Конспект организованной образовательной деятельности. Тема ООД: «Осенний лес» (старшая группа) воспитатель: Юдина И. П

Юдина Ирина Петровна
Конспект организованной образовательной деятельности. Тема ООД: «Осенний лес» (старшая группа) воспитатель: Юдина И. П

Конспект

организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» Тема ООД: «Осенний лес!»

(старшая группа)

Расширять и уточнять представления детей о сезонных изменениях мира природы осенью.

Способствовать развитию умения устанавливать причинно-следственные связи между осенними природными явлениями, понимать взаимодействие живой и неживой природы.

Формировать у детей умение создавать поделку по замыслу, используя схемы-модели, из различных природных материалов (шишки, перья, плоды, листья и т. д.)

Способствовать развитию мыслительных операций (анализ, сравнение, художественно-творческих способностей, свободному общению со взрослыми и детьми.

Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими время года.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость при восприятии поэтического текста, продолжать формировать навыки культуры поведения на природе: не загрязнять окружающую среду, бережно относится к растениям и животным.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская деятельность, коммуникативная, восприятие художественной литературы и музыки, продуктивная, двигательная, игровая.

Материал и оборудование: сборник стихов С. Погорельского, схема-модель «Причинно-следственные связи в природе осенью», схемы моделей по изготовлению поделок из природного материала, модель «Цветок здоровья», материалы для творчества детей (природные материалы, пластилин, доска для лепки и т. д., запись П. И. Чайковского «Времена года», кленовые, рябиновые и дубовые листья, карточки с изображением листьев.

План ООД:

Воспитатель: — Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте им улыбнемся и поздороваемся.

— Ребята, я предлагаю пойти в гости, а вот к кому, попробуйте догадаться:

(воспитатель читает загадку)

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Ваню — земляникой,

Таню — костяникой,

Машеньку — орешком,

Петю — сыроежкой,

Катеньку — малинкой,

Васю — хворостинкой. (Лес)

Воспитатель: — Как Вы думаете, кто этот богатырь?

Дети: -Лес.

Воспитатель: А что такое лес?

Дети: Это место, где растет много деревьев, кустарников, ягод и грибов. Там живут звери, птицы, насекомые.

Воспитатель: — Ребята, а какое сейчас время года?

Дети: Осень.

Воспитатель: Значит, в какой лес мы с вами пойдем?

Дети: Осенний лес.

Воспитатель: Ребята, а кто из вас бывал в осеннем лесу? Вы знаете правила поведения в лесу? Давайте их повторим, а помогут нам карточки – сигналы.

Дети:

1. Нельзя шуметь, бегать в лесу.

2. Нельзя разорять гнезда птиц.

3. Нельзя топтать муравейники, т. к. муравьи санитары леса.

4. Нельзя бросать мусор.

5. Нельзя разжигать костер, от огня погибают все растения и насекомые.

Воспитатель: Молодцы! Вы хорошо усвоили правила поведения в лесу. Нам с вами пора отправляться в путь прямо сейчас. Я сейчас стану золотой осенью. Я предлагаю вам закрыть глаза, и тот кого я коснусь своим осенним, волшебным листочком окажется в осеннем лесу:

Вокруг вас я обойду,

В осенний лес вас приведу.

Один, два, три, четыре, пять

Можно глазки открывать.

Воспитатель: Вот мы и попали в осенний лес. Посмотрите вокруг. Как красиво! Ребята, что вы видите?

Дети: Деревья стоят в красивом наряде, под ногами разноцветные листья.

Воспитатель: — Давайте поприветствуем лес, прочтем ему стихотворения.

1-й ребенок:

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь?

Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь — мы свои!

С. Погорельский.

2-й ребенок:

Осенний лес – какое чудо!

Листва ковром лежит повсюду.

Деревья стройные стоят,

Ветвями на ветру шумят.

Воспитатель: Ребята, как Вы думаете зачем люди ходят в лес?

Дети: Чтобы подышать свежим воздухом, собрать грибы и др.

Воспитатель:

— А почему так тихо? Слышны ли голоса птиц? Что случилось? Почему не слышно?

