Конспект НОД по подготовке к обучению элементам грамоты в подготовительной к школе группе «Звуки [д] — [т]»

Людмила Симонова
Конспект НОД по подготовке к обучению элементам грамоты в подготовительной к школе группе «Звуки [д] — [т]»

Цель:

Закрепить навыки чёткого произношения и различения звуков [д] — [т].

Учить детей дифференцировать звуки (т-д) в слогах, словах.

Задачи:

1) образовательные:

закреплять понятия «звук», «слог», «слово»;

дифференцировать понятия «звук» – «буква»;

упражнять детей в дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство;

формировать у детей умение давать сравнительную акустико-артикуляционную характеристику звуков;

закреплять произношение дифференцируемых звуков в составе слов;

совершенствовать умение определять место звука в слове;

формировать навыки слогового синтеза слов.

Развивать зрительное восприятие, мышление, слуховую и зрительную память.

Учить вычленять предложения из микрорассказа.

2) коррекционно-развивающие:

развивать фонематический слух;

развивать произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, мышление, память;

способствовать развитию оптико-пространственных ориентировок, общей и мелкой моторики;

3) воспитательные:

воспитывать у детей чувство взаимопомощи, умение работать в коллективе, учить высказывать свое мнение, проявляя самостоятельность.

Оборудование:

1. Картинки с изображением поезда и мотоцикла.

2. Две куклы.

3. Коробка с картинками: зонт, туфли, газета, тыква, конфета, монета; дом, домино, подушка, помада, помидор, радуга.

4. «Волшебная палочка» и картинки, у которых с одной стороны изображен предмет со звуком «Т», а с обратной стороны – со звуком «Д». Картинки: точка – (дочка, тачка – (дачка, уточка – (удочка, Таня – (Даня).

1. Монетки – символы: синий круг со звоночком – символ звонкого звука и синий круг без звоночка – символ глухого звука.

2. Игрушки: дудочка, медведь, ведро, пирамидка, домино, подушка; танк, матрёшка, лото, вертолёт, робот, самолёт.

3. Конверт с диктантом Незнайки.

4. Схема дома и картинки: Стол, табуретка, стул, тахта, тарелка, магнитофон, тумбочка, шторы, цветы; дверь, подоконник, душ, подушка; ваза, ковер, лампа, шкаф.)

Ход занятия

I. Организационный момент

(Показать детям картинки с изображением поезда и мотоцикла)

— Когда быстро едет поезд, то колеса стучат: т-т-т-т-т-т-т (Дети повторяют)

— Когда заводим мотор у мотоцикла, то он шумит: д-д-д – д-д-д – д-д-д

(Дети повторяют)

(Затем поочередно показывать картинки и просить детей правильно повторять, как стучат колёса поезда, и как шумит мотор мотоцикла.)

Как мы произносим звук д? (Кончик языка прижимается к нёбу и верхним передним зубам, стучит в бугорочки за верхними зубами). Что напоминает вам звук д? (Как дятел стучит).

предложите ему произнести этот же самый звук не «всасывая» его в себя, а выдувая («выплевывая») его наружу— у ребенка выйдет звук, напоминающий [т’]. Эти звуки должны произноситься попеременно.

Характеристика звуков.

Дети вспоминают, что эти звуки петь нельзя. Эти звуки — согласные. Звук т – глухой, твердый, звук д – звонкий (проверяют, что делает голосок, звенит или спит).

2 Основная часть. Работа по теме

1. Развитие фонематического слуха

Повторить за воспитателем серию слогов, голосом выделяя ударный слог:

Да-да-да, да-да-да — не ходи, Вадим, туда!

Ду-ду-ду, ду-ду-ду — все равно туда пойду.

Ди-ди-ди, ди-ди-ди — ты ж одетый, не ходи!

Да-да-да, да-да-да — ой! Холодная вода!

Де-де-де, де-де-де — вот беда! Вадим, ты где?

Та-та-та – хвост пушистый у кота.

То-то-то – в шкафу висит пальто.

Ты-ты-ты – в море плавают киты.

Ат- ат- ат – ели мы салат.

От- от- от — на дорожке сидит кот….

Ту-ту-ту – молоко налью коту.

