Конспект открытого занятия по звуковой культуре речи: звук «С» в старшей группе «В гостях у деды и бабы»

Светлана Семенова
Конспект открытого занятия по звуковой культуре речи: звук «С» в старшей группе «В гостях у деды и бабы»

Конспект открытого занятия по звуковой культуре речи: звук «С» в старшей группе

«В гостях у деды и бабы»

Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях;

-закрепить навыки образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

-формировать умение образовывать множественное число имен существительных;

— закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные.

Коррекционно-развивающие:

-развивать фонематический слух, речевое дыхание;

-упражнять в звуковом анализе, определении позиции звука [С] в словах;

-развивать общую и мелкую моторику;

-развивать психические процессы: внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать навыки самоконтроля, доброжелательности;

-воспитывать положительное отношение к занятию.

Оборудование:

Магнитная доска, магниты, су джок один.

Демонстрационное-«бабушкины бусы»(картон, слоги, кирпичи (картон, слова, красивые баночки( «варенье»)

Раздаточное-«бабушкины бусы», «дедушкины кирпичи, мыльные пузыри, цветная верёвка, карточки со звуком

Нетрадиционные приёмы:

Ароматерапия.

Персонажи: бабушка, дедушка (воспитатели)

Ход занятия:

1. Орг. момент.

Заходят дед и баба. Кто к нам пришел? Здравствуйте ребята. Вы любите загадки? Мы хотим вам их загадать Дед:

Ароматное варенье,

Пироги на угощенье,

Вкусные пирожки

У любимой…

Бабушка. А зовут меня баба Света.

Баба: Он трудится не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед,

Мой родной, любимый …

Деда А зовут меня дед Степан.

2. Сообщение темы

Бабушка: Заметили ребята наши имена начинаются на один звук. Кто догадался, на какой звук начинаются наши имена. Дети: С

Дед: А кто запомнил, как нас зовут. Дети: Света и Степан.

Дед: Правильно, ребята! Сегодня мы хотим поиграть с вами в игры, в которых будет встречаться этот звук. Вы любите играть? Дети — Да.

Бабушка: Для начала разомнемся, повторяйте за мной и дедом

3. Артикуляционная гимнастика

Бабушка читает текст, дедушка показывает

Толстые внуки приехали в гости (надуть щёки,

С ними худые- лишь кожа да кости (втянуть щёки)

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (улыбнуться).

Поцеловать они всех потянулись (вытянуть губы).

Утром проснулись- в улыбочку губы (улыбнуться).

Чистим мы свои верхние зубы (провести языком по верхним зубам).

Вправо и влево (двигаем язык,

Внутри и снаружи (двигаем язык).

С нижними зубками тоже мы дружим (двигаем языком по нижним зубам).

Губы сожмём и рот прополощем (полощем,

И самоваром пыхтим что есть мочи (с –с -с).

5. Задание «Собери бабушкины бусы и дедушкины кирпичи»

Бабушка: Ребята, хотела я бусы надеть, да нить порвалась и бусы все рассыпались. Нужно бусы собрать, но брать нужно только те бусины, где в слогах есть буква С и нанизывать на веревку — ус ан ис ыс ом са со су

(Дети читают и нанизывают)

Автоматизация звука [С] в словах.

Дедушка: А у меня тоже незадача. Рассыпались все кирпичи да перемешались с соседскими. Сложить надо только те кирпичи, где в словах есть буква С. Поможете мне?

(дети называют картинку со звуком С, выделяя голосом звук складывают кирпичи из картона друг на друга) 6 кирпичей

Вот молодцы!

Бабушка– Посмотри и у меня красивая шкатулка. Это музыкальная шкатулка. Я хочу проверить могут ребят слушать, если услышите звук с в слове хлопните в ладоши.

Слова для игры: ананас, рыба, шапка, сумка, сосна, лапти, собака, насос, парта, весы, косы, дом, кошка, компас, сова, оса, клоун, автобус, заяц, сок, сахар, конфета, глобус, жук, маска.

