Конспект ОД по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Свойства стекла»

Юлия Максимова
Конспект ОД по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Свойства стекла»

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 151»

КОНСПЕКТ

образовательной деятельности

«Свойства стекла»

для детей среднего дошкольного возраста

(от 4 до 5 лет)

по образовательной области

«Познавательное развитие»

Составила:

Воспитатель высшей категории

Ф. И. О. Максимова

Юлия Анатольевна

Оренбург, 2020 г.

КОНСПЕКТ

образовательной деятельности

Приоритетное направление (образовательная область):

«Познавательное развитие», интегрируется с ОО «Речевое развитие»; «Физическое развитие».

Цель: развивать познавательный интерес ребенка среднего дошкольного возраста в процессе знакомства со свойствами стекла.

Задачи:

Образовательные:

• Формировать представления детей о свойствах стекла (прозрачное, твердое. гладкое);

• Учить устанавливать связи между назначением предмета, его формой, структурой материала, из которого он сделан;

• Обогащать лексический запас новыми словами и понятиями, активизировать речь (прозрачное, стеклянный).

Развивающие:

• Развивать: внимание, память, речь, фантазию, логическое мышление, воображение, творческие способности, инициативность;

• Развивать познавательную активность и любознательность в процессе самостоятельного выполнения экспериментальной деятельности; поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам эксперимента;

• Способствовать развитию мотивации к познавательной деятельности.

Воспитательные:

• Воспитывать бережное отношение к предметам изготовленным из стекла;

• Воспитывать умение внимательно выслушивать задание, самостоятельно выполнять его.

Предварительная работа:

Тема Содержание Цель Форма организации

Стекло Выставка Познакомить с разнообразием предметов из стекла Режимные моменты

Загадки о стекле Выучить загадки и стеклянных предметах Режимные моменты

Чтение художественной литературы

— В. Орлова «Сказка о стеклянном человечке» Дать представления о свойствах и пользе стекла Режимные моменты

Формы работы: групповая, индивидуальная

Методы:

Наглядный: наблюдение, демонстрация экспериментальной деятельности, просмотр иллюстраций.

Словесный: проблемные вопросы, побуждающие познавательную и речевую активность, использование художественного слова.

Практический: экспериментирование, показ способов действий, совместные действия воспитателя и ребенка.

Приемы:

Внезапное появление объекта (письмо, создание игровой ситуации, смена деятельности.

Педагогические технологии: проблемного обучения, здоровьесберегающие, игровые.

Реализация культурных практик:

1. Правовые практики

Воспитание уважения и терпимости к другим людям.

Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека.

Вовлечение в деятельность соответствующую общественным нормам поведения.

2. Практики культурной идентификации в детской деятельности

Создание условий для реализации собственного замысла ребенка и воплощения его в продукте деятельности.

3. Практики целостности телесно-духовной организации

Способствовать соблюдению элементарных правил здорового образа жизни.

Формирование сознательной эмоциональной отзывчивости.

Развивать способность планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений.

Формировать потребность познания мира (любознательность, способность решать интеллектуальные задачи.

4. Практики свободы

Поощрять активность и заинтересованное участие ребенка в образовательном процессе.

Развивать способность конструктивно взаимодействовать с детьми и взрослыми, управлять собственным поведением.

Формировать способность планировать свои действия, самостоятельно действовать.

5. Практики расширения возможностей ребёнка

Развивать способность решать интеллектуальные задачи (проблемы, адекватные возрасту.

Создавать условия для применения самостоятельно усвоенных знаний и способов деятельности для решения новых задач.

Виды детской деятельности:

Игровая, познавательная, двигательная, продуктивная, коммуникативная.

Индивидуальная работа:

В ходе образовательной деятельности задавать вопросы разной трудности, учитывая индивидуальные возможности детей. Оказывать помощь детям в процессе экспериментирования по их потребностям, поощрять инициативу, мотивировать познавательную активность каждого ребенка.

Материалы и оборудование: небольшие стеклянные предметы, шарик, стакан стеклянный, стакан пластмассовый, карандаши, стеклянная ваза прозрачная, кувшин с водой, иллюстрации предметов из стекла, альбом «Что из чего сделано», конверт с письмом.

Предполагаемый результат:

• умение поддерживать беседу,

• высказывание своей точки зрения;

• выражение положительных эмоции (интерес, радость, восхищение) при участии в решении игровых и познавательных задач;

• закрепление представление о свойствах стекла;

• активное и доброжелательное взаимодействие с педагогом и сверстниками.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Вводная часть

Создание мотива для деятельности детей. Определение цели.

В: Ребята! Посмотрите сколько у нас гостей сегодня! Давайте поздороваемся.

