Конспект НОД для детей средней группы по познавательно — речевому развитию на тему: «Беседа о доброте»

Наталья Асанова
Конспект НОД для детей средней группы по познавательно — речевому развитию на тему: «Беседа о доброте»

Цель: Создать условия для формирования духовно- нравственных представлений о доброте у детей среднего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

Формировать у детей представление о доброте, как о неотъемлемом качестве человека. Формировать умение анализировать свои поступки и поступки товарищей.

Развивающие:

Развивать психические процессы: память, внимание, мышление, творческое воображение; монологическую речь, умение отвечать на вопросы. Развивать чувство товарищества, взаимопомощи.

Воспитательные: Воспитывать уважительное отношение к людям, животным.

Формы организации детской деятельности:

игровая (дидактическая игра «Скажи наоборот»,

«Дерево Доброты»;

познавательно-исследовательская (работа с сюжетными картинками «Хорошие и плохие поступки»;

коммуникативные (беседа о доброте, речевая игра «Это я, это я, это все мои друзья…»);

художественная литература (чтение стихотворения «Как научиться доброте» А. Лопатина, М. Скребцова);

двигательная («Улыбнись всем», «Тропинка доброты»,

релаксационная (психологическое упражнение «Прикосновение к обиде»).

Методы и приемы:

практические: игры (дидактические, речевые, двигательные);

наглядные: рассматривание сюжетных картинок;

словесные: беседа, чтение стихотворения.

Предварительная работа: чтение стихов А. Барто «Вовка – добрая душа», В. Осеевой «Волшебное слово», С. Образцова «Так нельзя, а так можно», разбор проблемных ситуаций, беседы по данной теме.

Оборудование и материалы: аудиозапись песни «Что такое доброта» (исп. Барбарики, салфетки, шкатулка, сюжетные картинки, кружочки «зеленые и красные»,смайлики- солнышки, смайлики – тучки, плакат с изображением дерева — доброты, двойной скотч, сердечки.

Структура занятия:

Вводная часть.

Вступительное слово.

Игровая разминка «Улыбнись всем».

Сообщение темы и цели занятия.

II. Основная часть.

Беседа по теме занятия.

Психологическое упражнение «Прикосновение к обиде».

Дидактическая игра «Скажи наоборот».

Физкультминутка «Тропинка доброты».

Работа с сюжетными картинками «Хорошие и плохие поступки».

Речевая игра «Это я, это я, это все мои друзья…».

III. Заключительная часть.

Дидактическая игра «Дерево доброты».

Чтение стихотворения «Как научиться доброте» (А. Лопатина, М. Скребцова).

Подведение итогов занятия.

Ход занятия:

1. Вводная часть:

(Дети с воспитателем входят в группу под песню «Что такое доброта», становятся полукругом).

Воспитатель: Давайте поздороваемся друг с гостями, улыбнемся и подарим частичку своего тепла.

Игровая разминка «Улыбнись всем».

Станем все скорее в круг,

Слева друг и справа друг.

Тому, кто слева – улыбнись,

Тому, кто справа– улыбнись,

Тому, кто слева– руку дай.

Тому, кто справа – руку дай.

И в центр круга ты шагай,

С друзьями вместе ты шагай.

Вернись обратно – улыбнись,

Теплом сердечка поделись!

Воспитатель:

— Я желаю вам доброго дня и бережного отношения друг к другу.

Присаживайтесь на стульчики.

2. Основная часть:

Воспитатель:

— Ребята, когда мы заходили в музыкальный зал, мы слышали песню, кто скажет, о чем она была? (О доброте)

— Как вы думаете, о чем мы сегодня будем разговаривать?

— Правильно, сегодня мы с вами поговорим о важном, нужном качестве для человека – о доброте. Узнаем, что дает человеку доброта и в чем она проявляется.

— А что такое доброта?

Ответы детей: Доброта – это тепло, внимание, забота, ласка, вежливость, улыбка, помощь, сочувствие, радость, нежность.

Воспитатель:

— Верно. Доброта – это желание человека сделать что-то хорошее для окружающих, Также, доброта — это заботливое отношение ко всему живому на земле.

– Какого человека можно назвать добрым?

Ответы детей: Кто придет на помощь, делает добрые дела, заботится о других, помогает взрослым, не обижает младших, защищает слабых, вежлив и внимателен ко всем, говорит только добрые, хорошие слова.

Воспитатель:

— Ребята, а с чем всегда борется добро?

Ответы детей: Со злом.

Воспитатель:

— А какого человека называют злым?

Ответы детей: Обижает слабых, говорит плохие слова, не заботится о животных.

Воспитатель:

— Да, плохие поступки совершают, не задумываясь, от обиды, огорчения, гнева. А если вдруг у кого-то в сердце обида, то, как ее можно исправить?

