Конспект интегрированного занятия «Высадка саженца липы осенью» Средняя группа

Елена
Конспект интегрированного занятия «Высадка саженца липы осенью» Средняя группа

Интеграция образовательных областей:

«Познание», «Речевое развитие», «Социально — коммуникативное», «Физическое развитие».

Цель: Формирование у детей представлений о растениях участка осенью.

Познакомить детей с особенностями дерева липы. Закрепить знания детей об условиях, необходимых для роста деревьев.

Задачи:

Образовательные:

— Уточнить представления детей о внешнем виде липы в осенний период.

— Активизировать в речи детей слова: кора, шершавая, опали.

— Оживить воспоминания детей о том, как выглядела липа весной, летом и в начале осени.

-Дать представления о посадке деревьев.

Развивающие:

— Развивать наблюдательность.

— Развивать зрительное восприятие

Воспитательные:

— Формировать трудовые навыки, воспитывать бережное отношение к природе.

Словарная работа: ввести в активный словарь детей слова: липа, ствол, корни, ветки, саженец.

Предварительная работа.

1. Наблюдения на прогулках, экскурсиях.

2. Чтение стихов: И. Козленко «Липа», А. Фета «Как здесь свежо»,

П. Воронько «Липка», загадки.

Ход занятия:

Организационный момент:

Воспитатель:- Ребята, давайте подарим друг другу улыбки. А что нас ещё согревает и улучшает наше настроение? (Солнышко.) Мы представим, что наши руки – это солнечные лучики, коснёмся ими друг друга и подарим тепло своим друзьям.

Солнышко, солнышко

Мы – твои лучи

Быть людьми хорошими

Ты нас научи!

Ребята, давайте вспомним деревья, которые растут у нас в детском саду (клен, рябина, ива, осина, тополь, каштан).

Воспитатель: Ребята, я предлагаю отправиться в необычное путешествие, а чтобы мы не заблудились, я приготовила «план – путешествия». Ребята, посмотрите на схему нашего участка. Одно из деревьев обозначено желтым крестиком, что это за дерево, догадайтесь?

Весной растет, летом цветет,

Осенью осыпается, зимой отсыпается;

А цветок — на медок, лечит от гриппа, кашля и хрипа. (Липа)

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с ещё одним удивительным деревом название, которого – липа. Липу ещё называют медовое дерево, царица лета, лыковое дерево, лубяное дерево, дерево спокойствия и счастья.

Давайте подойдем к нашей липе (подходим к дереву липа и располагаем детей полукругом возле ствола).

Вопросы к детям. У какого дерева темная, шершавая кора, лист в форме сердечка, душистые, золотистые цветы?

— Как называется дерево? (Дети отвечают на вопросы)

Дети давайте поиграем: (вокруг дерева водят хоровод, приговаривая стихотворение П. Воронько «Липка»)

Выросла я, липка, тоненькой и гибкой,

Не ломай меня!

Медоносным цветом зацвету я летом,

Береги меня!

В полдень подо мною спрячешься от зноя,

Поливай меня!

Вместе, друг мой милый, наберемся силы,

Ты люби меня!

А дождешься срока, выйдешь в мир широкий,

Не забудь меня!

Воспитатель: Цветут липы поздно. Даже примета такая есть: «Зацвела липа – началась самая жаркая пора в году». Все деревья уже отцвели, а липы только собираются. Потому называют липу «царицей лета». Не спеша нянчит липа каждый свой цветочек. Нектар в липовых цветках вкусноты и полезности необычайной. Пчелы так стараются его собрать, что даже ночью летают. А как полезен липовый мед! Лучше многих лекарств лечит он простуды. С ним ели блины да оладушки, да пироги пекли наши бабушки.

Недаром народ придумал поговорки:

Цветы — пчёлкам, а мёд- деткам.

Сладок мёд, да ковшом его в рот!

Мёд лечит не только простуду, но и раны заживляет. С липовым веничком парятся в бане.

Издавна на Руси с уважением относились к дереву потому, что оно большой помощник человеку. Из мягкой белой древесины ладили удобную мебель, люльки, лодки – «липки», посуду. А из рук народного мастера из липовой чурочки выходили забавные игрушки. (Дети рассматривают их). Вспомните, в какой сказке из липовой чурочки появился у стариков сыночек? Правильно, «Липунюшка». А помните сказку «Заюшкина избушка» («Лиса и заяц»? Какая избушка была у зайчика? Лубяная, а это значит из липы. И прав был Зайчик из этой сказки, что оплакивал ее потерю. Липа дерево особое, доброе, домик из нее был теплым и уютным.

Это в сказке, а жизни, говорят, хорошо, если липа растет около дома: это приносит в дом спокойствие и счастье.

Воспитатель: Давайте немного поиграем физминутка «Липы»

Вот полянка, а вокруг

Липы выстроились в круг

Широким жестом развести руки в стороны.

Липы кронами шумят,

Ветры в их листве гудят

Руки поднять вверх и покачать ими из стороны в сторону.

Вниз верхушки пригибают

И качают их, качают

Наклонившись вперед, покачать туловищем из стороны в сторону.

Чек – чек, каблучок!

Потопать ногами.

В танце кружится сверчок.

Покружиться.

А кузнечик без ошибки

Исполняет вальс на скрипке.

Движения руками, как при игре на скрипке.

Крылья бабочки мелькают –

Движения руками, как крыльями.

С муравьем она порхает.

Покружиться парами.

Под веселый гопачек

Лихо пляшет паучок.

Танцевальные движения, как в гопаке.

Звонко хлопают ладошки!

Похлопать в ладоши.

Всё! Устали ножки!

Воспитатель: Дети отгадайте загадку.

Летает, а не птичка;

В скорлупе, а не яичко.

(Плод липы – орешек с крылатым придатком дети рассматривают)

Воспитатель: В конце лета у лип вместо беловатых душистых цветков зреют плоды – орешки. Мышки норовят запасти на зиму вкусных жирных орешков. Стоит только упасть орешку вниз – сразу же найдутся охотники. Каждый орешек для летучести снабжен крылышками. Со временем эти крылышки грубеют и уносят орешек от материнского дерева. Если упадет орешек в хорошее место, то прорастет. Давайте поразмышляем, какие условия необходимы для того, чтобы орешек превратился в дерево?

(Ответы детей, нужна земля, почва, нужен солнечный свет, вода)

Наверно один орешек нашел такое место, подходящее для роста и вот он

(воспитатель показывает небольшой саженец).

Воспитатель: Рядом с большим деревом выросло маленькое деревце, которое называется — саженец. Пройдет время, он вырастет и станет тесно рядом двум большим деревьям. Я предлагаю пересадить саженец рядом с домиком на нашем участке. Будет летом тенек для вас ребята, от цветущей липы вы будете наслаждаться приятным ароматом. Согласны?

Деревья – большие друзья человеку, и всем живым существам. И мы должны быть благодарны деревьям.

Для чего мы решили посадить дерево?

Дети: Чтобы у нас было больше кислорода, воздух был чище, любоваться красотой деревьев, чтоб к нам чаще прилетали птицы и насекомые.

Воспитатель: Молодцы ребята. Тогда приступаем к посадке саженца.

(Сажаем саженец)

Дерево мы посадили, но чтобы оно выросло большим, надо поливать, следить, чтобы никто не ломал.

Итог занятия:

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие? Что нового вы узнали? Что такое саженец? Саженец, какого дерева мы с вами посадили? Как мы с вами будем ухаживать за нашим саженцем? Вам было интересно? В группе нас ждет душистый липовый мед с чаем и блинами.

Источник: maam.ru