Конспект итогового занятия в подготовительной группе для детей с ТНР с использованием интеллект — карты

Шигаева Елена
Конспект итогового занятия в подготовительной группе для детей с ТНР с использованием интеллект — карты

Тема: «Что мы знаем о зиме?»

Цель: Обобщение и закрепление информации о зиме, её признаках, об образе жизни животных зимой.

Задачи:

1. Учить детей программировать речевое высказывание с помощью интеллект карты, помочь структуировать информацию, которую дети должны усвоить, разбив её на конкретные образные единицы, тем самым обобщив материал о зиме.

2. Самостоятельно составлять информацию по интеллект карте и последовательно излагать её содержание.

3. Активизировать и расширить словарь детей по теме «Зима», сделать его более точным и разнообразным.

4. Развивать творческие и речевые возможности детей.

5. Через деятельность в парах с разным уровнем речевых возможностей создавать условия для формирования таких нравственных качеств, как дружелюбие, отзывчивость и условия для развития коммуникативных умений.

Предварительная работа:

Сбор информации о зиме (признаки, животный мир, Новый Год, составление интеллектуальной карты (с участием педагога и детей как равноправных партнёров).

Проведение опытов с водой (опытно-эксперементальная деятельность, воспитатель Кузнецова Л. Ю.)

Просмотр мультфильма «Что такое вода», обучающего фильма «Как образуются снежинки», детской обучалки «Путешествие капельки» о круговороте воды в природе. Анализ полученной информации.

Знакомство с фразеологизмами о воде, разучивание пословиц и поговорок о зиме.

Лексико – грамматические упражнения: «Как растут слова» (однокоренные слова, «Закончи фразу» (приставочные глаголы)

I. Вводная часть.

Загадка о зиме:

Наступили холода, обернулась в лёд вода,

Длинноногий зайка серый обернулся зайкой белым,

В спячку лёг в бору медведь.

Кто скажет, кто знает когда это бывает?

(Зима).

№2. Основная часть: «Что мы знаем о зиме?». Восстановить собранную о зиме информацию с помощью интеллект карты.

— Ребята, мы собрали интересную информацию о зиме и нанесли её на интеллект карту.

— Зачем мы создали эту карту?

— Узнать и запомнить как можно больше интересных фактов о зиме.

— Давайте исследуем нашу карту и выясним, что вы о зиме знаете?

А). Что такое зима?

— Запомните: зима – это одно из четырёх времён года, между осенью и зимой. Основной признак этого времени года – устойчивая низкая температура (ниже 0) во многих районах земли.

Б). Расскажите о признаках зимы.

— Основная температура ниже 0, образование устойчивого снежного покрова, низкие серые облака, осадки в виде снега, изморозь на деревьях, гололедица, животные в спячке, рыбы под водой прячутся в ямах и малоактивны, зимние забавы – катание на коньках, санах, лыжах; зимние праздники.

Интересный факт:! когда – то наши предки дали название зимним месяцам по характерным для них признакам, декабрь раньше называли студень, от слова «студёный». Январь называли сечень – это была пора рубки (сечи) деревьев. Для февраля характерны лютые морозы, поэтому его называли лютый.

— Не бывает двух одинаковых снежинок, все они разные! Размер самой большой снежинки – 38 см.

— Всемирный день снега и день зимних видов спорта отмечается в последнее воскресенье января.

В). Расскажите о жизни животных зимой.

Питание: медведи, ежи, барсуки активно питались осенью и накопили жир на время зимней спячки; белки питаются припасами: желудями, орехами, семенами, желудями, приготовленными с осени; лисы, волки и зайцы не готовятся к зиме, и большую часть времени проводят на ногах в поисках пищи.

Приспособленность к морозам: мех у животных к зиме становится более густым – так легче пережить морозы; волки собираются в стаи, в стае удобнее выживать зимой; лисы ищут норы, чтобы отдохнуть и спрятаться от морозов, лоси и зайцы зарываются от мороза в снег.

Интересные факты:

— медведь в берлоге не спит, а дремлет, и слышит звуки; медвежата рождаются очень маленькими, их вес не превышает 500 грамм, молока у медведицы мало, но его хватает, чтобы прокормиться самой и выкормить медвежат. Что бы было, если бы медвежата рождались большими?

— белки и зайцы меняют цвет шубки для маскировки;

— у ежа 10 тысяч иголок и они обновляются раз в три года, ёж находится в спячке 6 месяцев.

— 4 октября всемирный день животных.

Г). Что вы знаете о жизни птиц зимой.

Питание: любимый корм снегирей – рябина, но не мякоть, а только косточки; дятел с лёгкостью достаёт семена шишек своим длинным клювом; поползень и дятел начинают готовить запасы осенью; если птица будет голодать более одного дня, она может погибнуть; птиц нельзя кормить фруктами, солёными и сладкими продуктами от которых они могут погибнуть.

Приспособленность к морозам: при сильных морозах снегири сидят на ветках неподвижно, нахохлившись, или сбиваются в стаи, чтобы не замёрзнуть; зимой птицы летают очень мало, потому что они мёрзнут в полёте.

Интересные факты:

— совы могут безопасно вращать головой на 270,сова — это единственная птица у которой есть ушные раковины;

— поползень – птица древолаз, способная лазить по дереву вверх и вниз головой,! из птиц; самая маленькая зимующая птица чечётка – её рост всего 5 см. ;

— воробей видит всё вокруг в розовом цвете.

1 апреля — международный день птиц!

• Пословицы и поговорки о зиме

Подвижное лексическое упражнение «Мы вдоль берега гуляли…»

«Мы вдоль берега гуляли,

Там пословицы искали,

А потом мы их нашли —

Взяли — принесли».

Во время проговаривания текста дети гуляют по группе, а в конце – подходят к педагогу и проговаривают текст поговорки или пословицы.

3. Итог занятия.

Использование приёма рефлексии деятельности для подведения итога:

— Сегодня я узнал…

— Было интересно выполнять….

— Теперь я умею….

— У меня получилось….

— Я смог сам …

— Было трудно….

— Я запомнил, что….

— Я не знал, что…. И т. д…

Источник: maam.ru