Конспект НОД по окружающему миру «Ознакомление с воздухом» в старшей группе

Света Бабенко
Конспект НОД по окружающему миру «Ознакомление с воздухом» в старшей группе

Цель: ознакомление с воздухом.

Задачи:

Образовательные:

— познакомить детей со способами обнаружения воздуха, и его свойствами;

— показать, что воздух есть не только в окружающем нас пространстве, но и

воде.

Развивающие:

— расширять представление детей об окружающем мире.

Воспитательные:

— воспитывать познавательный интерес к природным явлениям.

Предварительная работа

— Наблюдение в природе.

— Беседы о воздухе.

— Исследовательская деятельность.

Оборудование

На каждого ребенка:

— пластиковый стакан с водой,

— трубочка,

-полиэтиленовый пакет,

— кусок губки,

— камушки.

Для воспитателя:

Емкость с водой, пустой стакан, салфетка, кусочек пластилина.

Ход:

Вводная часть:

Воспитатель: Ребята, я хочу загадать вам загадку:

Такой большой, что занимает весь мир,

Такой маленький, что в любую щель пролезет (воздух).

Воспитатель: Правильно, вот о воздухе и пойдёт речь.

Рассказ воспитателя.

Есть на свете самый большой из всех океанов и мы с вами каждый час, минуту, сами того не замечая, купаемся в нём и прохожие на улице, кошки, собаки, голуби, даже трамваи, троллейбусы весь день и ночь купаются в этом океане, так что это за океан – океан этот не солёный, не пряный, без берегов, без воды, словно огромные рыбы проплывают по его просторам самолёты – речь идёт о голубом воздушном океане опутавшим нашу землю (показываю глобус).

Воздушный океан важный для жизни.

– Почему? – ответы детей.

А теперь глубоко вдохните и закройте ладошкой рот, нос и считайте про себя – 1,2,3.

— Почему убрали ладошку? – не смогли дышать.

Потому, что воздухом дышим мы с вами, дышат звери, птицы, растения всё живое не может обойтись без него, если он исчезнет, земля станет безжизненной планетой.

А ещё воздушный океан является для земли как бы её голубой рубашкой, которая не даёт перегреваться от солнечного шара, не остывает от космического холода и защищает нашу землю от метеоритов (предлагаю нарисовать нашу землю, а вокруг её воздушный океан и закрасить).

Защищает от космических лучей – невидимок, следит за климатом земли, перегоняет холодный воздух на юг, тёплый на север. С морей, океанов, рек и озёр собирает влагу и отдаёт её земле — летом в виде дождя, а зимой – снегом. Воздушный океан называют по-разному – воздушная оболочка, воздушный океан, а учёные называют атмосферой Земли.

Основная часть:

Предлагаю детям сесть за столы.

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый мешочек, внимательно его рассмотрите, есть ли что-либо в нем?

Дети: Нет.

Воспитатель: Скрутите мешочек со стороны отверстия. Что происходит с мешочком?

Дети: Вздуваются, становятся выпуклыми.

Воспитатель: Но ведь мешочек выпуклым может быть тогда, когда в нем что-то есть, следовательно, что-то раздуло мешочек? Что же?

Дети: Воздух.

Воспитатель: Да, это воздух. Был ли воздух в мешочке до скручивания?

Дети: Да, воздух есть в закрученном мешочке, в стакане.

Воспитатель: Возьмите трубочку и стакан с водой. Опустите один конец трубочки в стакан, другой возьмите в рот и осторожно подуйте. Что вы видите в воде?

Дети: Пузырьки воздуха.

Воспитатель: Откуда они там?

Дети выдыхают воздух, и он в воде виден в виде пузырьков. Следовательно, если в воде образуются пузырьки, то это значит, что в ней появился воздух.

Воспитатель: А сейчас возьмите и рассмотрите кусочки губки. Что есть в губке?

Дети: Отверстия, дырочки.

Воспитатель: Что в этих дырочках?

Дети: Воздух.

Воспитатель: Что случится, если губку погрузить в воду?

Дети: Воздух из дырочек начнет выходить, в воде появятся пузырьки.

Предлагаю проверить.

Воспитатель: Что видим?

Дети: Выделяются пузырьки воздуха.

Воспитатель: А сейчас бросьте камушек в воду. Есть ли в нем воздух? Как узнали?

Дети: По пузырькам в воде.

-Да, ребята, это воздух. Воздух находиться везде: в пакетах, в банке, в стакане, в комнате. Хотя воздух и невидим, но он находиться везде и иногда его можно увидеть.

Воспитатель: Беру стакан с прикреплённым на дно кусочком пластилина, прикрепляю к нему салфетку ко дну. Повернуть стакан отверстием вниз и резко опустить в таз с водой, так чтобы он полностью был погружён.

-Есть ли вода в стакане? (нет)

-А что находиться в стакане? (воздух)

-Почему вы так думаете? (дети обосновывают свои ответы)

-Ребята, посмотрите, намочилась ли салфетка?

Прошу одного из детей подойти и вынуть салфетку, попробовать на ощупь сухая она или нет.

-Так, что не дало воде войти в стакан? (воздух).

Ребята, когда я опускала, стакан в таз с водой воздух его поднимал вверх и не давал воде попасть внутрь.

— Кто из вас хочет попробовать? (2-3 ребенка проводят эксперимент).

Заключительная часть:

Воспитатель: Дорогие ребята! Скажите мне, а для чего мы проводили опыты?

Дети: Чтобы доказать что воздух есть везде.

— Так о чём мы сегодня узнали? (О воздухе).

— Какой бывает воздух? (Влажный, холодный, тёплый, жаркий).

Источник: maam.ru