Комплексы психогимнастики для детей 2-й младшей группы

мария корчагина
Комплексы психогимнастики для детей 2-й младшей группы

Комплекс № 1.

1. Этюд на выразительность жеста «Тише!».

Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котенок. Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!» Этюд сопровождается музыкой Б. Берлина «Спящий котенок».

Выразительные движения: шея вытянута вперед, указательный палец приставлен к сжатым губам, брови идут «вверх».

2. Этюд на расслабление мышц «Спящий котенок».

Дети исполняют роль котят, которые ложатся на коврик и засыпают. У них поднимается и опускается животик. Этюд сопровождается музыкой Р. Паулса «День растает, ночь настанет» (колыбельная).

3. Этюд на выражение внимания, интереса и сосредоточенности «Лисичка подслушивает».

Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петухом, и подслушивает, о чем они говорят.

Выразительные движения: голова наклонена в сторону (слушает, подставляет ухо, взгляд направлен в другую сторону, рот полуоткрыт.

Поза: нога выставлена вперед, корпус тела слегка наклонен вперед.

Комплекс № 2.

1. Этюд на выразительность жеста «Иди ко мне».

Мальчик манит к себе малышку, которая учится ходить самостоятельно.

Выразительные движения: присесть, обе руки вытянуты навстречу малышу.

2. Этюд на расслабление мышц «Сосулька».

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдет,

Гвоздь упадет. (В. Селиверстов)

Первая и вторая строчки: руки над головой. Третья и четвертая строчки: уронить расслабленные руки и присесть.

3. Этюд на выражение удовольствия и радости «Вкусные конфеты».

У девочки в руках воображаемый кулек (коробка) с конфетами. Она протягивает его по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят девочку, потом разворачивают бумажки и берут конфеты в рот. По ребячьим лицам видно, что угощение вкусное. Этюд сопровождается музыкой Т. Кассерна «Медовые конфетки».

Мимика: жевательные движения, улыбка.

Комплекс № 3.

1. Этюд на выразительность жеста «Уходи».

Ребенок отталкивает обидчика.

Выразительные движения: кисти рук держать вертикально, ладонями наружу.

2. Этюд на расслабление мышц: «Шалтай – Болтай».

Шалтай — Болтай

Сидел на стене.

Шалтай — Болтай

Свалился во сне. (С. Маршак)

Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпочной куклы. На слова: «Свалился во сне» резко наклонить корпус тела вниз.

3. Этюд на выражение удовольствия и радости «Ласка».

Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котенка. Котенок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет и выражает расположение к своему хозяину тем, что трется головой о его руки.

Комплекс № 4.

1. Этюд на выразительность жеста «До свидания!».

От пристани отходит огромный белый теплоход. Провожающие, глядя на стоящих на палубе, моряков и пассажиров, машут им высоко поднятой рукой: До свидания! До встречи!»

2. Этюд на расслабление мышц «Кукушонок кланяется».

Кукушка кукушонку

Купила капюшон.

Кукушкин кукушонок

В капюшоне смешон.

Этюд сопровождается музыкой «Кукушка кукушонку». Во время этюда дети наклоняют корпус вперед-вниз без всякого напряжения, как бы бросая его, затем выпрямляет корпус.

3. Этюд на выражение удовольствия и радости «Новая кукла».

Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой. В зале звучит музыка П. Чайковского «Новая кукла».

Комплекс № 5.

1. Этюд на выражение удовольствия и радости «Маме улыбаемся».

Ведущий поет песенку «Маме улыбаемся» В. Агафонникова

Ой, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся – вот так!

Маме улыбаемся – вот так!

Дети слушают песню и повторяют движения, которые им показывает ведущий.

1-я строчка – хлопают в ладоши.

2-я строчка – разводят руками в стороны ладонями вверх.

3-я строчка – гладят по кругу свои щеки.

4-я строчка – опускают руки и улыбаются.

2. Этюд на выражение страха «Лисенок боится».

Лисенок увидел на другом берегу ручья свою маму, но он не решается войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко тут.

Выразительные движения: поставить ногу вперед на носок, потом вернуть ногу на место. Повторить это движение несколько раз. Для большей выразительности можно имитировать стряхивание с ноги воображаемых капелек воды.

3. Игра «Звучная история».

Пошла девочка погулять и встретила большую собаку. Девочка поздоровалась с ней. Собака ответила ей (имитация звука большой собаки). Вдруг из-за кустов выбежал веселый озорной щенок (имитация лая щенка). Девочка поиграла со щенком и пошла дальше. По пути она встретила лошадь с жеребенком, свинью с поросенком, козу с козлятами и овцу с ягнятами (имитация звуков животных).

Комплекс № 6.

1. Этюд на выражение страха «Собака лает и хватает за пятки».

Ребенок гуляет. Мимо на поводке идет собака. Она лает на мальчика и пытается, натягивая поводок, достать мордой до его ног. Во время этюда звучит музыка Г. Фрида «Появление большой собаки».

2. Этюд на выражение удивления «Удивление».

Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было… Из чемодана выпрыгнула собака.

Мимика: рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты.

3. Игра «Забавные животные».

Ведущий: Здравствуйте, котята!

Дети: Мяу, мяу, мяу! (Моют лапки).

Ведущий: Здравствуйте, утятки!

Дети: Кря, кря, кря! (Показывают клювики).

Ведущий: Здравствуйте, гусята!

Дети: Га, га, га! (Хлопают крылышками).

.Ведущий: Здравствуйте, лягушки!

Дети: Ква, ква, ква! (Руки согнуты в локтях, ладони раскрыты вперед, качают руками вправо-влево).

Ведущий: Здравствуйте, коровки!

