Конспект непосредственно образовательной деятельности «Чтение рассказа Н. Носова «На горке» в старшей группе

Марина Менщикова
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Чтение рассказа Н. Носова «На горке» в старшей группе

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Чтение рассказа Н. Носова «На горке»

Тема: «Чтение рассказа Н. Носова «На горке».

Цель: знакомство детей с рассказом как жанром художественной литературы, его особенностями, понятием «автор».

Задачи:

обобщить знания детей о зиме и зимних забавах;

обогатить и уточнить представления детей о жизни и творчестве Н. Носова;

способствовать формированию умения понимать характер героев художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно – изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания;

обогащать словарный запас детей;

развивать коммуникативные навыки: умение отвечать полным предложением, вступать в диалог, говорить по очереди, выслушивать мнение других, не перебивая;

формировать навыки сотрудничества при работе в команде;

воспитывать бережное отношение к труду людей;

воспитывать интерес к произведениям художественной литературы.

Предварительная работа: чтение рассказов Н. Носова, знакомство с биографией Н. Носова, рассматривание иллюстраций к рассказам.

Материалы и оборудование: книги с произведениями о зиме; портрет Н. Носова; снежинки трех видов по количеству детей; три таких же снежинки большего размера; три конверта с сюжетными картинками – пазлами; иллюстрации к рассказу Н. Носова «На горке» для составления плана.

Ход НОД

I. Вводная часть

Настрой на работу. Введение в тему.

Наши умные головки

Будут думать много, ловко.

Ушки будут слушать,

Ротик четко говорить.

Ручки будут хлопать,

Ножки будут топать.

Спинки выпрямляются,

Друг другу улыбаемся.

– Посмотрите на выставку книг.

– Что вы можете сказать об этой выставке?

– На какую тему подобраны книги?

– Верно, все эти книги о зиме?

– Как вы догадались, что эти книги о зиме? (По иллюстрациям на обложках)

Эта зимушка – зима

Снова в гости к нам пришла,

Запорошила все дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

– Ребята, назовите признаки зимы.

Дети называют признаки зимы:

– На улице холодно.

– Небо серое, солнце светит мало. Если светит — то не греет.

– Все кругом покрыто белым покрывалом- снегом.

– Люди одели теплую одежду- на улице стало холодно.

– Звери в лесу сменили легкие шубки на теплые, зимние, поменяли окрас. Некоторые звери впали в спячку.

– Перелетные птицы улетели в теплые края. Зимующим птицам холодно и голодно. Они прилетают ближе к жилью человека.

– Зима холодное время года, но многие взрослые и дети любят зиму.

– Любят зиму ребятишки?

– Да!

– И девчонки, и мальчишки?

– Да!

– А вот за что люди любят зиму, мы узнаем, собрав картинки, которые находятся в этих конвертах.

– Сейчас вы разделитесь на три команды.

– Делиться будем с помощью жетонов – снежинок. Каждый из вас берет снежинку, находит точно такую же на столе. Вы разделились на команды. Я даю каждой команде конверт, на котором изображена точно такая же снежинка, которая лежит на вашем столе. В конвертах рассыпанные картинки. Сложите их.

– Расскажите, что изображено на ваших картинках. (Представители команд по очереди рассказывают о сюжете своей картинки)

– Катание на лыжах, лепка снеговика, игра в снежки, что это, как это можно назвать? (Зимние забавы)

Физкультурная минутка «Зимние забавы»

Наконец пришла зима, Дети разводят руки в стороны

Стали белыми дома, Складывают руки домиком над головой

Снег на улице идёт, Махи руками вверх – вниз

Дворник улицу метёт, Имитируют

Мы катаемся на санках, Приседают, руки вытягивают вперёд

Пишем на катке круги, Руки закладывают за спину, медленно кружатся

Ловко бегаем на лыжах, Имитируют

И играем все в снежки Лепят и бросают снежки

– А что еще можно делать зимой? Какие зимние забавы вы еще знаете?

– О зимних забавах детей написано много стихотворений, рассказов, сказок.

– Сегодня я хочу познакомить вас с художественным произведением Николая Носова, которое называется «На горке» (показ портрета).

II. Основная часть

Чтение рассказа воспитателем, работа над языком и содержанием рассказа

– Во время чтения постарайтесь подумать, почему автор так назвал свое произведение.