Дети здороваются.

В: Сегодня утром к нам пришло письмо. Это письмо прислала Королева Стеклянной Страны. Давайте почитаем! (дети стоят полукругом на коврике)

Текст письма:

«Здравствуйте, дорогие ребята!

Пишет вам Королева Стеклянной Страны. Жители моей страны все сделаны из стекла. И я хочу познакомить вас с ними. Если вы будете внимательными и активными, то узнаете много интересного и нового. А для того, чтобы начать наше знакомство, вы должны выполнить одно задание: назвать вежливые слова».

В: Дети, вы хотите познакомиться с жителями стеклянной страны? Ну, тогда давайте выполним задание Королевы.

(Дети называют вежливые слова.)

В: Вы столько много назвали вежливых слов, что Королева наверняка разрешит нам попасть в её страну. (Воспитатель подходит к столу, на котором лежат предметы из стекла, накрытые салфеткой).

Основная часть

(Воспитатель убирает салфетку, и дети видят различные предметы из стекла. Дети садятся на стульчики.)

В: Посмотрите ребята, все эти предметы сделаны из стекла. Сегодня поговорим о стекле, о его свойствах, то есть какое оно. Предметы, сделанные из стекла, называются стеклянными. Повторите это слово – стеклянные. Давайте их назовем. (Воспитатель предлагает рассмотреть все эти вещи, просит их назвать. Обращает внимание на то, что вещи похожи друг на друга, так как все они – все сделаны из стекла).

В: Очень много изделий делают из стекла.

Ребята посмотрите на стаканчик? Я положила в него шарик. Можно ли узнать, что в стакане цветной шарик?

Д: Да, шарик.

В: Посмотрите через окно, что вы там видите? Почему мы видим, что лежит в стакане, что у нас на улице?

Д: Потому, что стекло прозрачное.

В: Стекло прозрачное, поэтому из него делают оконные стёкла. Где ещё используют это свойство?

Д: Стёкла в машинах, градусниках, аквариумах.

В: Стекло бывает светлое, но бывает и цветное стекло. Назовите изделия из цветного стекла, которые стоят на столе, и определите цвет.

Д: Зелёный стакан, черный стакан.

В: Ребята давайте возьмем эти предметы в руки. Какое стекло на ощупь?

(Берут стеклянные изделия в руки, определяют, какое стекло на ощупь: гладкое, холодное, скользкое).

В: Предметы из стекла, ребята делают из толстого и тонкого стекла. Из толстого стекла делают витрины, а из тонкого бокалы, лампочки, посуду.

(Воспитатель помогает выделить ещё одно свойство. Есть изделия из тонкого стекла, а есть – из очень толстого).

В: Что случится, если вдруг уронить или бросить стеклянную вещь? Значит, стекло очень хрупкое, оно легко бьётся.

Физкультминутка:

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

В: Назовите изделия из стекла, в которые мы можем налить воду.

Д: Стакан, бокал, графин.

(Воспитатель предлагает детям налить воду в стакан.)

В: Пропускает ли стакан воду?

Д: Нет.

В: Значит стекло – водонепроницаемое, то есть в любую стеклянную посуду мы можем налить воду.

В: Есть у стекла ещё одно свойство. Оно издаёт приятный мелодичный звук. Послушайте (ударяет карандашом по стенкам сосудов, прикасается одним стаканом к другому, предлагает детям повторить опыт).

В: Вот посмотрите ребята, что за стеклянные предметы есть у нас в группе.

Д: Окна, бокалы, лампочки.

В: Ребята обратите внимание, зеркало – это тоже стекло, только одной стороны покрасили ее серебристой краской, поэтому она отражает предметы. Это еще одно свойство стекла.

В: Ребята, а теперь послушайте и отгадайте загадки.

Загадки:

Стеклянный домик на окне,

С прозрачною водой.

С песком и камешком на дне

И с рыбкой золотой.

Аквариум

Дом стеклянный пузырек,

А живет в нем – огонек

Днем он спит, а как проснется,

Ярким пламенем зажжется.

Лампочка

Вот стеклянный карандаш-

Он в беде помощник наш.

Определит без докторов,

Кто заболел, а кто здоров.

Градусник

Гляди в меня

Хоть целый день,

Коль на себя

Смотреть не лень.

Зеркало

Заключительная часть

В: Дети, скажите, что нового вы узнали про жителей Стеклянной Страны? Какими они обладают свойствами.

Д: Предметы из стека прозрачные, хрупкие, гладкие, цветное, хрупкое.

В: Большое вам всем спасибо, все были сегодня молодцы.

Продолжительность образовательной деятельности – 20 минут.

Источник: maam.ru