Конспект открытого занятия

Евгения Храмцова
Конспект открытого занятия

Районное муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

«Знаменский детский сад «Ромашка», филиал № 3 «Звёздочка»

Открытое занятие по художественно-эстетическому развитию (музыка)

на тему: «Путешествие по стране Музыкального творчества»

Содержание

Пояснительная записка…3

Конспект открытого занятия …. 5

Список литературы… 18

Пояснительная записка

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.

Возрастная категория: дети 5-6 лет (старшая группа общеразвивающей направленности численностью 14 человек).

Место проведения занятия: музыкальный зал ДОУ, филиал №3 «Звёздочка»

Виды музыкальной деятельности: музыкально-ритмические движения, слушание, пение, игра на детских музыкальных инструментах, танцевальное творчество.

Цель: Развитие музыкальных способностей детей.

Задачи.

Образовательные:

-формировать основы музыкальной и художественной культуры;

— познакомить с творчеством П. И. Чайковского «Утренняя молитва» из «Детского альбома»;

— формировать культуру слушания.

-учить детей отвечать полным ответом на поставленные вопросы, ясно излагать свои мысли.

-совершенствовать практические навыки выразительного пения, петь естественным голосом;

— закрепить навыки ансамблевой игры на шумовых инструментах;

-закрепить навыки танцевальных движений.

Развивающие:

— развивать слуховое внимание и музыкальную память.

— способствовать развитию у детей музыкально-ритмического, тембрового слуха.

Воспитательные:

— воспитывать эстетические чувства, чувство сопереживания

— воспитывать положительное отношение ребенка к окружающему миру. — воспитывать культуру речевого общения.

Планируемые результаты:

— сформированы представления об истории создания «Детского альбома»;

— дети испытывают потребность в восприятии музыки П. И. Чайковского;

— сформированы двигательные навыки и качества (координация, ловкость и точность движений, пластичность);

-проявление активности, самостоятельности и творчества в разных видах музыкальной деятельности;

— выражают в движении характер музыки и ее настроение;

— передают в движении основные средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, метроритм.

Оборудование: Ноутбук, музыкальный центр, аудиозаписи, мультимедийная система. Детские шумовые инструменты, красочно оформленный «Детский альбом» П. И. Чайковского, портрет композитора, ширма.

Конспект музыкального занятия:

«Путешествие по стране Музыкального творчества»

В зал входят дети, их встречает музыкальный руководитель.

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята, я очень рада вас видеть! Давайте поприветствуем друг друга и зарядимся хорошей энергией.

Проводится музыкальное приветствие «Здравствуй дружочек!»

Здравствуй, дружочек, здравствуй дружок! (машут одной и другой рукой)

Встанем с тобою мы вместе в кружок (делаем круг)

Дружно по кругу с тобою пойдём,

Здороваться вместе начнём!

Здравствуйте, здравствуйте ручки: хлоп-хлоп! (вытягивают руки, хлопают)

Здравствуйте, здравствуйте ножки: топ-топ, (выставляют ноги, топают)

Здравствуйте, наши ладошки: хлоп-хлоп, (тарелочки)

Здравствуйте, наши коленки: шлёп-шлёп! (шлепки по коленям)

Здравствуй, дружочек, здравствуй дружок! (машут по очереди руками)

Быстро закрутится ровный кружок. (Бежим на носочках)

Резвые ножки быстро бегут,

И остановятся тут.

Мы улыбнёмся друг другу с тобой (качают головой).

Здравствуйте, люди! Смейтесь со мной! (потягивают руки вперёд)

Солнцу привет! Небу привет! (поднимают руки вверх)

«Здравствуйте!» — слышим в ответ (вперёд здороваются)

— Молодцы ребята! Теперь мы все зарядились положительной энергией и настроение у всех прекрасное! Сегодня я хочу предложить вам отправиться путешествовать по Стране Музыкального Творчества. В этой стране всё обычное мы можем увидеть по-другому, по-новому. Например, падающие снежинки — это танцующие феи – балеринки, а ветерок может спеть нам ласковую песню. В Стране Музыкального Творчества все дети становятся веселыми, активными и музыкальными. Вы готовы к путешествию?

