Конспект НОД в подготовительной к школе группе Тема «Что мы знаем о часах?» Познавательное развитие

Юлия Сопина
Конспект НОД в подготовительной к школе группе Тема «Что мы знаем о часах?» Познавательное развитие

Конспект НОД в подготовительной к школе группе

Тема «Что мы знаем о часах?»

Познавательное развитие

Программное содержание:

Познавательное развитие:

— формировать представления детей о видах, существенных признаках, назначении часов;

— познакомить с историей развития часов;

— развивать познавательный интерес к миру вещей (предметный мир);

— воспитывать бережное отношение к предметам быта

Речевое развитие:

— учить отвечать на вопросы полным ответом;

— учить понимать смысли содержание стихотворения

Предварительная работа: ознакомление с часами (циферблат, цифры, стрелки (короткая, длинная, минута, час, с часами древних времен (солнечные, песочные, механическими, электронными, с боем, кукушкой, будильником; рисование любимых часов, изготовление из картона, определение времени (объяснение, заучивание стихотворений, отгадывание загадок, слушание мелодий на часах, игры на время с применением песочных часов; экскурсия в часовой магазин.

Оборудование: стеллаж с часами разных видов, аудиозапись боя часов, различных сигналов и мелодий, рисунки, панно «Часы», модель часов из картона (на каждого ребенка).

Обогащение словаря: часовщик, часовая мастерская, солнечные, песочные, механические, электронные, серебряные, золотые часы, куранты, мини-музей.

Ход деятельности

1. Организационный момент

Дети входят в группу. Звучит аудиозапись курантов.

— Дети, что мы сейчас слышали? (Бой часов на Спасской башне)

— Правильно, это Куранты. В каком городе находятся эти огромные часы с золотыми цифрами? (В Москве, это самые главные часы нашей страны)

— Что мы делаем по этим часам?

— Да, Куранты показывают время, по которым живет вся страна.

2. Задание «Расскажите о часах»

— Сегодня мы посетим наш музей «Мир часов».

— Посмотрите, какое разнообразие часов в нашем музее.

— Ребята, а раньше часов не было. Как же люди обходились без часов? Вспомните, как они определяли, например, что наступили утро, ночь? (Если солнышко встало, становилось светло, кричал петух, значит, наступило утро. Утром цветы просыпаются, раскрываются.)

— Как определяли, что наступила ночь? (Если уже темно, солнца нет, люди спят).

— Дети, мы вами о каких часах говорили? (Солнечных)

— Как по ним определяют время?

Дети: — Когда светит солнце, то от колышка ложится тень, она как бы образует стрелку. Тень-стрелка падает на цифру и показывает который час.

— Всегда ли люди могли воспользоваться солнечными часами? (Люди не всегда могли пользоваться ими, так как не всегда светило солнце.)

— Вот поэтому люди придумали песочные часы. Кто же нам расскажет про них?

Дети: — Песочные часы помогают определять только небольшой промежуток времени. Например, нужно выполнить какую-то работу за время, пока течет песок.

— Похожие часы иногда вместо песка наполняли водой. Как они назывались? (Водяными)

— У нас в музее есть разные часы. Вот часы механические. Кто про них нам расскажет?

Дети: — Механические часы работают без солнца. У них есть механизм, который заводится при помощи ключа. Если часы не заводить, то они не будут ходить. Завода не хватает на сутки. Поэтому не надо забывать их заводить, чтобы никуда не опаздывать.

— Но есть часы, которые не надо заводить. Отгадайте загадку:

Нет ног, а ходит,

Рта нет, а скажет,

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать.

Дети: — Это электронные часы.

— Чем электронные часы отличаются от механических?

Дети: — У них нет стрелок. На циферблате только цифры. Часы могут быть говорящими, их не надо заводить. Они работают от батареек и от электричества.

— Ребята, обратите внимание! По электронным часам гораздо легче определить время, так как сразу видны часы и минуты. Надо только уметь их читать.