Тё-тё-тё – отложили мы шитьё.

Да – та, до- то, дя- тя, дё- тё, ду- ту, дю- тю, ды — ты, ди — ти, дэ — тэ, де — те

2. Игра «Подари подарки Тане и Даше».

(Раздается стук в дверь. Педагог уходит и возвращается с двумя куклами.)

— Посмотрите, к нам пришли две подружки. Зовут их Таня и Даша. Давайте подарим им подарки.

(Вынести коробку с картинками).

Картинки: кот, телефон, газета, тыква, конфета, бант, топор ; дом, дверь, подушка, помада, дуб, радуга.

— Таня любит подарки, в названиях которых есть звук «Т», а Даша — со звуком «Д».

(Дети выбирают картинки и дарят их куклам)

3. Дидактическая игра «Волшебная палочка»

У наших кукол есть волшебная палочка, которая превращает предметы со звуком Т в предметы со звуком Д.

(На ковре разложены картинки, у которых с одной стороны изображен предмет со звуком Т, а с обратной стороны – со звуком Д. Педагог дотрагивается палочкой до картинки, в названии которой есть звук Т, а дети отгадывают какое слово получилось. Затем проверяют ответ, переворачивая картинку).

Картинки:

Точка – (дочка). Тачка – (дачка). Катушка – (кадушка) Плот – плод

Уточка – (удочка). Таня – (Даня). Том – (дом)

4. Дидактическая игра «Магазин игрушек»

У детей в руках «монетки – символы» (синий круг со звоночком – символ звонкого звука и синий круг без звоночка – символ глухого звука). На столе разложены игрушки.

— Ребята, на монетку со звоночком (показать монетку) вы можете купить игрушку, в названии которой есть звонкий звук Д. А на монетку без звоночка (показать монетку) – игрушку, в названии которой есть глухой звук Т.

Игрушки:

дудочка танк

медведь матрешка

ведро лото

пирамида вертолёт

домино робот

подушка самолёт

(Дети покупают игрушки, а педагог-кассир проверяет правильность покупок)

Динамическая пауза

Игра «Таня и Даша»

(Одна команда детей будет изображать Таню, а другая команда – Дашу).

— Таня и Даша подруги, но никогда не делают ничего одинаково. Решили они заниматься гимнастикой. Вот, что у них из этого получилось: Таня поднимает руки вверх, а Даша опускает вниз. Даша машет руками, а Таня спрятала за спину. Даша опускает руки, а Таня ставит на пояс. Таня приседает, а Даша поднимается на носки. (Дети выполняют движения)

5. Дидактическая игра «Какой звук заблудился?»

(Показать детям диктант Незнайки).

— Таня и Даша дружат с Незнайкой. Недавно Незнайка получил в школе «двойку» за диктант. Он передал вам этот диктант и попросил вас помочь ему исправить ошибки. Давайте ему поможем!

Мама купила вкусный дорт.

Кошка спит на потушке.

Таня принесла полное ветро воды.

Метведь спит в берлоге.

Папа принес топор и молоток.

6. Дидактическая игра «Поможем Тане и Даше».

(Перед детьми выставить схему дома и картинки, в названиях которых есть звуки «Т» и «Д» и картинки без этих звуков.

Картинки: Стол, табуретка, стул, тахта, тарелка, магнитофон, тумбочка, шторы, цветы; дверь, подоконник, душ, подушка; ваза, ковер, лампа, шкаф.)

— Таня и Даша переехали жить в новый дом. Но у них пока ничего нет. Давайте поможем им обставить дом мебелью и другими нужными вещами.

Только в названиях этих вещей должны быть звуки «Т» и «Д».

(Дети называют слова и прикрепляют картинки к схеме).

7. Микрорассказ «В саду зимой». Дети вычленяют количество предложений в рассказе.

Зима. Дети бегут в сад. В саду много снега. Сосны, Ели все в снегу. И на земле снег. Дима и Тамара катят много снега. Они будут строить снеговика. Тимур катает Дашу на санках. А потом Даша будет катать Тимура.

III. Итог

— Ребята, о каких звуках мы сегодня говорили?

— Чем они похожи? Чем различаются?

Источник: maam.ru