Дети: Да!

Тогда отправляемся в путь. А чтобы нам быстрее добраться и не сбиться с дороги – нам поможет музыка. Слушайте внимательно и выполняйте движения в соответствии с её характером.

Проводится комплекс музыкально-двигательных упражнений «Путешествие».

(Маршевая ходьба, лёгкий бег на носочках, подскоки, спокойная ходьба).

Музыкальный руководитель: обращает внимание детей на экран. — Вот и волшебная Страна. В ней столько необычного! Как здесь тихо. Давайте закроем на минуту глаза и вслушаемся в эту чарующую тишину.

Все закрывают глаза, Муз. рук. быстро и незаметно одевает накидку и корону с нотками («превращается» в Фею Музыки)

Фея Музыки: Здравствуйте, мои юные друзья! Я рада приветствовать вас у себя в гостях. Позвольте представиться Я – Фея Музыки, рядом со мною всегда звучат прекрасные звуки мелодии. Я поведу вас по стране Музыкального творчества. А пока присядем на стульчики, вы, наверное, устали с дороги.

Дети садятся на стульчики.

Фея Музыки: Тихо, тихо рядом сядем

Входит музыка в наш дом,

В удивительном наряде

Разноцветном, расписном.

Вместе с музыкой хорошей

К нам приходит волшебство,

Осторожней, осторожней,

Не спугнуть бы нам его….

Ребята, как выдумаете, для чего нужна музыка?

Ответы детей.

Фея Музыки: Правильно. Музыка поднимает нам настроение, навевает грусть, или заставляет мечтать. Без музыки было бы скучно и не интересно.

Без музыки, без музыки нельзя прожить ни как

Ни станцевать без музыки ни польку, ни гопак.

И в вальсе не покружишься, и маршем не пройдёшь

И песенку весёлую ты в праздник не споёшь.

Дети, скажите, пожалуйста, кто сочиняет музыку?

Ответ детей

Правильно, музыку сочиняет композитор. У меня в руках «Детский альбом» великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Посмотрите на портрет этого замечательного человека. Какое красивое, благородное лицо. Умные, добрые глаза смотрят на нас с любовью. Петр Ильич Чайковский жил очень давно, а вот музыка, которую он сочинил, будет жить всегда. «Детский альбом» состоит из 24 небольших пьес для фортепиано. На первом титульном листе первого издания написано: «Посвящается Володе Давыдову». Вы с удивлением спросите: кто это такой и почему ему посвящён «Детский альбом»? Послушайте историю создания альбома. В1877 году Пётр Ильич Чайковский приехал отдохнуть к своим родственникам Давыдовым, где его маленький племянник с трудом осваивал премудрости игры на фортепиано. Сидя на веранде, Пётр Ильич слышал, как Володя играет гаммы и этюды. И чтобы ему было интереснее играть, композитор придумал цикл пьес для детей, который так и назвал «Детский альбом», а каждой пьесе дал название.

А теперь давайте откроем альбом.

Бом, бом, бом, бом!

Открывается альбом.

Не простой, а музыкальный,

Сочиненный для ребят

Много, много лет назад.

Открываю альбом.

Сегодня мы познакомимся с первым сочинением из «Детского альбома». Оно называется «Утренняя молитва». Давайте внимательно послушаем, о чём нам рассказывает музыка «Утренней молитвы».

Дети слушают «Утреннюю молитву» П. И. Чайковского.

-Ребята, что вам рассказала музыка?

Ответы детей.

— Какой характер этого произведения?

Ответы детей.

-Да, музыка «Утренней молитвы» светлая, чистая, безоблачная. В утренней молитве человек благодарит Бога за то, что наступил новый день, и просит, чтобы этот день прошел благополучно День только начинается, на душе спокойно и радостно. Словно ангелы улыбаются нам с небес.

