Конспект классного часа «Экология классного коллектива — проблемы и пути их решения»

Евгения Пешехонова
Конспект классного часа «Экология классного коллектива — проблемы и пути их решения»

Занятие «Экология классного коллектива: проблемы и пути их решения».

[/b]

Содержание:

1. Обоснование выбора видеоматериалов для занятия.

2. План проведения занятия.

Занятие проводится с использованием видеоматериалов, которые являются смысловым стержнем для проведения аналитической работы в группах по заявленной проблеме. В качестве наглядного материала используется серия «Маленькое большое море» из сериала «Смешарики». Каждая серия этого мультсериала длится 6 минут, что позволяет использовать его в рамках урочной деятельности.

Обоснование выбора видеоматериалов:

1. Учащиеся 5-х и 6-х классов относятся к младшим подросткам. Одной из особенностей развития современных подростков является «клиповость» мышления: дети не готовы выстраивать сложные мыслительные рассуждения, создавать целостный образ какого-либо явления, т. к. воспринимают окружающий мир через короткие яркие образы и послания. Сериал «Смешарики» организует единое поле для обсуждения, дает готовые яркие образы для создания аналогичных смысловых связей.

2. Классный час с использованием мультфильма является неожиданным для учащихся, т. к. отменяет долгие и скучные, по мнению детей, нравоучительные беседы о правилах поведения. Вместо этого, подростки активно включаются в обсуждение темы классного часа, т. к. оперировать мультипликационными героями интересно. Дети как бы проходят квест по решению заявленной проблемы вместе с Крошем, Ежиком, Кар-Карычем и другими персонажами.

План проведения занятия:

1. Постановка проблемы.

На первом этапе учителю необходимо озвучить детям тему классного часа и обозначить актуальность выбранной темы именно для этого класса. Например: «Ребята, в последнее время я замечаю некоторую напряженность внутри нашего классного коллектива (приведите примеры из жизни вашего класса). Именно поэтому темой нашего классного часа будет — Экология классного коллектива: проблемы и пути их решения».

2. Просмотр мультфильма.

На этапе просмотра нужно создать направленность восприятия информации: «Сейчас мы с вами посмотрим один видеоролик, а потом обсудим его в рамках нашей темы. Пожалуйста, будьте внимательны при просмотре. Подумайте, почему я выбрала именно это видео и как оно относится к теме нашего урока».

3. Обсуждение с детьми просмотренного видеоматериала.

На этом этапе необходимо правильно выстроить аналогии между представленными образами в мультфильме и процессами, происходящими в классном коллективе. Предварительная направленность восприятия, созданная учителем, уже запускает аналитическое мышление учащихся в процессе просмотра серии. Таким образом, дети сами могут предложить подходящие ответы.

Можно использовать следующие аналогии:

Долина смешариков – это жизненное пространство учащихся, в которое входит семья, друзья, учеба, увлечения и т. д. Можно спросить самих учеников о том, что наполняет их жизненное пространство.

Море – межличностное общение подростков внутри класса. Можно также использовать аналогию моря с учебным процессом. В этом случае речь будет идти об успеваемости, об отношении к учебе и т. д.

Бочки на дне моря – негативные проявления в общении детей (оскорбления, драки, высмеивание недостатков других и т. д.). Если море рассматривается как учебный процесс, то бочки на дне моря – это нарушения дисциплины, отсутствие домашнего задания, опоздания и т. д.

Латание пробоин в бочках – временные меры, которые не могут очистить море, т. е. эти действия не являются эффективными, они не могут сделать межличностное общение комфортным и безопасным. В этот момент учитель подводит учащихся к необходимости кардинального решения проблемы.

Утилизация бочек – действия, которые могут действительно исправить ситуацию.

4. Работа детей в группах.

После понимания необходимости применения кардинальных мер для «очистки моря» учителю нужно разделить детей на группы по 5-6 человек. Каждая группа разрабатывает свой список мер по улучшению экологической ситуации внутри классного коллектива.

Итогом классного часа является защита каждой группы своих предложений перед лицом всего класса. Можно на основании ответов детей сделать устав класса и поместить его в классном уголке.

Пешехонова Евгения Сергеевна.

Источник: maam.ru