Конспект опытно-экспериментального занятия «Вода. Круговорот воды в природе» для подготовительной группы

Елена Шестопалова
Конспект опытно-экспериментального занятия «Вода. Круговорот воды в природе» для подготовительной группы

Программное содержание:

1. Формировать представления о круговороте воды в природе.

2. Учить умению устанавливать причинно-следственные связи.

3. Воспитывать бережное отношение к воде.

Материал: игровой персонаж – Капитошка; прозрачные стаканчики для воды; баночки с пеной; пипетки; гуашь синяя; картина круговорота воды в природе.

Предварительная работа:

Наблюдение за облаками, снегом, льдом. Чтение художественных произведений о воде. Дидактическая игра «Путешествие капельки».

Ход занятия

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, искать капельку. Как вы думаете, где она может прятаться? (Выслушиваются предположения детей).

Давайте, ребята поищем капельку. Только договоримся, что вы идете за мной. Договорились?

Дети: Да!

Подходим к фикусу. На листке лежит вырезанная из бумаги капелька воды. Воспитатель подходит к растению и говорит детям: «Ребята, посмотрите, что это такое на листике?». Осторожно встряхиваю лист, и мне на руку падает капелька.

Дети: Капелька.

Воспитатель: Ребята, а у капельки, наверное, тоже есть имя. Как тебя зовут, капелька? (Подношу капельку к уху и говорю за нее)

Воспитатель: Дети капельку зовут Капитошка.

Воспитатель: Что ты здесь делаешь, Капитошка?

Капитошка пришла в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у нас в детском саду.

(Дети водят Капитошку и показывают те места в группе, где есть вода.)

Капитошка, говорит вам, ребята, спасибо. Она порадовалась за своих сестричек, что им у вас живется хорошо. Теперь я приглашаю вас всех в путешествие. Но посмотрите на капельку, она маленькая, а мы – большие. Что же делать?

Дет: Нужно стать такими же, как капелька, — маленькими.

Воспитатель: А как нам это сделать?

Дети: Вспомнить волшебную считалочку — превращение.

Педагог (вместе с детьми произносит считалку-превращение):

Без меня не будет моря, океана и реки,

Даже лужицы, в которой бултыхаются Щенки.

Раз, два, три…Стали капельками мы.

Воспитатель: Ребята, Капитошка приглашает нас в путешествие.

Путешествие капельки (круговорот воды в природе). Представьте себе, что мы пришли на берег водоема и дружно прыгнули в воду. А вода у нас состоит из множества таких капелек — сестричек Капитошки. Подойдите, пожалуйста, к столу по 4 человека к каждому. У нас на столах маленькие водоемы. Давайте окунем наши ручки в воду. Посмотрим, как вода у нас переливается.

Ребята, а у воды есть цвет? (нет, вода бесцветная, прозрачная).

Давайте понюхаем, есть ли у воды запах? (полным ответом «У воды нет запаха»)

У воды есть вкус? (у воды нет вкуса)

(Дети вместе с Капитошкой рассматривают, как вода переливается, какая она прозрачная, взяв в ладони, смотрят, как протекает между пальцами.)

Вытираем салфеточками ручки. Наше путешествие продолжается. Присаживайтесь на стульчики.

Опыт «Дождевые облака».

Цель: развивать у детей интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

Образовательные:

— углублять представления детей о неживой природе;

— расширять представление о круговороте воды в природе;

— формировать умение наблюдать, делать вывод;

Развивающие:

— развивать мышление, внимание, наблюдательность;

Воспитывающие:

— воспитывать познавательный интерес к окружающему миру.

Дети сидят за столом. Перед каждым ребенком стоит банка (стакан) с водой, сверху пена для бритья.

Воспитатель:

— Дети, мне очень нравится одно стихотворение. Я хочу, чтоб вы послушали и сказали про что оно.

Послушайте.

Облака, облака: пышные, белые!

Расскажите, облака, из чего вас сделали?

Может вас, облака, делали из молока?

Может быть из мела? Может быть из ваты?

Может быть из белой, из бумаги мятой?

— Никогда! Никогда!- отвечали облака.

— Никогда не делали нас из молока!

Мы дождевые, мы снеговые.

Если летом плывем –

Мы с собой грозу несем.

Если мы плывем зимою-

Мы пургу несем с собою.

Вот какие мы!

(И. Мазнин).

Дети:

— Стихотворение про облака.

Воспитатель:

— Ребята, посмотрите, у вас в банках тоже есть облака. Облако на самом деле – это большое скопление мелких капель воды. Можно сказать, это пар, собранный в кучу.

— Дети, посмотрите на свои облака и скажите, какие они? (Белые, пушистые, легкие, мягкие)

— Закончите предложение «Облака легкие как ….(пух, вата, перышко).

Воспитатель:

-Молодцы! Дети, я вам расскажу, почему идет дождь. Мелкие капельки воды, собранные в облака, остывают, становятся тяжелые и падают на землю. Идет дождь! Поэтому, можно сказать, что дождь — это вода, выпадающая из облаков на землю.

— Мы сейчас посмотрим, как это происходит. Возьмите пипетки. Наберите в них окрашенную воду и капните в баночку с облаком. Что мы видим? Капля прошла через облако и падает на дно банки красивыми струями. Так идет дождь.

Дети наблюдают опыт. Еще капают на облако. Наблюдают за окрашенными каплями.

Воспитатель:

— Ребята, давайте поиграем в игру «Круговорот воды».

Встаньте в круг, возьмитесь за руки. Представьте, что мы с вами большая лужа. Лужа может быть разной формы: круглая, овальная. Давайте покажем разные лужи. Вот нашу лужу стало пригревать солнышко (присесть). Вода в луже начала нагреваться и пары стали подниматься вверх (подняться стать на носочки, им стало, тепло и они разлетелись в разные стороны (разбежались). Но летя все выше, им становилось холодно (обнять себя, капельки стали соединяться и из них стали образовываться облака (соединиться в облако). Капелек стало много, они пролились на землю дождем (Присесть).

Капитошка: Молодцы, ребята. Вы очень порадовали меня! До свидания.

Литература

О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!»

Источник: maam.ru