист. Лист с клёна — кленовый лист. И т. д.)

8. Пальчиковая гимнастика «Соберем листочки».

Раз, два, три, четыре, пять. (Пальцы правой руки поочередно здороваются с

пальцами левой)

Будем листья собирать.

Листья березы, (На каждое название листа загибать пальцы

начиная с большого.)

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.

9. Аппликация «Осенний сад» (предлоги НАД, НА, ПОД).

Логопед: Осенью в саду собирают урожай. Посмотрите на картинку, какое там дерево? (яблоня) А что еще есть на яблоне?

Дети: На яблоне есть яблоки.

Логопед: А теперь поднимите глазки вверх, и скажите, что вы видите над яблоней, на небе?

Дети: НАД яблоней облака.

Логопед: А что лежит под яблоней?

Дети: ПОД яблоней лежат опавшие листья.

Логопед: Молодцы, давайте у себя повторим этот рисунок. Создав каждый свою аппликацию. Приклейте свои облака, яблоки, листики на картинку с деревом.

Дети приклеивают заготовки на листе картона (у каждого по облаку, яблоку, листу) и повторяют: «Облака НАД яблоней, яблоки НА яблоне, листья ПОД яблоней».

Логопед: Молодцы, ребята! Какая у нас получилась картина красивая.

Ну что, едем дальше? (Дети встают паровозиком и под песенку «Паровозик – чух-чух» идут дальше по группе).

10. Итог занятия:

Логопед: Наше путешествие подошло к концу. Ребята, вам понравилось наше путешествие? В какое время года мы сегодня путешествовали? Что мы делали в пути? Что вам понравилось больше всего? Посмотрите, какой подарок приготовила вам Осень (логопед раздает детям задание на дом картинки-раскраски по теме «Осень»).

Источник: maam.ru