Картотека опытов для детей старшего дошкольного возраста

Анна Вацлавовна Лукьяненко
Картотека опытов для детей старшего дошкольного возраста

Название опыта Цель Ход Вывод

«Летающие семена»

познакомить детей с ролью ветра в жизни растений.

Дать детям по одному «летающему» семени и одному «не летающему». Предложить поднять руки как можно выше и одновременно выпустить оба семени из рук (например: фасоль и семена клена). семена имеют различные приспособления для полета, ветер помогает семенам перемещаться.

«Какое значение имеет размер семян»

показать, что чем больше и толще семя, тем лучше его всхожесть.

Дети берут много семян подсолнечника и выбирают из них самые большие и толстые и самые маленькие и тонкие (в качестве мелких нужно брать щуплые, недоразвитые, усохшие семена). Кладут их в баночки для проращивания с влажными салфетками. Семян должно быть равное количество. Периодически наблюдают за всходами. Спустя неделю, дети внимательно рассматривают и подсчитывают, сколько семян проросло в каждой баночке.

всхожесть крупных, тяжелых, полновесных семян намного выше, чем мелких и легких. Из крупных семян развиваются сильные молодые растения, из мелких – маленькие и слабенькие. Крупные прорастают в первые один-два дня, а прорастание мелких растянется на несколько дней.

«Потреб-ность расте-ний в воде»

формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений.

Из букета выбрать один цветок, нужно оставить его без воды. Через некоторое время сравнить цветок, оставшийся без воды, и цветы в вазе с водой: чем они отличаются? Почему это произошло?

вода необходима растениям, без нее они погибают.

«Как вода поступает к листьям»

на опыте показать, как вода двигается по растению.

Срезанную ромашку помещают в воду, подкрашенную чернилами или краской. Через несколько дней разрезают стебель и видят, что он окрасился. Расщепляют стебель вдоль и проверяют, на какую высоту поднялась подкрашенная вода за время эксперимента.

Чем дольше простоит растение в красителе, тем выше окрашенная вода поднимется.

«Солнце высушива-ет предме-ты»

наблюдать за способностью солнца нагревать предметы Повесить на солнечном участке выстиранное кукольное белье, понаблюдать, как за время прогулки оно высохнет. Потрогать кирпичи, из которых выстроено здание детского сада на солнечной стороне и теневой стороне.

солнце нагревает предметы.

«Передача солнечно- го зайчи-ка»

показать на примере, как можно многократно отразить свет и изображение предмета.

Материал: зеркала.

Ход: В солнечный день дети рассматривают «солнечный зайчик». Как он получается? (Свет отражается от зеркала). Что произойдет, если в том месте на стене, куда попал «солнечный зайчик», поставить еще одно зеркало? (Он отразится еще раз)

Свет отражает-ся от зеркала

«Воздух невидим»

познакомить со свойствами воздуха – не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях, не имеет собственного запа

воспитатель предлагает взять (последовательно) ароматизированные салфетки, корки апельсина, чеснок и почувствовать запахи, распространяющееся в помещении.

воздух неви-дим, но он может переда-вать запахи на расстоянии.

«В почве есть воздух, в воде есть воздух»

закрепить представления о том, что в почве и в воде есть воздух.

Взять два стакана с водой. Бросить в один стакан кусочек почвы. На поверхности появятся пузырьки воздуха. Взять другой стакан и соломинку. Один конец соломинки опустить в воду, а в другой осторожно подуть.

Мы выдохнули воздух, он виден в виде пузырьков.

«Движение воздуха»

показать, что можно почувствовать движение воздуха.

помахать рукой у лица. Каково ощущение? Подуть на руки. Что почувствовали?

воздух не невидимка, его движение можно почувст-вовать, обмахи-вая лицо.

«Рассматри-вание песка через лупу»

определение формы песчинок

Материал: песок, черная бумага, лупа.

Ход: Из чего состоит песок?

Из очень мелких зернышек – песчинок. Они круглые, полупрозрачные.

В песке каждая песчинка лежит отдельно, не прилипает к другим песчинка

«Песчаный конус»

познакомить со свойством песка – сыпу-честью.

Взять горсть сухого песка и выпустить его струйкой так, чтобы он падал в одно место.

Постепенно в месте падения песка образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок в одном месте, то в другом, возникают сплывы; движение песка похоже на течение.

движение песка похоже на тече-ние.

«Свойства мокрого песка»

познакомить со свойствами песка.

Материал: песок, формочки.

Ход: Засыпать сухой песок в формочку и перевернуть, что получится? Просыпать песок струйкой на ладонь. Затем песок намочить и проделать те же операции.

мокрый песок может прини-мать любую форму, пока не высохнет. Ког-да песок намо-кает, воздух между песчин-ками исчезает, и они слипают-ся.

«Песок – природный фильтрат»

пластм. бутылки, песок, мелкие камешки.