С помощью схем – моделей дети устанавливают причинно-следственных связей в природе: с наступлением осени стало холодно- высохли растения — исчезли насекомые — улетели птицы. (см. приложение)

Модель «Причинно-следственные связи в природе»

Воспитатель: Как приятно ходить по земле, усыпанной разноцветными листьями. Слушать как они шуршат под ногами. Дует ветер, листья летят. Ребята, как называется это явление в природе?

Дети: Листопад.

Воспитатель: Скажите, а Вы знаете почему желтеют листья и опадают?

Дети: Осенью много воды, но дерево не может ее взять, Осенью земля стало холодной, а холодную воду корни всасывать не могут, поэтому листья желтеют и опадают.

Воспитатель: Как вы думаете, осень –это веселое время года или грустное? Почему? (ответы и рассуждения детей)

Давайте еще подберем слова, которые характеризуют слово «осень»!

Игра «Скажи красиво»

Воспитатель предлагает передавать осенний листик из рук в руки по кругу под музыку, у кого окажется листик по окончании музыки, тот подбирает определение к лову «осень».

Воспитатель обобщает ответы детей.

Игра «Осень –хорошо или плохо?»

С помощью игры дети подходят к выводу, что осень не только красивое время года, но еще осенью часто идут дожди, поэтому очень сыро, грязно, воздух становится влажным и холодным и в это время года легко простудится. Вспоминают правило, что нужно делать, чтобы не болеть. Для этого используют цветок здоровья.

— Молодцы! Сейчас мы точно не простудимся.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете кто самые важные жители в лесу?

Дети: — Деревья.

Воспитатель: Почему вы так думаете?

Дети: Деревья выделяют кислород, необходимый для чистого воздуха, являются жильем для зверей и птиц.

Воспитатель: Смотрите ребята, что -то стало холодно в нашем осеннем лесу. Подул сильный ветер. А какое правило нам поможет, чтобы не замерзнуть в осеннем лесу? (нужно много двигаться). Давайте и мы с вами подвигаемся и поиграем.

Игра на классификацию.

Дети с листочками разных деревьев в руках передвигаются под музыку, когда музыка останавливается, дети должны встать в группы: 1группа – рябиновые листочки; 2группа — березовые листочки; 3группа – кленовые листочки и т. д.

Дидактическая игра «Назови листок».

Воспитатель предлагает рассмотреть осенние листья на земле! Обращает внимание на необычный кленовый листочек большого размера, сделанный из бумаги, на нем письмо:

«Дорогие ребята, пишет вам Лесовичок. В нашем лесу случилась беда. У нас 1 сентября открылась лесная школа, в которую приглашают всех зверей и птиц. Узнала об этом Баба Яга, очень рассердилась и решила заколдовать всех: и зверей и птиц, превратила в шишки, ветки, листья, плоды деревьев и разбросала по всему лесу. Помогите пожалуйста расколдовать их!»

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отправится в лесную школу и помочь расколдовать всех зверей и птиц. А расколдовать нам помогут помощники схемы (см. приложение). Детям предлагается выбрать схему, по которой они самостоятельно будут «оживлять» обитателей леса,. При рассмотрении обращают внимание на части, из какого природного материала они сделаны. Обговаривается, с помощью каких материалов скрепляются детали (пластилин). Выбирают материал.

Примеры помощников-схем

Далее идет самостоятельное выполнение работы детьми, воспитатель помогает. Звучит запись П. И. Чайковского «Времена года». Все «расколдованные» звери – поделки располагаются на макет лесной полянки. Совместное рассматривание и анализ работ.

Воспитатель: Ребята, пришло время возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся с лесом и его обитателями. А теперь станем в круг и закроем глаза.

Вокруг вас я обойду.

В детский сад вас приведу.

Один, два, три, четыре, пять

Можно глазки открывать.

Рефлексия.

Воспитатель: — Какие вы молодцы, ребята. Как много вы знаете о лесе.

-Что нового вы сегодня узнали?

— А что понравилось больше всего в нашем путешествии?

-С какими трудностями Вы встретились?

-Как вы думаете, почему нам удалось справиться с поставленной задачей, помочь Лесовичку?

(Ответы детей)

Источник: maam.ru