Конспект НОД по формированию целостной картины мира во второй младшей группе

Татьяна Тенякова
Конспект НОД по формированию целостной картины мира во второй младшей группе

Тема: «Ключик Лесовичка»

Цель: закрепление представлений о зиме, о жизни диких животных и птиц зимой.

Задачи

Развивающие:

1. Развивать речевое внимание, связную речь, умение поддерживать беседу.

2. Развивать общую и мелкую моторику.

3. Способствовать развитию логического мышления, творческого воображения, памяти.

Образовательные:

1. Побуждать детей к игровому и речевому взаимодействию.

2. Активизировать предметный, глагольный словарь по теме «Зима», «Дикие животные», «Птицы».

3. Расширять знания об особенностях зимней природы

4. Закреплять умение определять количество предметов (один, два, много).

Воспитательные:

1. Воспитывать умение проявлять заботу о животных и птицах.

2. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

3. Воспитание умения слушать воспитателя и сверстников.

4. Воспитывать ответственное отношение к совей безопасности.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, беседы, наблюдения в природе

Материалы и оборудование: ключик, атрибуты для леса, изображения зимующих птиц, изображения диких животных зимой, ватман, голубая гуашь, влажные салфетки, угощения для животных и птиц, угощения для детей, материал для игры «найди пару», палочки со снежинками.

Ход.

Воспитатель: Ребята посмотрите, что у меня в руках?

Дети: Круг

Воспитатель: Давайте сделаем круг, повернёмся друг к другу лицом и улыбнёмся.

(дети встают в круг)

Дети: Вот мы руки развели, словно удивились.

И друг другу до земли низко поклонились!

Ниже, ниже – поклонись, встань и улыбнись!

Воспитатель: Какие у вас добрые лица! Какие вы все красивые! Какие вы все веселые! Воспитатель: Ребята посмотрите, какая красота за окном. Какое сейчас время года?

Дети: Зима!

Воспитатель: Правильно. А как вы догадались, что это зима?

Дети: Холодно, много снега, ветрено, на деревьях нет листьев, люди тепло одеты, некоторые звери спят (медведь, ёж, насекомые, другим зверям голодно в лесу.

Воспитатель: Правильно. Вот как раз посмотрите что у меня здесь на подносе – морковь, семечки, крупа, баночка меда, курочка, рыбка. Как вы думаете для кого эти гостинцы? (Дети называют кто чем питается).

Воспитатель: Правильно, молодцы! Ребята, вы знаете, когда я сегодня пришла в детский сад, то нашла вот это письмо. Давайте посмотрим, кто же нам его прислал. (Воспитатель открывает конверт). Это добрый старичок Лесовичок. Он живет в лесу, занимается лесным порядком и охраняет зверей. Давайте прочитаем, что же он написал?

(Воспитатель зачитывает письмо) — Здравствуйте, ребята! Ребята, помогите мне, пожалуйста! Я закрыл дверь на замок, а сорока унесла ключик и я никак не могу зайти домой.

Воспитатель: Бедный Лесовичок! Как же нам ему помочь! Куда эта сорока могла ключ унести! Ой, ребята, а что это там на дереве блестит? (Воспитатель и дети подходят ближе к дереву, на котором сидят зимующие птицы: голубь, воробей, снегирь, ворона, синица, сорока у которой в клюве блестит ключик Лесовичка).

Воспитатель: Ребята посмотрите, это же ключик Лесовичка нашелся! Но сорока не хочет так просто нам ключик отдавать, она просит что бы вы назвали всех птичек которые сидят на дереве. (Дети называют птиц, можно посчитать птиц – снегирь один, синичек две, воробьев много. Воспитатель снимает у сороки ключик).

Воспитатель: Ну вот, ключик то мы нашли, а кто же его Лесовичку теперь отнесет! Ребята, а может быть мы сами от несем Лесовичку ключик? Хотите?

Дети: ДА

Воспитатель: Тогда отправляемся в путь! Мы уже сказали что в лесу очень холодно, много снега, и голодные животные. Я вам предлагаю по теплее одеться и взять вот эту корзинку с угощеньями для зверей. Согласны?

Дети: ДА!

Воспитатель: А для птичек оставим семечки, что бы им было что поклевать. Чтобы в лесу не замерзнуть и не заболеть, одеваемся как?

Дети: Тепло!

Тактильная игра массаж «Собираемся на прогулку»

С помощью имитации надеваем штаны, брюки, носки (легкое поглаживание ног);

надеваем кофты (поглаживание рук, живота);

надеваем шапки (поглаживание головы, легкий массаж, имитация завязывания);

обуваем валенки, ботинки (поглаживание ног от пальцев до колена);

застегиваем пуговицы на пуховиках (точечные движения от шеи до живота,

завязываем шарфы, надеваем варежки! (поглаживание ладоней рук)

Воспитатель: Ну, что ж готовы? Тогда отправляемся в путь!

Мы шагаем по сугробам (дети идут друг за другом высоко поднимая ноги)

По сугробам крутолобым

Поднимай повыше ногу,

Проложи другим дорогу.

Воспитатель: Вот мы и пришли в зимний лес. Сколько здесь вокруг чудес! Посмотрите, как он красив (дети рассматривают и описывают увиденные картины, иллюстрации, фото). Но в лесу не только очень красиво, но и опасно. Почему? Как нужно себя вести в лесу?

Дети: Потому что много хищных животных, они могут напасть. Нельзя шуметь, ломать ветки, мусорить.