Дети: Му, му, му! (Рожки).

Ведущий: Солнце давно встало!

Дети: Ку-ка-ре-ку! (Поднимают согнутые колени, хлопают крыльями).

Ведущий: Здравствуйте, барашки!

Дети: Бе, бе, бе! (Приставляют к головам кулачки и вращают ими).

Ведущий: А я сварила кашку. Ешьте все!

Комплекс № 7.

1. Этюд на выражение вины и стыда «Ваське стыдно».

Жила-была девочка Галя. У нее была кукла Таня. Галя играла с куклой, кормила ее, спать укладывала.

Один раз положила свою куклу спать на кроватку. Забрался туда кот Васька и уронил куклу на пол. Пришла Галя домой, увидела, что ее кукла лежит на полу, подняла куклу и стала ругать Ваську: «Зачем ты, Васька, мою куклу уронил?» А Васька стоит, голову опустил: стыдно ему. Прослушав рассказ, дети по очереди показывают, как стыдно было коту Ваське.

2. Этюд на выражение удовольствия и радости «Цветок».

Теплый луч упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за солнцем.

Выразительные движения: Сесть на корточки, голову и руки опустить; поднимается голова, распрямляется корпус. Руки поднимаются в стороны – цветок расцвел; голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем.

Мимика: глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.

3. Игра «Потрогай себе носик».

Ведущий декламирует стишок и выполняет все указанные в нем действия – сначала сам, а затем вместе с детьми.

Потрогай себе щечку,

Потрогай себе носик.

Мы с этого игру начать тебя попросим.

Потрогай себе лобик,

Потрогай себе ушки

Они совсем не зря торчат возле макушки.

Потрогай себе локоть,

Потрогай себе глазик.

Около ушей, его найдешь ты сразу.

Потрогай себе губки,

Потрогай себе зубки.

Но только не кусай себе ты пальчик в шутку.

Потрогай подбородок.

Потрогай пальцы ног…

Игру, пожалуй, нашу пора кончать давно.

Комплекс № 8.

1. Этюд на выражение вины и стыда «Стыдно».

Мальчик случайно сломал переключатель у телевизора. Он очень испугался, что мама его накажет. Коля сказал, что переключатель крутил его маленький брат. Брата наказали. Старшему брату стало очень стыдно.

Выразительные движения: голова наклонена вперед, брови подняты и сдвинуты, углы рта опущены.

2. Игра на выражение различных эмоций «Поссорились и помирились».

Дети делятся на пары. Сначала они изображают поссорившихся детей.

Выразительные движения: двое детей стоят спиной друг к другу и притопывают одной ногой; руки на поясе или за спиной.

Затем помирившихся.

Выразительные движения: дети поворачиваются лицом друг к другу и, улыбаясь, берутся за руки. Весело кружатся в танце. В конце обнимаются. Звучит музыка Т. Вилькорейского «Помирились».

3. Игра «Пять умелых пальцев».

Ведущий мелодекламирует текст:

Ну что могу я сделать пятью своими пальцами?

Ну что могу я сделать пятью своими пальцами?

Ну что могу я сделать пятью своими пальцами?

Ну что смогу сейчас?

Когда ведущий произносит последующий текст, дети шевелят в воздухе своими пальцами:

Могу пошевелить пятью своими пальцами,

Могу пошевелить пятью своими пальцами,

Могу пошевелить пятью своими пальцами,

Пошевелить сейчас.

Или такие слова:

Могу я помахать пятью своими пальцами…

Могу махать сейчас.

Могу я покрутить пятью своими пальцами…

Могу крутить сейчас.

Могу погладить я пятью своими пальцами…

Погладить хоть сейчас.

Могу я все нажать пятью своими пальцами…

Могу нажать сейчас.

Комплекс № 9.

1. Этюд на выражение вины и стыда «Провинившийся».

Мальчик разбил вазу, и мама его ругает. Он чувствует свою вину.

Выразительные движения: голова наклонена вперед и втянута в плечи, плечи приподняты; ноги прямые, пятки сдвинуты; руки висят вдоль тела.

Мимика: брови идут вверх и сдвигаются, уголки губ опущены.

2. Игра на выражение различных эмоций «Разные настроения».

Ох, как плачет малыш – что медведь рычит.

А смеется малыш – что ручей журчит.

А уж слезы текут – будто дождик льет.

Улыбается малыш – будто солнце взойдет.

Вот какой малыш – сын мой.

Ведущий читает стихотворение Еф. Юдина «Вот какой малыш», а дети изображают мимикой различные эмоциональные состояния, описанные в тексте.

3. Игра «Четыре маленьких щенка».

Ведущий декламирует стихотворение, а дети выполняют соответствующие действия.

Четыре маленьких щенка царапаются где-то.

(Поднимите 4 пальца и двигайте ими вверх-вниз.)

Один, два, три, четыре, не нравится мне это.

(Поочередно прикасайтесь к каждому пальцу.)

Четыре маленьких щенка скулят, как будто плачут

(Шевелите пальцами и издавайте соответствующие звуки.)

Один, два, три, четыре, ну что же это значит?

(Снова прикасайтесь поочередно к каждому пальцу.)

Четыре маленьких щенка царапаются в дверь.

(Снова двигайте четырьмя пальцами вверх и вниз.)

Я дал им чашку молока – и все затихло.

(Опустите 4пальца в ладонь, сложенную в горсть.)

Сперва щенки лакали, а после убежали.

(Изобразите языком, как будто лакаете что-либо, а потом сожмите пальцы в кулак.)

Один, два, три, четыре – умолкло все в квартире.

(Поочередно прикасайтесь к сжатым в кулак пальцам.)

Источник: maam.ru