Из-за ширмы «выплывает» облако с ангелочками (синтепон в форме облака, на котором вырезанные из бумаги ангелочки)

-Посмотрите, к нам прилетели маленькие ангелочки. Давайте поиграем с ними. Возьмите по одному ангелочку и под музыку придумайте танец ангелочков.

Активное слушание. Звучит «Утренняя молитва» Чайковского. Дети с ангелочками свободно двигаются по залу (драмогерменевтический подход).

-Какие вы у меня молодцы! Вы оживили музыку. Пусть ангелочки отдохнут, они будут смотреть на вас, и помогать во всём.

Дети прикрепляют ангелочков на облако.

-Молодцы, я очень довольна вами. И приглашаю отправиться дальше по стране Музыкального творчества.

— Нас уже ждёт весёлый паровозик.

Дети под музыку, имитируя движение паровоза, шагают по залу. С окончанием музыки останавливаются.

-Интересно, куда привёз нас паровозик.

В зал под музыку входит Королева Пения, в руках у неё волшебный сундучок.

Королева Пения: (поёт) Здравствуйте ребята!

Дети: (поют) Здравствуйте.

Королева Пения: я — Королева Пения. Слышала, вы тоже любите петь песни. Это правда?

Ответ детей.

— Очень хорошо. Надеюсь, вы мне поможете. Дело в том, что я не могу найти ключ от своего волшебного сундучка, где лежат различные песни. Сундучок музыкальный, из мелодий весь хрустальный. Он откроется и без ключа, лишь услышав ваши голоса.

Фея Музыки: Дети, давайте поможем королеве открыть сундучок, споём песню.

Дети становятся на полукруг, королева пения садиться на трон.

Фея Музыки: прежде чем петь, давайте вспомним правила, как надо стоять, чтобы петь правильно и красиво.

Выходит ребёнок, рассказывает стихотворение.

1. .Если хочешь стоя петь –

Головою не вертеть!

Встань красиво, подтянись

И спокойно улыбнись.

Раз! Вдох! И запел,

Птицей звук полетел.

Руки, плечи – все свободно,

Петь приятно и удобно.

дети исполняют песню, выученную на музыкальных занятиях.

Королева Пения открывает сундучок.

— Спасибо, мои юные певцы. Вы спасли меня и мои песни. И я хочу вам подарить ноты с весёлыми детскими песнями. Пойте на здоровье.

Фея Музыки: Спасибо, большое. Нам пора отправляться дальше. До свидания.

Королева Пения: До новых встреч. Уходит.

Дети под музыку, имитируя движение паровоза, шагают по залу. С окончанием музыки останавливаются.

Фея музыки: Как здесь красиво. Давайте присядем на полянку и посмотрим, к кому мы приехали в гости.

Дети садятся на ковёр, из-за ширмы слышится голос.

Петрушка: Ой-Ой-Ой!

Фея Музыки: Кто это кричит?

Петрушка: Это я, Петрушка!

Фея Музыки: Где же ты?

Петрушка: Здесь я, здесь! Никак вылезть не могу, на меня инструменты упали.

Фея Музыки: Вот беда какая! А какие инструменты?

Петрушка: А вы сами отгадайте. Я буду играть, а вы слушать, на чём я играю.

Музыкально- дидактическая игра «Угадай, на чем играю».

Петрушка играет на детских шумовых инструментах: ложки, маракасы, бубен, коробочка, тарелки, треугольник, колокольчики, трещотки. Дети называют инструмент. (На экране появляются слайды с угаданными инструментами)

На ширме появляется Петрушка (кукла): Здравствуйте, девочки и мальчики!

Дети здороваются.

Петрушка: Какие вы молодцы, все инструменты угадали. Скажите, а какие они шумовые или музыкальные?

Ответ детей.

-А какие музыкальные инструменты вы знаете?