Воспитатель: Правильно, молодцы.

Похоже, ночью в лесу была сильная вьюга. Давайте покажем как она дула. Вдох носом, пауза, на выдохе произносим [у] от тихого звучания к громкому. (повторить)

В лесу живут разные животные. Посмотрите, чья это рыженькая шубка видна. (Воспитатель показывает игрушку лисы)

Ой и хитрая плутовка,

Хвост пушистый,

Мех золотистый.

По лесу бродит,

Зайчиков ловит.

Воспитатель: Правильно это лиса. Ребята расскажите, а какая она?

Дети: Она рыжая, хвост у лисицы пушистый. Мордочка длинная и узкая. Ушки похожи на два треугольника. Питается мышами и зайцами. Поэтому её называют хищным животным. Зимой в лесу голодно. Бегает лиса по лесу и ищет кем бы ей полакомиться?

Воспитатель: Правильно. Ребята, посмотрите, мне кажется, лисичке нужна наша помощь.

-Лисичка расстроена, она перепутала всех рыбок (варежки). Давайте ей поможем разобрать рыбок по парам. (Ребята раскладывают рыбок по парам, можно заменить рыбок варежками с рисунком из геометрических фигур).

-Молодцы, ребята, правильно подобрали!

-Лисичка от радости запела песенку, споем вместе с ней.

Чистоговорка «Лиса»

Су,су,су,су, не пускают в дом лису.

Са,са,са,са, ждёт у дома два часа.

Сы,сы,сы,сы, она хочет колбасы.

Си,си,си,си, ей кусочек отнеси.

Воспитатель: -Молодцы! Давайте для лисички тоже оставим угощение.

Воспитатель: Ребята посмотрите, пока мы с вами помогали лисичке, на полянку выскочил зайчик. Нельзя что бы лиса его увидела, а то она может его съесть.

Рисование «Запутай лису»

На ватмане «лесной полянке» картинка с изображение лисы и зайца. Рядом поднос с баночками голубой краски и влажными салфетками.

Воспитатель: Что же нам делать, как помочь зайчику? А давайте его спрячем! (воспитатель накрывает изображение зайца чистым листом бумаги.)

— Ребята давайте нарисуем много следов на снегу что бы запутать лису! Пусть наши пальчики попрыгают по лесной полянке как зайчики: прыг – скок, прыг – скок. (воспитатель показывает)

Дети: (пальчиками рисуют следы по всему ватману)

Воспитатель: Вот сколько следов получилось. Теперь лиса не найдет зайчика.

Воспитатель: Давайте оставим гостинцы для зайчика что бы ему не было голодно. (оставляют морковку, вытирают ручки).

Воспитатель: Ой! Посмотрите, а что это за сугроб такой большой?

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

От осени и до весны

Видит красочные сны.

За едой кто не встает,

Только лапу всё сосет.

Дети: Медведь

Воспитатель: Опишите, какой медведь? (большой, сильный, косолапый)

Что делает медведь зимой (спит)

Как называется дом медведя? (берлога)

Воспитатель: Не будем его будить, пусть спит до весны. А чтобы ему было теплее давайте его укроем снежным покрывалом. (на палочках на веревочках подвешены бумажные снежинки, дети дуют на снежинки, кружатся с ними а потом укладывают поверх сугроба). И оставим гостинец баночку меда.

Воспитатель: Посмотрите ребята, вот и домик Лесовичка, а вот и сам Лесовичок.

Воспитатель и дети: Здравствуй Лесовичок!

Лесовичок: Здравствуйте ребята! (взрослый или игрушка).

Воспитатель: Лесовичок, мы нашли твой ключик и решили его тебе принести.

Лесовичок: Ой какие молодцы! Большое вам спасибо. Теперь я смогу открыть замок и попасть в свой домик.

(Воспитатель передает ключ Лесовичку, на двери висит большой замок. Лесовичок крутит ключиком у замка).

Воспитатель: Ребята, давайте поможем Лесовичку открыть замок.

Пальчиковая гимнастика «Замок»

На двери висит замок, (руки сцеплены в замок)

Кто его открыть бы смог?

Постучали, покрутили, (вращательные движения кистями рук сцепленными в замок)

Потянули – и открыли! (потянуть руки в разные стороны пытаясь расцепить)

Воспитатель: Молодцы.

Лесовичок: Вот спасибо, помогли. Проходите ко мне в гости, рассаживайтесь за стол. У меня для вас есть снежные угощения. А вы пока расскажите, как вы ко мне добирались, что видели, что понравилось в моем лесу?

(Дети рассказывают что они видели по дороге, с какими зверями встречались, кому как помогали, какие гостинцы приготовили для зверей, что понравилось, что запомнилось).

Лесовичок: Ах, какие молодцы. Я очень благодарен за вашу помощь мне и лесным жителям. Я приготовил для нас вкусные подарки. (Лесовичок передает блюдо с зефирками (безе) воспитателю).

Дети: Спасибо!

Воспитатель: Ну а нам ребята пора возвращаться в сад. Давайте скажем Лесовичку спасибо за угощения и до свидания.

Тропка змейкой под ногами,

Мы домой вернемся с вами

Вот мы и вернулись в детский сад.

Воспитатель: Понравилось вам наше путешествие?

Дети: Да!

Воспитатель: Мне тоже очень понравилось. Мы с вами такие молодцы, столько добрых дел сделали.

(воспитатель раздает угощения).

Источник: maam.ru