Дед: Я тоже хочу поиграть с ребятами. Я знаю такую игру «Скажи ласково». Самомассаж колечками су-джок.

На каждое слово ребенок надевает и снимает колечко с пальчика.

Сад-садик

Лес-лесок

Пояс-поясок

Сын-сыночек

Самолет-самолетик

Сумка-сумочка

Носок-носочек

Сундук-сундучок

Автоматизация звука [С] в предложениях.

Дед: Моя бабушка любит сочинять стихи. А чтобы ей было легче, подскажи ей последние словечки.

Бабушка:

Динь-дон, динь-дон

В переулке ходит… (слон)

И рыщут по дороге

Слоны и … (носороги)

Эй, не стойте слишком близко –

Я тигренок, а не … (киска)

На дне реки усатый сом

Сладко спит и видит… (сон)

Чтобы ноги отдохнули,

Посиди-ка ты на … (стуле).

Образование притяжательных прилагательных.

Бабушка: Я очень люблю готовить. И решила приготовить вкусный сок из фруктов и ягод. А вы скажи, какой сок у меня получится?

— Сок из слив? – сливовый

— Сок из ананасов? – ананасовый

— Сок из абрикосов? – абрикосовый

— Сок из смородины? – смородиновый.

Физкультминутка.

— Давай немного отдохнем. Слушай стишок и повторяйте движения вместе с Дедом

Руки в стороны, в кулачок,

Разжимай и на бочок.

Правой вверх и левой вверх,

В стороны и накрест.

Тук, тук, тук, тук,

Повернись скорей вокруг.

Сюрпризный момент

Дед: Ой, ребята, как нам весело было, даже баба ожила. Баба Света, а что это у тебя в руках такие красивые баночки?

9. Ароматерапия.

Бабушка. Так это я вам варенья наварила. Да такое ароматное получилось! Понюхайте.

Дед: Нужно открыть баночку вдохнуть носом и выдохнуть ртом- «Ах как пахнет!»

(Дети вдыхают и выдыхают)

10. Пальчиковая гимнастика «Заплети косичку»

Деда. Ой, ребята, расшумелись! А мне некогда озорничать: пугало всё растрепалось, а без него на огороде никак нельзя.

Баба:. Дедушка, мы поможем, заплетём косички для твоего пугала.

(Дети плетут косички из цветных верёвок)

Деда. Вот спасибо, молодцы! (забирает косички у детей).Надену на пугало.

Формирование навыка звукового анализа

Игра «Где спрятался звук [С]?»

Бабушка: Дедушка приготовил для вас еще одно задание: посмотри на картинки, и определи место звука [С] в словах: в начале, в середине или в конце слова и разложите по разным корзинкам (сумкам, ведрам, кастрюлькам

(лиса, собака, весы, оса, кактус, сумка, ананас, мясо, киска, миска, фикус, компас, ступеньки, санки, лестница)

Развитие лексико-грамматического строя речи.

Игра «Один-много»

Бабушка: Дедушка любит играть, поиграйте с ним. Он будет называть один предмет, а вы много таких предметов.

Полоса- полосы

Колбаса-

Оса-

Касса-

Салют-

Сундук-

Сова-

Сад-

Итог занятия.

— Какой звук мы сегодня учились правильно произносить?

-Молодцы! вы хорошо занималась.! Не забывайте дома и в группе правильно произносить звук [С]».

— Нам очень понравилось, как вы выполняли задания.

Дедушка. Нам пора возвращаться. Ребята, встаньте в кружок спиной, соедините пальчики, закройте глаза, слушайте мой голос.

Замедляется движение, исчезает напряжение. И становится понятно: расслабление приятно. Реснички опускаются, глазки закрываются. Мы спокойно отдыхаем. Сном волшебным засыпаем. Дышится легко, ровно, глубоко. Напряженье улетело и расслаблено всё тело….Было славно отдыхать, а теперь пора вставать! Возьмите бутылочку с пузырями, и подуйте. Вот как много красивых пузырей полетело!

Источник: maam.ru