Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с ребенком 5–6 лет (III год обучения) на тему: «Транспорт»

Светлана Левашова
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с ребенком 5–6 лет (III год обучения) на тему: «Транспорт»

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия

с ребенком 5-6 лет (III год обучения) на тему: «Транспорт»,

разработанный учителем — дефектологом

Цель: Расширить и систематизировать знания ребенка о транспорте.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Создать условия для развития познавательных и творческих способностей ребенка по ознакомлению с видами транспорта.

Раскрыть значение транспорта для людей.

Расширить представления детей об истории транспорта.

Коррекционно-развивающие:

Развивать зрительное восприятие, зрительно-пространственную ориентацию, зрительно-двигательную координацию, развивать мелкую моторику рук.

Развивать познавательную активность ребенка,обогащая представления о транспорте.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать интерес к выполнению заданий, желание доводить начатое дело до конца. Воспитывать положительное отношение к занятиям с учителем-дефектологом.

Оборудование: лепбук «Транспорт»

Ход НОД.

1. Организационный момент.

Учитель-дефектолог. Добрый день, Варя. Я хочу предложить тебе рассмотреть со мной необычную книгу. А вот о чем она будет ты узнаешь, отгадав загадки. В каждом стишке рассказывается о том, что окружает любого человека с раннего детства.

Дом по улице идет

На работу всех везет.

Не на тонких курьих ножках

А в резиновых сапожках. (автобус)

Что за птица? Песен не поет, гнезда не вьет

А груз и людей везет. (самолет)

Железные избушки прикреплены друг к другу

Одна из них с трубой,

Везет всех за собой? (поезд) (отгадки выставляются)

— Как можно назвать одним словом (транспорт).

2. Основная часть.

Учитель-дефектолог. Для чего он нам нужен? (удобства жизни) на земле, в воздухе и в воде служит транспорт одному важному делу — перевозит людей и грузы. По рекам, через моря и океаны, грузовые корабли везут игрушки, машины, лекарства, все, что требуется в разных уголках нашей планеты. На кораблях плывут туристы, любители дальних путешествий. А если людей и грузы нужно доставить быстрее, то в этом помогут самолеты: пассажирские и грузовые. Один самолет может вместить людей больше, чем пять автобусов. А есть еще гидросамолеты. Они садятся прямо на воду. Эти самолеты выручают людей из беды за сотни километров от берега.

Дидактическая игра: «Едет, плавает, летает»

Цель: Упражнять ребенка в классификации транспортных средств по способу, месту передвижения, по назначению; активизировать слова, обозначающие транспортные средства, профессии людей на транспорте, упражнять в практическом усвоении форм творительного падежа, развитие лексической стороны языка (расширение глагольного словаря)

Учитель-дефектолог. Варя, а ты знаешь, что транспорт делится на несколько видов. У меня есть карточки, на которых изображен автомобильный транспорт, но, к сожалению, они все перемешались. Помогите мне их положить в нужный кармашек, но для этого нужно определить вид транспорта, изображенного на картинке (раскладывает карточки с изображением транспорта, определяя его вид и рассказывая, почему она так считает).

Дидактическая игра: «Виды транспорта» (грузовой, пассажирский, военный и транспорт индивидуального пользования)

Цель: Развивать умение сравнивать разные виды транспорта. Находить сходства и различия в соответствии с их видом; умение отвечать на вопросы, делать выводы.

Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

Цель: Развитие умений классифицировать предметы по существенным признакам, закрепление слов-обобщений.

Дидактический материал: Карточки с изображением четырёх видов транспорта, три из них относятся к одной тематической группе, а четвёртая к какой-нибудь другой группе.

Ход игры: Ребенку дается задание: «Рассмотрите картинки, назови, что на них изображено и определите, какой транспорт лишний. Оставшийся, транспорт назови одним словом». Если ошибается или не выполняет задание, то разбираем подробно каждую картинку.

Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять — будем транспорт называть: (шагать на месте)

По земле пассажиров возят машина, автобус и поезд (вращать перед собой воображаемый руль)

Самолет стремится в полет (поднять руки в стороны и покачивать ими как самолет крыльями)

А корабль по морю плывет (соединить ладони перед грудью, затем развести руки в стороны волнообразным движением, имитируя морские волны)

Следующая страничка лэпбука открывает новые игры для закрепления темы транспорт: Дидактическая игра: «Части и целое»

Цель: Изучение составных частей разных видов транспорта. Научить ребенка наряду с системой (целым) видеть подсистему (часть).Автомобиль (целое) – колеса, стекла, руль, сиденья, двери, педали, мотор, багажник, бензобак, дверные ручки, коврики под ноги, фары, сигнал и т. д. (части)

Ребенку предлагается набор геометрических фигур разного размера и цвета. Задание – используя эти фигуры, «построить» автомобиль

Дидактическая игра: «Автомобиль из геометрических фигур»

Цель – развивать воображение, творческое мышление, комбинаторные способности детей.

Включение детей в новое знание

Зрительная гимнастика «Автобус».

Мы в автобусе сидим,

Во все стороны глядим.

Глядим назад, глядим вперед,

А автобус не везет.

Внизу речка – глубоко,

Вверху птички – высоко.

Щётки по стеклу шуршат

Все капельки смести хотят.

Колёса закружились

Вперёд мы покатились.

Учитель-дефектолог. Варя, а кто придумал транспорт?Люди.

Учитель-дефектолог. А давным-давно, когда жили древние люди и не было транспорта, на чем они ездили?На лошадках, осликах…

Учитель-дефектолог. Да, правильно. А сейчас, я приглашаю отправится в прошлые времена, когда еще не было современного транспорта.

Дидактическая игра «Раньше и теперь»

Цель: Расширение кругозора и знакомство с историей транспорта.

Содержат картинки старинных видов транспорта и их современных аналогов: старый паровоз и «Сапсан», самолет зари авиации и современный лайнер и т. д.

Обсудить с ребенком, как изменялся со временем каждый транспорт.

В круглом кармашке находится дидактическая игра «Кто, чем управляет?»

Цель: Закреплять знания детей о профессиях.

Учитель-дефектолог. Необходимо расставить изображения человека в рабочем костюме в тот кармашек с транспортом, каким он управляет (машинист – рельсовый транспорт, капитан – водный, пилот — воздушный, водитель — наземный).

Дидактическая игра «Лабиринт» Цель: развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук, зрительно-пространственной ориентировки на листе бумаги.

Итог занятия.

Учитель-дефектолог. Варя, тебе понравилась книга? О чем была книга? Тебе понравилось наше занятие? А что больше всего?

Источник: maam.ru