– Что это рассказ, сказка или стихотворение?

– Почему вы так решили?

– Вам понравился этот рассказ?

– Какое время года описывается в рассказе?

– Какое занятие придумали для себя дети?

– Скажите, как трудились дети, чтобы построить горку? (Целый день сгребали лопатами снег, сваливали его под стенку сарая в кучу, поливали водой).

– Что такое сарай? (Сарай – это помещение для хранения чего-либо или жилище для домашних животных (показ картинки).

– Что делал Котька Чижов, когда ребята строили горку? (Дома сидел, в окно смотрел, а когда ребята звали, он разводил руками и мотал головой, как будто ему нельзя).

– Как Котька испортил горку? (Посыпал горку песком).

– Где Котька взял зимой песок? (Песок он взял в дворницкой).

– Что такое дворницкая? От какого слова оно произошло? (Произошло от слова дворник. Дворницкая – это помещение, где дворник хранит свои инструменты: лопату, метлу, грабли, ящик с песком и многое другое).

– Для чего Котька посыпал горку песком? Неужели он решил специально испортить ребятам горку? Или по какой-то другой причине? (Котька испортил горку не специально. Горка была скользкая и он посыпал её песком, чтобы легче было взбираться).

– Правы ли были ребята, когда возмутились поступком Котьки? (Да, они ведь целый день трудились, устали, а Котька за обед всё испортил).

– Обманул ли ребят Котька, свалив вину на другого. (Нет, он по-честному сознался и объяснил почему он это сделал).

– Какое чувство испытывал Котька в ответ на возмущение ребят? (Стыд, раскаяние, желание исправить ошибку, грусть).

– Как он исправил свою ошибку? (Стал посыпать горку снегом, трудиться вместе с ребятами).

– Понравилось ли Котьке работать и почему вы так решили? (Понравилось, он даже сбоку горки лопатой ступеньки проделал, чтобы другие не испортили горку как он песком, и чтобы легче было взбираться).

– Объясните, как вы понимаете пословицу «Любишь кататься – люби и саночки возить»? (Если ты хочешь что-то получить, надо обязательно потрудиться).

– Почему же автор назвал свой рассказ «На горке»?

– Какое другое название можно дать рассказу?

Динамическая пауза «Зимняя прогулка»

Раз, два, раз, два –

Начинается игра. Хлопают в ладоши

Разгребаем снег лопатой

Строим горку во дворе. Имитируют движения

Белой и пушистой ватой

Двор украшен в декабре. Махи руками вверх – вниз

Раз, два, раз, два –

Вот и кончилась игра. Ритмично топают

Составление плана рассказа

– Из скольких частей состоит каждый рассказ?

– Какие это части?

– В каждом произведении обязательно есть три части – начало, середина и конец.

– Вспомните, как начинается рассказ Николая Носова «На горке», выберите нужную картинку. (Предлагается три иллюстрации к рассказу). Какое название можно придумать для этой части?

– О чём говорится во второй части? Какое название можно придумать для этой части? Какая иллюстрация ей соответствует?

– Чем закончилась история про строительство горки? Какое название можно дать третьей части рассказа?

– Как по-другому мог бы закончится этот рассказ? Придумайте дома свою историю и нарисуйте к ней рисунок.

III. Заключительная часть

– С каким рассказом сегодня познакомились?

– Кто автор рассказа?

– Кто такой автор? Как вы понимаете значение этого слова?

– Автор – это человек, который что-то придумал, сочинил, разработал. В данном случае автор придумал, сочинил и записал рассказ. По-другому его можно назвать писателем.

– С какими рассказами Н. Носова мы уже знакомились?

– О ком автор чаще всего писал в своих рассказах?

– Для кого писал Николай Носов?

– Сам Николай Носов признавался, что он пришел в детскую литературу совершенно случайно и даже не мечтал о профессии детского писателя. Писать рассказы Носов стал в 37 лет, когда у него уже подрастал сынишка. И писались эти занимательные истории именно для него. Просто нужно было сочинять что-то забавное для сынишки и его друзей – дошкольников. А через десять лет он был уже известным писателем.

– Чему учат нас рассказы Николая Носова?

Рефлексия.

– Каким сегодня было ваше настроение?

– Почему?

– Что вам больше понравилось?

Источник: maam.ru