Конспект ООД по речевому развитию «Зимние забавы. Составление рассказа по сюжетным картинкам»

Кириллова Тамара
Конспект ООД по речевому развитию «Зимние забавы. Составление рассказа по сюжетным картинкам»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Липецкой области

Конспект ООД

по речевому развитию «Зимние забавы»

(составление рассказа по сюжетным картинкам)

в подготовительной группе детей с ЗПР

Разработчик

Кириллова Тамара Николаевна,

воспитатель первой

квалификационной категории

2020 г.

Цель:

1. Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.

2. Помогать детям осваивать выразительные средства языка.

3. Развивать умение отбирать для рассказа самое интересное и существенное, включать в повествование описание природы, окружающей действительности.

4. Активизировать употребление в рассказе однокоренных слов (снег, снежок, снеговик, снежинка, снежный, заснеженный; зима, зимний, зимушка-зима).

Оборудование: набор сюжетных картинок по теме «Зимние забавы».

Ход ООД.

1. Вступительное слово воспитателя.

Наконец-то и к нам пришла настоящая зима. Выпал снег! За эти дни вы уже успели и накататься на санках с горки, и побывать на катке, и слепить на участке сада забавного снеговика.

Сегодня на занятии мы составляем рассказы по сюжетным картинкам на тему: «Зимние забавы».

2. Работа по подбору однокоренных слов, которые следует употребить в своём рассказе.

— Как можно сказать о горке, сделанной из снега? (Ответы детей: снежная).

— Как можно по-другому назвать снеговика? (Ответы детей: снежная баба).

— Как вы считаете, слово зима родственное слову снег? Ведь зимой много снега. (Ответы детей: нет, не родственное).

— Объясните, почему слова зима и снег не родственные слова? (Ответы детей: родственные слова должны звучать похоже, а в слове зима нет такой части, которая бы звучала похоже на слово снег).

— Подберите слова, родственные слову зима. (Ответы детей: зимний день, зимующие птицы, зимуют).

— Каким ласковым словом можно назвать зиму? (Ответы детей: зимушка).

— Назовите слова, которые необходимо использовать в своём рассказе по сюжетной картинке о зимних забавах детей. (Ответы детей: снег, снеговик, снежинки, снежный; зима, зимний, зимующие, зимушка).

При составлении рассказа помните, что слова-родственники не просто должны иметь похожую часть, но и должны быть связаны друг с другом по смыслу.

3. Физкультминутка «Зимние забавы».

Мы бежим с тобой на лыжах, (Шагают, «ходят на лыжах»).

Снег холодный лыжи лижет.

А потом на коньках. (Скользят, двигая поочередно ногами, «бегут на коньках», руки за спиной.)

Но упали мы. Ах! (Приседают.)

А потом снежки лепили, (Показывают, как лепят снежки: сверху одна рука, затем другая).

А потом снежки катили, (Катят воображаемый комок.)

А потом без сил упали, (Падают.)

И домой побежали. (Бегут по кругу.)

4. Составление рассказа по сюжетным картинкам.

1). Рассказ Тимоши по картинке «Дети катаются с горки на санках».

Ночью шёл снег и засыпал горку снежинками.

Я вижу, как мальчик подталкивает санки девочки, чтобы они мчались быстрее с горки. Рядом еще одна девочка мчится с горы.

Весело детям зимой кататься на санках!

2). Рассказ Даниила по картинке «На катке».

Зимой на стадионе заливают большой каток. На каток приходят дети и взрослые, чтобы покататься на коньках.

На катке горит свет, играет музыка. Никого не пугает зимний мороз. Я вижу, как девочка и мальчик, держась за руки, смело едут на коньках. За их спинами дети играют в хоккей.

Я тоже хожу с папой на каток.

3). Рассказ Лены по картинке «Дети лепят снеговика».

Зимой иногда бывает тепло, и снег становится липким. Дети лепят снежную бабу. У мальчика уже готов самый большой снежный ком. На заднем плане картинки красуется снеговик с большим морковным носом.

Я вижу зимующих птичек – синичку и снегиря рядом с детьми.

Скоро снежная баба будет готова.

5. Итог.

Сегодня мы не просто составляли рассказы по сюжетным картинкам. Было добавлено задание использовать в рассказе родственные слова.

— Назовите родственные слова, которые употребил Тимоша. (Ответы детей: снег, снежинки, снежная куча и зимушка, зима).

— Назовите родственные слова, услышанные вами в рассказе Даниила. (Ответы детей: зимой, зимний).

— Какие родственные слова использовала в рассказе Лена? (Ответы детей: зимой, зимующая и снег, снежная баба, снежный ком, снегирь).

— Вам понравились рассказы наших ребят? (Ответы детей: понравились).

Мне тоже понравились ваши рассказы о зимних забавах детей, отмечаю, что вы все использовали нужные слова и удачно составили рассказы.

Думаю, что вам уже захотелось поскорей выйти на улицу и заняться весёлыми зимними забавами.

А теперь и нас ждет зимняя прогулка!

Источник: maam.ru