Конспект открытой ООД по развитию речи в подготовительной группе «Золотая осень!»

Виктория Станиславовна Студянникова
Конспект открытой ООД по развитию речи в подготовительной группе «Золотая осень!»

Конспект открытой ООД по развитию речи в подготовительной группе «Золотая осень!»

Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Задачи:

1. Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы.

2. Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения.

3. Закрепить навык образования прилагательного от существительного.

4. Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.

5. Развивать мелкую моторику пальцев рук умение наносить мазки пластилином.

Материал: мяч, разрезные картинки, картинки с признаками осени, листы бумаги, пластилин, музыкальное сопровождение – Бетховен «К Элизе».

Ход занятия:

Воспитатель: — Здравствуйте, уважаемые наши, гости! Мы рады вас всех видеть. Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями (поздоровались).

Воспитатель: У нас сегодня необычное занятие, мы с вами будем путешествовать! Отгадайте, в какое время года мы отправимся?

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим.

Нам ответят: «Это…» (осень)

Воспитатель: Правильно, сегодня мы будем говорить об осени, но осень бывает разною.

— Ребята, что происходит с наступлением осени?

Дети: (Осенью листья желтеют, краснеют, розовеют, опадают. Птицы улетают в теплые края. Животные готовятся к зиме. Солнце светит, но не греет. Часто идет холодный дождь. На улице стало холодно, поэтому люди стали одеваться теплее. В лесу появились грибы и ягоды. Люди собирают урожай).

Воспитатель: Ребята, давайте все вместе вспомним признаки осени.

Обратите внимание на картинки помощники.

Дети:

• Часто идут дожди, на улице много луж.

• Поздней осенью становится холоднее. По ночам бывают заморозки — на листьях и траве появляется иней.

• Люди собирают урожай.

• Листья на деревья желтеют, краснеют, опадают.

• Листья покрывают землю разноцветным ковром.

• Солнышко все реже выглядывает из-за туч.

• Дни становятся короче, а ночи длиннее.

• Небо покрыто тучами.

• По утрам стелиться туман.

• Дует холодный ветер.

• Птицы улетают в теплые края.

Воспитатель: Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге в детский сад, и он мне подарил волшебный мяч.

Мяч веселый и волшебный,

Будет в руки к вам скакать

И вопросы задавать.

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас на осеннюю полянку и поиграть в игру.

Предлагаю поиграть в игру «Подбери слова-действие».

(учить подбирать слова-действия к названиям растений, птиц)

Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос.

(Я кидаю кому-то из вас мяч и задаю вопрос, а вы ловите мяч и отвечаете)

-Листья осенью (что делают) — Листья осенью желтеют, опадают и т. д.

-Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет и т. д.

-Урожай осенью — Урожай осенью убирают.

-Птицы осенью — Птицы осенью улетают.

-Деревья осенью — Деревья осенью роняют листья.

-Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

— За осенью идёт… (Зима)

— А после зимы… (Весна)

— После весны идёт… (Лето)

— А за летом наступает (Осень)

— Потом всё повторяется в природе.

— Какие осенние месяцы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

— Назовите 1-ый осенний месяц (Сентябрь)

— Назовите 2-ой осенний месяц (Октябрь)

— Назовите 3-ий осенний месяц (Ноябрь)

Воспитатель: А сейчас мы с вами превратимся в листочки.

Покружились-покружились и в листочки превратились!

Вдруг подул осенний ветер и листочки полетели.

— Закружились.

(дети кружатся на ковре, на столах рассыпаны фрагменты картинок)

— Ветер затих, листочки опали. Ребята, ветер дул так сильно, что даже две картинки разлетелись на мелкие кусочки. Давайте соберем их и посмотрим, что получится.

(дети берут по одному фрагменту и идут за столы, составлять картинки)

— Что получилось? (осень)

— Перед вами картинки, непростые, волшебные, в которых спрятались слова об осени. Придумайте красивые слова об осени. Какая она? Как вы ее представляете?

(печальная, золотая, хмурая, красивая, дождливая, ненастная, пасмурная)

Воспитатель: Молодцы ребята! А как осенние месяцы назывались в старину? Кто знает? Никто? Тогда слушайте!

(Картинки: РЯБИНА, ЛИСТОПАД, ХОЛОДНАЯ ЗИМА)

1. Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время появляется рябина).

2. Октябрь – листопадник (потому что опадают листья).

3. Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).

Воспитатель: Ребята, давайте подумаем, как можно узнать, какая погода нас ожидает сегодня? Какая погода бывает осенью?

Когда идет дождь – дождливая,

Когда дует ветер – ветряная,

Когда холодно – холодная,

Когда пасмурно – пасмурная,

Когда сыро – сырая,

Когда хмуро – хмурая,

Когда ясно – ясная.

Воспитатель: Молодцы! А сейчас мы поиграем с пальчиками.

Пальчиковая игра «Осенний букет»:

Ребята, давайте соберем осенний букет.

Раз, два, три, четыре, пять-

Будем листья собирать (дети сжимают и разжимают кулачки).

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба (загибают поочередно пальцы)

Мы соберем.

Маме осенний

Букет отнесем (сжимают и разжимают кулачки).

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды вы знаете? (ранняя, золотая и поздняя).

Воспитатель: Послушайте рассказ и скажите, все ли в нем правильно:

Прошло лето и наступила осень. Подули холодные ветры, завяли цветы, на деревьях распустились листочки. Звери стали делать запасы на зиму: ежик – мед, белка – орешки, медведь – капусту, лисичка – яблоки. С юга прилетели птицы.

Дети надели панамки и вышли гулять во двор. Они играли в прятки, лепили снеговика и кормили крошками птиц.

(Рассказ читается целиком, после чего дети называют в нем ошибки и несоответствия. Если же некоторые ошибки остались не замеченными, воспитатель читает каждое предложение отдельно.)

Воспитатель: Ребята мы с вами сегодня говорили про осень. Перечислили много признаков осени.

А теперь мы покажем нашим гостям каким может быть осеннее дерево.

Встали. Ребята обратите внимание на ватмане изображено дерево, но оно без листьев. Чтобы превратить его в осеннее, ему нужны листья. Мы это будем делать необычным способом, а с помощью нетрадиционной техники «Пластилинографии».

У каждого из вас есть листик, при помощи намазывания пластилина красного, оранжевого и жёлтого цветов ваш листик превратится в яркий кленовый листочек.

Воспитатель: Посмотрите какое красивое дерево у вас получилось. Молодцы! Осень по-своему прекрасна и привлекательна. Она несет душе щедрость, сердцу — тепло от человеческого общения, вносит в нашу жизнь неповторимую красоту!

Итог занятия: Ребята, о чём мы сегодня говорили?

А еще о ком мы говорили?

А что мы еще делали?

О чем вы не слышали раньше, а сегодня узнали?

Источник: maam.ru