Конспект индивидуального занятия по автоматизации [P] в словах и предложениях

Елена Жидких
Конспект индивидуального занятия по автоматизации [P] в словах и предложениях

Цель: автоматизировать звук [P] в словах и предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

— закрепить правильное произношение звука [P] в словах и предложениях;

упражнять в определении позиции звука [P] в словах;

Коррекционно-развивающие:

— развивать мелкую и артикуляционную моторику;

— развивать фонематический слух и восприятие;

— обогащение и расширение словарного запаса;

— закреплять навыки звукового анализа и синтеза;

Коррекционно-воспитательные:

— воспитывать выдержку, услужливость, аккуратность;

— воспитывать контроль за собственной речью;

Ход занятия.

1. Организационный момент.

— Здравствуй (имя ребенка, сегодня к нам на занятие пришла девочка, а зовут ее Иришка. Она не умеет красиво говорить звук [P]. Давай ей поможем научиться правильно произносить звук [P]. Но сначала нужно укрепить наш непослушный язычок, чтобы он стал сильным и смог правильно выговаривать этот трудный звук.

2. Артикуляционная гимнастика.

«Окошко»

«Улыбка – поцелуй»

«Качели» Эх раз! Ещё раз!

Мы качаемся сейчас.

Вверх, вниз мы летим,

Тормозить мы не хотим.

«Маятник» Маятник туда, сюда

Делает вот так: «Раз — два»

«Лопатка»

«Вкусное варенье» Ох, какое объеденье!

Очень вкусное варенье!

Язык широкий положи

И края приподними.

Оближем верхнюю губу-

Варенье очень я люблю.

Всем на удивленье

Вкусное варенье.

«Чашечка»

«Болтушка»

«Лошадка» Скачем, скачем на лошадке

Очень цокать нам приятно

Ритм копыта отбивают,

Язычок им помогает.

«Маляр» Язык – как ниточка моя,

И ею небо крашу я.

«Грибок» Вырос гриб большой в лесу,

В садик гриб я принесу,

1,2,3,4,5 –

Гриб мне надо удержать.

3. Упражнение «Тигр» (картинку Тигр- скачать, распечатать)

(длительно, громко, тихо, шёпотом)

4. Упражнение «Да Нет» (выделение звука [P])

Арбуз

Антенна

Остановка

Артист

Барсук

Карман

Капкан

Бант

Картон

кайма

Манка

Мартышка

Пурга

Пустота

Обувь

Огурцы

Кирпич

Кино

Венок

Зерно

5. Проговаривание слогов и слов.

Ра – ра – ра – рак, рама, радио, работа;

Ры – ры — ры – рыба, рысь, рынок, рыбак, рысак;

Ро – ро – ро – Рома, робот, роза, роль, рот, рай;

Ру – ру – ру – руки, руль, рукав, рубанок, Русь;

6. Изменить прилагательное.

Румяный – колобок, Ксюша, лицо, яблоки;

Ручной – волчок, птица, животное, звери;

Различный – вид, музыка, звучание, книги;

Роскошный – наряд, коса, платье, волосы;

Разноцветный – радуга, платок, пятно, краски;

7. Пальчиковая гимнастика.

— Иришка очень любит играть вмяч. А ты хочешь с ней поиграть? Посмотри, какой у неё необычный мяч.

Ребенок выполняет упражнение с Су-джок мячом, в соответствии с текстом «С мячиком дружу».

Я мячом круги катаю,

Взад вперёд его гоняю.

Им поглажу я ладошку

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапку кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

8. Игра «большой маленький».

— Иришка предлагает тебе выполнить ещё одно задание, она будет называть большой предмет, а ты – маленький.

Перо – перышко

Барабан –

Корова –

Рыба –

Арбуз –

Шар –

Ракета –

Роза –

Огород –

Ракушка –

Морковь –

9. Игра «Вкусная еда».

— Иришка приготовила вкусную еду. Посмотри на картинки и скажи, из каких продуктов что получилось.

— гранатовый сок (Гранат)

— грушевый пирог (Груша)

— гороховый суп (Горох)

— виноградный сок (Виноград)

— картофельное пюре (Картофель)

— черничный компот (Черника)

— рыбный суп (Рыба)

10. Изменить глаголы в настоящем времени.

(я, ты, он, она, мы, вы, они)

Работать, растить ромашки, рассказывать рассказ, рубить дрова топором.

11. Игра «Что есть у Иры».

— У Иры есть очень много игрушек. Посмотри внимательно на картинки, и скажи что есть у Иры.

— У Иры пирамида

— У Иры грузовик

— У Иры барабан

— У Иры робот

— У Иры катер

12. Игры с картинками (ракета, расческа, ручей, ромашка, распашонка, рубашка, рукавица, рабочий, рыбак)

— отработать названия

— подобрать картинку к глаголу: запущу, расчешусь, позову Свету, поглажу, сорву, перейду.

— отгадать загадки.

13. Игра «Рифмушки».

— Иришка предлагает тебе научиться сочинять стихи. Придумай слово в рифму и повтори все стихотворения.

Как бы мне пошла корона,

Важно каркает (ворона)

Испугался кот собак,

Задом пятиться как (рак)

Захотела кошка спать, Пришел домой художник наш,

Вот и лезет на … (кровать) Он взял тетрадь и … (карандаш)

Научись держать в порядке, День рождения Петрушке,

Свои книжки и (тетрадки) Купили новые … (игрушки)

Юра тащит вкусный груз,

Замечательный … (арбуз)

14. Повторить предложения.

Роман порвал рукав рубашки.

На руках у Раисы розовые рукавицы.

Около ручья растут ромашки.

Ранний рассвет разбудил ручного скворца.

15. Игра «Наведи порядок».

Иришка просит тебя помочь ей навести порядок в шкафу. На верхнюю полку положи картинки, где звук [P] находится в начале слова, на среднюю полку – где звук [P] находится в середине слова, а на нижнюю полку – где звук [P] в конце слова.

Картинный материал: ракушка, самовар, ракетка, расческа, рамка, барабан, пирамида, робот, коробка, корона, марка, веер, ручка, рубин, фартук, краски, карандаши, ролики.

16. Итог занятия.

— … (имя ребенка) ты сегодня хорошо поработал (а) на занятии, ясно и четко произносил (а) звук [P]. Иришка очень довольна, что ты ей помогал (а) научиться говорить звук [P]. И за это, она приготовила тебе сюрприз – свой портрет. Дома раскрась его цветными карандашами.

Источник: maam.ru