Конкурс чтецов: поэта А. А. Фета (1820–1892)

Ирина Енина
Конкурс чтецов: поэта А. А. Фета (1820–1892)

Цель:

* Познакомить детей с творчеством знаменитого поэта А. А. Фета.

* Формировать интерес и любовь к природе, воспитывать интерес природе и эмоциональную отзывчивость, воспринимать ее красоту.

* Развивать связную, выразительную речь при чтении стихотворений.

* Воспитывать гордость, за творчество поэта А. А. Фета, знаменитого на весь мир.

Предварительная работа:

Беседы о природе, деревьях, временах года, разучивание детьми стихотворений А. А. Фета.

Ход :

1. Звучит стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила». Видеоролик.

2. Фото А. А. Фета.

Ведущий: Сегодня нас ждет необычное, интересное путешествие в творчество великого русского поэта А. А. Фета. Обстоятельства его рождения покрыты тайной. Точная дата рождения до сих пор неизвестна, но поэт отмечал ее 5 декабря. Родился А. Фет в 1820 года в селе Новосёлки Орловской губернии.

Афанасий в детстве всегда хорошо учился, а став взрослым, получил хорошее образование.

По его собственным словам, он с детства любил стихи. Он разыскивал их, учил наизусть, сам очень рано стал писать. Ребята, как называют человека, который пишет стихи? (Правильно – поэт.) А. А. Фет был поэтом.

Слово предоставляется представителю центральной детской библиотеки …

(Звучит музыка Чайковского)

Ведущий:

Сегодня мы вспомним строки стихотворений А. Фета. Они вечны, как трели соловья, как «робкое дыхание» любви, как «говор звёзд на небесах».

Ведущий:

Наблюдая в детстве за жизнью, зимними развлечениями детей и поведением кошки, он написал свое первое стихотворение – обращение к маме.

(Фото – красивая зимняя природа, иней)

1 ребенок:

«Мама! глянь-ка из окошка»-

Мама! глянь-ка из окошка —

Знать, вчера недаром кошка

Умывала нос:

Грязи нет, весь двор одело,

Посветлело, побелело —

Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий

По ветвям развешан иней —

Погляди хоть ты!

Словно кто-то тороватый

Свежей, белой, пухлой ватой,

Все убрал кусты.

Уж теперь не будет спору:

За салазки, да и в гору

Весело бежать!

Правда, мама? Не откажешь,

А сама, наверно, скажешь:

«Ну, скорей гулять!»

(Фото: кошка с мальчиком)

Ведущий:

2 ребенок: «Кот поёт, глаза прищуря».

Кот поет глаза прищуря,

Мальчик дремлет на ковре.

На дворе играет буря,

Ветер свищет на дворе.

«Полно тут тебе валяться, —

Спрячь игрушки да вставай!

Подойди ко мне прощаться,

Да и спать себе ступай».

Мальчик встал, а кот глазами

Проводил и все поёт;

В окна снег валит клоками,

Буря свищет у ворот.

Ведущий: В своих чудесных стихах Афанасий Афанасьевич воспевал шелестящие рощи, яблоневые сады, росы, звезды, любовь и преданность к Отчизне.

Фото: (Фото: рассвет, лето, лес)

3 ребенок: «Я пришел к тебе с приветом»

Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом,

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся,

И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,

Как вчера, пришел я снова,

Что душа все так же счастью,

И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду,

На меня весельем веет!

Что не знаю сам, что будет!

Петь! Но только песня зреет!

Ведущий:

Жизнь живого мира природы также не стояла в стороне от его поэтических строк. Например, он в стихотворной форме так описывает рыбку в своем стихотворении «Рыбка», что кажется: вот она перед вами плещется в речных струях.

(Фото рыбки)

4 ребенок: «Рыбка»

Тепло на солнышке. Весна

Берет свои права;

В реке местами глубь ясна,

На дне видна трава.

…Чиста холодная струя,

Слежу за поплавком,-

Шалунья рыбка, вижу я,

Играет с червяком.

Голубоватая спина,

Сама, как серебро,

Глаза – бурмитских два зерна,

Багряное перо.

(Бурмитские зерна – крупный жемчуг).

Фото- слайд рыбалки.

• А вы любите с папами ходить на рыбалку? (Ответы детей).

Физкультминутка игра «Рыбак — рыбачок».