Ответ детей.

-А вы умеете играть на шумовых инструментах?

Ответ детей.

Фея Музыки: Дети, покажем Петрушке, как вы умеете играть, возьмите аккуратно инструменты и встаньте около стульчиков.

Дети берут инструменты и становятся около стульчиков.

Петрушка. — А что вы умеете играть?

Выходит девочка, объявляет номер.

Иоганн Штраус, полька Трик- трак.

Звучит полька И. Штрауса, дети ритмично подыгрывают на шумовых инструментах.

Петрушка: Вот здорово! Так интересно было вас слушать! Благодаря вашей игре, музыка заиграла новыми красками. Я с радостью хочу подарить вам волшебную флейту. Дарит блокфлейту. Она поможет вам ещё больше полюбить музыку.

Фея Музыки: Большое спасибо, Петрушка. Нам пора опять отправляться в путь.

Дети под музыку, имитируя движение паровоза, шагают по залу. С окончанием музыки останавливаются.

В зал под весёлую музыку вбегает Мистер Танцев, выполняет танцевальные движения.

Мистер Танцев: Добро пожаловать в гости к Мистеру Танцев.

Фея Музыки: Дети, давайте поприветствуем Мистера Танцев.

Девочки выполняют реверанс, мальчики – поклон.

Мистер Танцев: О, мои прекрасные танцоры, я слышал, что вы любите танцы, так же как и я. Вы покажете, как умеете танцевать?

Ответы детей.

А какой же танец сейчас вы исполните?

Ответ детей.

— Как я рад! Я буду хлопать вам в ладоши.

Дети исполняют польку.

Мистер Танцев: Спасибо вам. Вы такие энергичные, весёлые. Я зарядился с вами на целый день.

Фея Музыки: Мы очень рады, Мистер Танцев, что доставили вам столько удовольствия. На этой веселой ноте и заканчивается наше путешествие по Стране Музыкального Творчества. Пора возвращаться в детский сад.

Мистер Танцев: (детям) Я подарю вам волшебный ковёр-самолёт. Он поможет вернуться скорее в любимый детский сад. Для этого надо сесть на него,аккуратно взять друг друга за руки и крепко закрыть глаза. Через несколько секунд вы сразу окажетесь в детском саду. Достаёт ковёр, вместе с муз. рук. расстилает его на полу.

Фея Музыки: Спасибо, Мистер Танцев. Я провожу детей.

(к детям) Но прежде чем сесть на ковёр-самолёт, я хотела бы вас поблагодарить. Мне очень понравилось, что вы сегодня были активными, музыкальными, творческими детьми. С вами так интересно! На память я дарю вам музыкальные ключики. Носите их с удовольствием. Они откроют вам дверь в музыкальный мир. Мистер танцев, помогите мне, пожалуйста.

Фея Музыки и Мистер танцев одевают детям скрипичные ключи, как медали. Дети По-очереди садятся на «ковёр-самолёт».

Фея Музыки: Дети, давайте попрощаемся с Мистером Танцев, со страной музыкального творчества.

Дети прощаются. Мистер Танцев уходит.

Все садятся на волшебный ковёр и закрывают глаза, звучит музыка,

в это время музыкальный руководитель незаметно снимает диадему, накидку.

Музыкальный руководитель (подводит итог занятия):

Вот мы и в детском саду.

Вам понравилось путешествовать? А что вам понравилось больше всего? Скажите, а что вы сегодня узнали нового?

Ответы детей.

Музыкальный руководитель:

Вы трудились не напрасно,

Все согласны? Да, согласны!

И с весёлым настроеньем

Мы выходим все из зала.

До свидания, ребята! Дети уходят в группу.

Список литературы:

О. П. Радынова «Музыкальные шедевры»

Интернет источники: http://ped-kopilka.ru/, http://www.maam.ru/,

http://nsportal.ru/, http://dohcolonoc.ru/

Источник: maam.ru