Ответы детей: Поговорить с родными, послушать музыку, посмотреть любимый фильм.

Воспитатель:

— Ребята, я вас научу еще одному способу, как убрать обиду.

Психологическое упражнение «Прикосновение к обиде».

Воспитатель:

— Ребята, возьмите салфетку, сожмите ее. Пусть «плохое настроение» останется в этих смятых комочках, а я их соберу в шкатулку и спрячу.

Воспитатель:

– Знаете, а добро бывает разное. Одно добро можно увидеть: это поступки, хорошие дела. Другое – можно услышать: это музыка, стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое, ни увидишь, не услышишь, но очень хочется, чтобы оно было в каждом человеке. Это доброе сердце.

– Ребята, давайте изменим слова с помощью добрых слов.

Дидактическая игра «Скажи наоборот».

Злой – (добрый)

Грубый – (ласковый)

Грустный – (веселый)

Забрать – (отдать)

Ругать – (хвалить)

Плакать – (смеяться)

Сломать – (починить)

Слабый – (сильный)

Воспитатель:

— Молодцы! Сколько вы знаете добрых слов. А давайте сейчас прогуляемся по тропинке доброты, встанем в круг (дети создают круг, и выполняют движение на месте по тексту).

Физкультминутка «Тропинка доброты».

По тропинке доброты вместе мы шагаем (маршируем, шагаем на месте).

И про добрые дела никогда не забываем (поклонились).

Всем всегда поможем дружно (взялись за руки).

Потому что это нужно (указательным пальцем показываем).

Добрым быть веселей (руки на пояс, наклоны в стороны,

Улыбнись нам поскорей (улыбаемся).

Мы в ладоши хлопаем (хлопаем в ладоши) Раз, два, три,

На наши добрые дела, посмотри (руки в стороны)1.

Воспитатель:

— Как хорошо погуляли, отдохнули. Присаживайтесь на стульчики.

Дидактическая игра «Хорошие и плохие поступки».

Воспитатель:

— Ребята, подойдите ко мне по очереди, возьмите картинку. Посмотрите внимательно на картинку: опишите поступок, изображенный на рисунке. Хороший это поступок, или плохой? Если это хороший поступок – выберите зеленый кружочек, а если плохой – красный (дети выбирают кружочки и объясняют свой выбор).

– Молодцы, я знаю, что вы у меня дети с добрыми сердцами.

Дальше игру начинаем, на вопросы отвечаем:

«Это я, это я, это все мои друзья…», или

«Нет не я, нет, не я, это все не про меня…».

Игровое упражнение «Это я, это я, это все мои друзья»

Кто в автобусе молчит, не шумит и не кричит?

Кто подкармливает птиц: снегирей, ворон, синиц?

Кто прощенья попросил, если плохо поступил?

Кто идет, ворон считает, всех на улице толкая?

Малышей не обижает и всегда им помогает?

Кто внимательным бывает, старшим место уступает?

Кто с друзьями любит драться и с взрослыми ругаться?

Кто природу обижает, мух, жучков уничтожает?

Кто девчонок защищает, за косички их не тянет?

Мусор на пол кто бросает, за собой не убирает?

Кто игрушки убирает, дома маме помогает?

Воспитатель:

— Умницы! Всегда и везде делайте только добрые дела.

– Мы с вами говорили, что добро, как солнышко, согревает человека. А от тепла все растет и расцветает. Положите руку на сердце, закройте глазки и вспомните добрые дела и поступки, которые вы знаете, или сами совершили.

Дидактическая игра «Дерево доброты».

Воспитатель:

— Возьмите сердечко и наклейте сердечко на дерево (звучит тихая, спокойная музыка). Дети называют добрые дела и приклеивают к дереву сердечки.

– Молодцы! Ребята, доброта живет на свете только в добром сердце и в доброй душе. Доброе дело, всегда дружит с добрым словом. Давайте, помнить об этом и стараться быть добрыми по отношению друг к другу.

Стихотворение «Как научиться доброте» (А. Лопатина, М. Скребцова).

«Как научиться доброте?

Ответ простой – она везде:

В улыбке доброй и в рассвете,

В мечте и в ласковом привете.

По всей земле добра частицы,

Их надо замечать учиться

И в сердце собирать своем,

Тогда не будет злобы в нем.

Я желаю, чтобы с вами людям было веселей

Чтобы добрыми глазами вы смотрели на людей».

3. Заключительная часть:

Рефлексия:

Воспитатель:

— Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили?

Воспитатель:

-Ребята, если вам занятие понравилось, возьмите смайлик- солнышко, а если вдруг вам было грустно, то возьмите смайлик тучку. (Если вдруг кто – взял смайлик — тучку, то спрашиваю причину).

Благодарим гостей.

Источник: maam.ru