Дети стоят в кругу (они рыбки). Рыбак с «удочкой» (скакалкой) в руке стоит в середине круга и, произнося слова: «Рыбак, рыбачок, поймай рыбку на крючок!», проводит скакалкой по полу, под ногами играющих «рыбок», а те стараются подпрыгнуть, чтобы скакалка «Крючок» прошла под ногами и не задела «рыбку». Пойманная рыбка выбывает из игры.

Фото: (Ночь, лето)

Ведущий: В стихах А. Фета звучит удивительная свежесть, искренность и еще что-то неуловимое, от чего так хорошо на душе! Блаженство, наслаждение, восторг испытывают люди, читая его стихи. А. А. Фет пришел в этот мир, чтобы воспеть земную красоту – Земную ночь и находил необыкновенные краски, чтобы передать нам свой восторг.

(Фото- слайды ночи)

5 ребенок: «Ночь»

Какая ночь! Как воздух чист,

Как серебристый дремлет лист,

Как тень черна прибрежных ив,

Как безмятежно спит залив,

Как не вздохнет нигде волна,

Как тишиною грудь полна!

Ведущий:

А. А. Фет, как очень наблюдательный человек, любил все времена года и тонко замечал все явления и приметы природы, но больше всего А. А. Фет любил весну. Послушайте стихотворение «Весна».

Фото: (Весна, птицы, березы)

6 ребенок

Это утро, радость эта,

Это мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Это крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод,

Эти ивы и берёзы,

Эти капли — эти слёзы,

Этот пух — не лист,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчёлы,

Это всё весна.

Эти зори без затменья,

Этот вздох ночей селенья,

Это ночь без сна,

Эта мгла и ночь постели,

Эта дробь и эти трели,

Это все весна!

Ведущий:

Поэт очень любил весеннее обновление в природе и весенний дождь и именно ему — он посвятил свое прекрасное стихотворение. Послушайте.

Фото: (Верба,весна)

7 ребенок: «Верба»

Уж верба вся пушистая,

Раскинулась кругом;

Опять весна душистая,

Повеяла крылом

Еще светло перед окном,

В разрывы облак солнце блещет,

И воробей своим крылом,

В песке купаяся, трепещет.

Две капли брызнули в стекло,

От лип душистым медом тянет,

И что-то к саду подошло,

По свежим листьям барабанит.

(Фото осени)

Ребята, а какие приметы осени вы знаете? Послушайте стихотворение «Осень».

8 ребенок : «Осень»

Ласточки пропали,

А вчера зарей,

Все грачи летали,

Да как сеть мелькали,

Вон над той горой.

С вечера все спится,

На дворе темно.

Лист сухой валится,

Ночью втер злится,

Да стучит в окно…

Ведущий:

Ребята, какие приметы осени прозвучали в этом стихотворении?

А давайте мы с вами поиграем в игру «Кто больше соберет осенних листьев».

Ведущий: со словами: «Ветер веет, завевает, листья на земь он бросает. Соберите листья все и конец моей игре.», разбрасываю по залу осенние листья. Дети по команде собирают их.

Фото — слайды зимы.

Ведущий:

А теперь будьте все очень внимательны, послушайте следующее стихотворение А. Фета и скажите, о каком оно времени года?

Фото: (Зима, белая равнина, сани в дали)

9 ребенок: «Чудная картина»

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далеких

Одинокий бег.

Ребята, о каком времени года это стихотворение? (О зиме)

(Фото- слайды лета)

Ребята, а о каком времени года эти строки стихотворения?

10 ребенок: «Летний вечер тих и ясен»

Сияют небеса, нетленные, как рай,

Далеко выгнулся земли померкшей край,

Прохлада вечера и дышит, и не дышит,

И колос, зреющий, едва-едва колышет…»

Летний вечер тих и ясен;

Посмотри, как дремлют ивы;

Запад неба бледно-красен,

И реки блестят извивы.

От вершин скользя к вершинам,

Ветер ползёт лесною высью.

Слышишь ржанье по долинам?

То табун несётся рысью.

(Правильно о лете)

Фото:А. А. Фета

Ведущий:

Известный композитор П. И. Чайковский, часто обращаясь к стихам А. А. Фета говорил: «…Ему дана власть затрагивать… те струны нашей души, которые недоступны художника. Это не просто поэт, скорее поэт – музыкант». На стихотворение А. Фета «Снова слышу голос твой…» П. И. Чайковский написал музыку и получился романс — сердечный, напевный, мелодичный, нежный, душевный. Предлагаю вам его послушать и посмотреть цыганский танец в исполнении девочек.

В заключении хотелось бы подвести итог нашего конкурса чтецов.

Вручение грамот.

Источник: maam.ru