Конспект логопедического группового занятия для детей старшего дошкольного возраста с ТНР (ОВЗ) «Предлоги «НА» и «ПОД»

Ирина Сорокина
Конспект логопедического группового занятия для детей старшего дошкольного возраста с ТНР (ОВЗ) «Предлоги «НА» и «ПОД»

Конспект логопедического группового занятия для детей старшего дошкольного возраста с ТНР (ОВЗ)

Тема: Предлоги НА и ПОД.

Цели: учить детей выделять и называть предлоги НА и ПОД в предложениях, составлять предложения по двум опорным словам и заданному предлогу, вставлять в предложение пропущенный предлог.

Ход:

1. Организационный момент. Игра «Внимательные глазки». Внимательно посмотрите на картинку и ответьте на вопрос полным предложением. (Показываю сюжетную картинку – раздаточный материал, и при правильном ответе отдаю картинку ребёнку. Каждому ребёнку достаётся одна картинка)

Где сидит кошка?

Где стоит посуда?

Куда закатился мяч?

— Ребята, вы заметили, какие предлоги (маленькие слова) встречались в ваших предложениях? (НА и ПОД)

— У нас в гостях сегодня два гнома НА и ПОД (выставляю картонные фигурки гномов с надписями НА и ПОД). Два гнома, которые друг другу говорят наоборот. Гномы – это маленькие слова, предлоги.

— Давайте вспомним, на что указывают предлоги НА и ПОД?

Предлог НА указывает, что какой-то предмет находится сверху другого (показываю схему предлога НА, а предлог ПОД указывает, что какой-то предмет находится ниже другого (показываю схему предлога ПОД).

2. Сказка «Про Жука». Я буду рассказывать сказку про Жука, а вы мне будете помогать: показывать и отвечать на вопрос «Где Жук остановился?»

(У каждого ребенка пособие «Волшебная полянка» и Жук).

«Жил-был Жук. Однажды он загрустил и решил побывать на любимой полянке. Полетел Жук (ЖЖЖЖЖ) вдруг он догнал тучку. И вот он летит под тучкой (где летит? – под тучкой). Устал Жук и сел на тучку (куда сел? – на тучку). Отдохнул и полетел дальше. Прилетел, покачался на колокольчике (где покачался? – на колокольчике, затем нашёл паутинку под травинкой (где нашёл паутинку? – под травинкой, потанцевал на пне (где танцевал? — на пне, слетал к улитке, побеседовал с ней под грибом (где беседовал? – под грибом). Устал и полетел отдыхать под берёзкой (где отдыхать? – под берёзкой).

3. Игра «Скажи наоборот и покажи». Я скажу куда сел Жук (с предлогом НА) — вы это покажите на Волшебной полянке, а потом скажите наоборот, где он спрятался под этим же предметом, и покажите.

Например:

Логопед: Жук сел на куст. (Дети на Волшебной полянке кладут Жука на куст) – А теперь скажите наоборот и покажите.

Ребёнок: Жук сел под куст. (Показывает: Жука кладёт под куст на Волшебной полянке. Аналогично выполняют все дети на своих Волшебных полянках).

На колокольчик — … (под колокольчик)

На ёлку – … (под ёлку)

На пень — … (под пень)

4. Игра «Скажи наоборот» в кругу с мячом. Отправляемся в кошачью школу, где учитель Кот учит котят говорить наоборот. (Дети передают мяч по кругу.)

Лист лежит на грибе. – Лист лежит под грибом.

Белка сидит на ветке. —

Щенок сидит на крыльце. —

5. Игра «Составь предложение по паре картинок с названным предлогом» (На или ПОД по очереди). Кот Мурзик объявил конкурс на самое интересное предложение.

Лист – жук

Муравей — пень

6. Игра «Внимательные ушки». (Дети возле своих мест.) Если в предложении услышите предлог НА — руки вверх поднимите, если предлог ПОД – присядьте.

На заборе кричит петух. Под крыльцом лает щенок. На лугу пасётся корова. Белка сидит на ветке. Мяч лежит под креслом. Дедушка спит на кровати.

7. Игра «Найди ошибку». (На руке рукавичка – Егорка). А вот и Егорка, который любит играть и шутить. Послушайте, что Егорка говорит: «Дедушка спит диване. Мяч укатился стол. Маша села стул.»

8. Игра «НА –ПОД». Возьмите сюжетную картинку на столе, составьте предложение с предлогом НА или ПОД. Если в вашем предложении предлог НА, то картинку поставьте к гномику НА, если предлог ПОД – к гномику ПОД. (Дети выходят по очереди, показывают картинку и проговаривают предложение, затем называют предлог и ставят картинку к нужному гномику. За правильный ответ дети получают награду от Егорки).

9. Итог.

Источник: maam.ru