— Кто-нибудь еще знает загадки про часы?

Дети: Мы бьем исправно

Каждый час,

Но, вы, друзья,

Не бейте нас!

Это часы с кукушкой.

— Кто расскажет про эти часы?

Дети: — В этих часах живет кукушка. Она выглядывает из окошка и напоминает нам, что прошло полчаса или час (кукует).

Есть похожие часы – с боем: вместо кукушки любая другая фигурка, а вместо звука «ку-ку» играет мелодия.

— Но интересно, что до появления механических часов время узнавали по звону церковных колоколов. Звонит колокол, значит пришло время для чего-то. Поэтому в первых механических часах был только бой без циферблата.

— Ребята, как назывались мастера, изготавливающие и ремонтирующие часы? (часовщики)

— Куда сдают сломанные часы? (в часовые мастерские)

— Маша принесла из дома часы. Про них она расскажет сама.

Маша:- Отгадайте загадку:

С вечера заведешь

И спокойно спать пойдешь.

Он разбудит, не забудет.

— Что это за часы? (будильник)

Маша:- Будильник в назначенное время дает звуковой сигнал (колокольчик, трещетка, звоночек, мелодия). Во сколько надо вставать, на такое время надо стрелку поставить. Будильник не подведет, разбудит.

— Когда за будильником хорошо ухаживают, не забывают заводить, он всегда показывает точное время и будит людей вовремя. Дети, какие часы вы еще знаете, их очень много! И они все разные.

Дети: — Есть напольные часы, настольные, ночники, настенные, наручные на ремешке, браслете, карманные на цепочке. Они все сделаны из пластика, разных металлов, драгоценных тоже – серебра, золота.

— А какой формы бывают часы?

Дети: — квадратные, овальные, круглые, треугольные, ромбиком, в форме избушки, животных и цветочков.

3. Игра «Поставь правильно время»

— Ребята, давайте еще раз посмотрим на часы. У часов есть что?

Дети: — У часов есть циферблат, на котором нарисованы цифры. Есть стрелки, с помощью которых люди узнают время.

— Обратите внимание на стрелки. Что можете о них сказать.

Дети: — Одна стрелка короткая, она показывает часы, вторая длинная, показывает минуты.

— На некоторых часах есть стрелка, для чего она служит?

Дети: — Третья стрелка бывает красного цвета, она движется быстро и показывает секунды.

— А сейчас мы попробуем определить время на своих часах. Посмотрите на них и скажите, какое время показывают ваши часы?

Дети: — Длинная показывает на 12, а короткая на 3. Это значит часы показывают 3 часа.

— На своих часах стрелки поставьте так, чтобы они показали 5 часов.

Дети выполняют самостоятельно.

— Как поставили стрелки?

Дети: — Длинная стрелка показывает 12, а короткая стрелка цифру 5. Это значит, часы показывают 5 часов.

4. Воспитатель показывает экспонаты музея.

— Каких только часов на свете нет!

И у каждых свой секрет.

Дети (рассказывают стихи):

Есть часы, на полу стоящие,

Басом говорящие: «Бом! Бом!

Бом!» на весь дом.

Эти уличные часы

На столбе знакомы тебе.

Они здесь очень нужны:

Стрелки великаны,

Издали видны!

А ходики – избушки!

В них живут кукушки.

Окошко распахнется:

«Ку-ку!», «ку-ку!»,

Как в лесу на суку.

А будильник!

С вечера заведешь

И спокойно спать пойдешь.

Будильник разбудит – не забудет.

5. Итог.

— Вот сколько разных интересных часов.

— Ребята, для чего нужны часы?

— Где их можно приобрести?

— Кто изготовляет и ремонтирует их?

— Про какие часы, которыми пользовались в давние времена, вы рассказывали?

— В каком городе находятся главные часы?

— Какие современные часы вы знаете?

Источник: maam.ru