Конспект по развитию речи в старшей группе

Мария Белова
Конспект по развитию речи в старшей группе

Конспект по речевому развитию в старшей группе на тему: «Приметы осени».

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. Учить устанавливать причинно-следственные связи.

Задачи:

1. Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, уточнить приметы осени. Познакомить с народными названиями осенних месяцев.

2. Развивать кругозор детей, наблюдательность, любознательность. Способствовать развитию грамматической связной речи, обогащать словарь дошкольников,

3. Воспитывать интерес к занятиям, самостоятельность, прививать любовь к природе.

Предварительная работа: наблюдения за осенними изменениями в природе (ветер, листопад, моросящий дождь, сбор осенних листьев, разучивание пальчиковой гимнастики «Осенние листья».

Материалы: конвертики с разрезными разноцветными осенними листочками. Карточки – иллюстрации перелетных и зимующих птиц; животных; осенние пейзажи. Мяч. Смайлики настроения.

Используемые технологии: игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные.

Интеграция используемых областей: развитие речи, познавательное развитие.

Рефлексия: заключительная игра “Смайлики” и рефлексия настроения.

Ход НОД:

-Ребята, вы сейчас услышите загадку, попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет речь:

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим.

Нам ответят: «Это.» (осень)

-О каком времени года идет речь? Перед детьми карточки с изображением разных периодов времен года. Посмотрите и найдите карточки на которых изображено время года осень.

-Объясните, почему вы выбрали эти карточки?

-Какие приметы вы осени знаете?

-Как это явление называется? (листопад) из каких слов состоит?

-Какого цвета бывают осенью листья?

-Что вы можете сказать о птицах?

-Что происходит с днем и ночью?

-Что делают животные осенью?

— Ребята, посмотрите на наш календарь природы и скажите: Сколько осенних месяцев в году?

— Каждый из осенних месяцев хорош. Давайте отправимся в путешествие по осени, расскажем об осенних изменениях.

-Как называется первый месяц осени?

— Что происходит в природе в сентябре, что может нас порадовать?

-Как изменяется природа вокруг, что происходит с листьями на деревьях?

-Почему они такими становятся?

Игра: “Собери листочек”.

Дети присаживаются за столы. В конвертах разрезные листочки.

Предлагаю собрать листочки из нескольких частей.

-А теперь скажите мне, какие листья на деревьях бывают осенью? (разноцветные, красные, желтые, оранжевые).

— А что в сентябре может нас огорчить?

— Ребята, давайте рассмотрим календарь погоды, который вы отмечали в сентябре. Каких дней было больше в сентябре?

— Да было больше пасмурных, дождливых, чем ясных. По утрам стелются туманы, дни короче, а ночи длиннее.

— В сентябре птицы готовятся к отлету в теплые края.

-А все ли птицы улетают в теплые края? –Да, птицы которые остаются зимовать им порой очень тяжело в лютые морозы и человек старается помочь, подкармливает птиц.

-А у сентября есть еще одно название –хмурень (небо хмурится, часто солнце прячется за тучами).

Ушел сентябрь, а вслед за ним пришел следующий месяц. Как он называется?

— Посмотрите на календарь. Какая погода была в октябре?

— Как называется этот период осени? (Золотая осень)

-А у октября –грязник (грязь под ногами от частых осенних дождей).

— В октябре звери готовятся к зиме (иллюстрации — как животные готовятся к зиме, где и как хранят припасы на зиму).

— Ребята, а вы знаете, что животных можно разделить на группы по способу питания? Бывают хищники, травоядные и всеядные.

-Ноябрь последний осенний месяц.

Как назывался этот месяц- листогной (листья опали, в слове листогной спрятались два слова- листья и гнить).

Игра: “Скажи со словом “Осенний”.

-Ребята, посмотрите, какой “осенний” мячик у меня есть. Давайте с ним поиграем. Вы будете к заданному слову добавлять слово “осенний” и передавать друг другу мячик”.

— Солнце “какое?” осеннее и т. д.

(С помощью пиктограмм составлены предложения об осени, дети пытаются их “прочитать”)

Осенью с деревьев опадают листья.

Девочка идет под зонтом.

Мальчик любит овощи.

Дети идут в лес собирать грибы.

Капуста растет в огороде

В огороде мальчик собирает овощи.

Дети в лесу срывают цветы.

В огороде мальчик поливает капусту.

— Очень интересный у нас получился рассказ об осени.

Воспитатель: предлагает поиграть в пальчиковую игру

“Осенние листья”.

1, 2, 3, 4, 5 – (загибают пальчики)

Будем листья собирать: (сжимают, разжимают кулачки)

Листья березы, листья осины, (загибают пальчики по одному)

Листики тополя, листья рябины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем” (показываем букет)

Воспитатель: А сейчас я вам прочитаю несколько осенних примет (5-10 примет):

Бабье лето ненастно — осень сухая.

Бабье лето сухое — осень мокрая.

Влажное лето и теплая осень — к долгой зиме.

Осень ненастная — весна дождливая.

Ранний первый снег — к ранней весне.

Много снега с осени — весной будет дождливо.

Первый снег за сорок дней до зимы выпадает.

Если снег выпадает осенью, когда деревья еще не сбросили листву, он скоро растает.

Чем суше и теплее в сентябре, тем позднее зима наступит.

Облака идут низко — к дождю и холоду.

Гром в сентябре предвещает теплую и долгую осень.

Осенний тенётник (паутина крестовика) — на ясную погоду.

Рефлексия:

-Все ребятки молодцы, сегодня все знания об осени мы дополнили и объединили. Осень – прекрасная пора. Скажите, пожалуйста, вы любите осень? Мы сегодня вспомнили разные периоды этого времени года. У вас есть смайлики настроения. Покажите то настроение, которое вызывает Сентябрь?

— А сейчас покажите, какое настроение вызывает Октябрь?

— А Ноябрь, какое у вас вызывает настроение?

— Из вашего настроения я поняла, что осень вам очень нравится.

Источник: maam.ru