Ход: В воронку, где расположен кусочек губки, насыпать песок и наливать грязную воду, во вторую воронку насыпать камни и так же налить грязную воду. Вода быстрее проходит сквозь камни, но она остается грязной. Вода с песком фильтруется медленнее, но вся грязь задерживается в песке и из воронки капает чистая вода.

песок – природ-ный фильтр, он очищает воду.

«Вода и снег»

закрепить зна-ния о различ-ных состоя-ниях воды.

Внести в группу снег и лед – что быстрее растает?

В одно ведерко поместить рыхлый снег, во второе – утрамбованный, в третье – лед.

рыхлый снег растает первым, затем – утрам-бованный, лед растает послед-ним.

«Таяние снега»

познакомить детей со свойствами снега Набрать на прогулке вместе с детьми снег в стеклянную баночку. Принести в группу и поставить в теплое место. Снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная снег под дейст-вием темпера-туры тает, пре-вращаясь в воду.

«Защитные свойства снега»

познакомить со свойствами снега.

Поместить баночки с одинаковым количеством воды на поверхность сугроба, зарыть неглубоко в снег. Зарыть глубоко в снег. Понаблюдать за состоянием воды в баночках.

Чем глубже будет находить-ся баночка в снегу, тем теплее будет вода. Корням под снегом и почвой тепло. Чем больше снега, тем теп-лее растению.

«Замерза- ние воды»

закреплять знания детей о свойствах воды.

Двум детям (один в рукавицах, другой — нет) предложить взять кубик льда, и наблюдать, как лед растает. Сравнить, у кого лед быстрее растаял? Найти причину таяния льда и разной скорости таяния.

лед тает, превращаясь в воду от сопри-косновения с теплом. В го-лых руках лед тает быстрее, а в рукавицах медленнее, потому, что ру-кавички разъе-диняют тепло рук и холод.

«Зависи-мость сост-ояния воды от темпера-туры возду-ха»

Выявить три состояния воды В две банки налить одинаковое количество воды. Одну банку утром вынести на улицу, вода в ней замерзнет или покроется корочкой льда, другая останется в помещении, вода в ней теплая. Измерить температуру воздуха на улице и в помещении. Определить причины замерзания воды. В каком состоянии бывает вода? Лед( – твердое, вода – жидкое, пар – газооброзное Лед – твердое, вода – жидкое, пар – газообраз-ное

«Прозрач-ность льда»

познакомить со свойствами льда.

В прозрачную емкость положить мелкие предметы, залить водой и поставить на холод. Рассмотреть с детьми, как сквозь лед видны замерзшие предметы.

предметы вид-ны через лед потому, что он прозрачен.

«Веселые кораблики (плавучесть предметов)

учить отме-чать различ-ные свойства предметов.

Воспитатель вместе с детьми опускает в воду предметы, сделанные из разных материалов (дере-вянные брусочки, палочки, металлич. пластины, бумаж-ные кораблики и т. д.). наблюдать, какие предметы тонут, а какие остаются на плаву.

не все предме-ты плавают, все зависит от ма-териала, из ко-торого они сде-ланы.

Магниты, магнетизм

Название опыта Цель, материал Вывод

Притягиваются-не притягиваются Найти предметы, воздействующие с магнитом; определить материалы, не притягивающиеся к магниту. Материал: мелкие предметы (из ткани, бумаги, резины, меди, серебра, аллюминия, пластмассы, магнит. Металлические предметы ПРИТЯГИВАЮТСЯ

Необычная скрепка Определить способ-ность металлических предметов намагничи-ваться и притягиваться. Металлические предметы притягиваются

Два магнита Выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжения и отталкивания. Материал: два магнита При возникновении одинакового магнитного поля магниты отталки-ваются

Как увидеть магнитные силы?

Показать магнитное поле вокруг магнитов.

Материал: стаканчик, металлические опилки, магниты, картон, скрепки. При возникновеиии магнитного поля металлические предметы начинают двигаться

Мы фокусники!

Выявить материалы взаимодействующие с магнитами. Материал: разнообразные предметы. Металлические предметы притягиваются

О Г Л А В Л Е Н И Е

«Летающие семена»….

«Какое значение имеет размер семян»…

«Потребность растений в воде»….

«Как вода поступает к листьям»….

«Солнце высушивает предметы»….

«Передача солнечного зайчика»….

«Воздух невидим»….

«В почве есть воздух, в воде есть воздух»….

«Движение воздуха»….

«Рассматривание песка через лупу»…

«Песчаный конус»….

«Свойства мокрого песка»…

«Песок – природный фильтрат»….

«Вода и снег»…

«Таяние снега»….

«Защитные свойства снега»….

«Замерзание воды»….

«Зависимость состояния воды от температуры воздуха»….

«Прозрачность льда»….

«Притягиваются — не притягиваются»….

«Необычная скрепка»…

«Два магнита»….

«Как увидеть магнитные силы?»….

«Мы фокусники!»…

МБДОУ «Детский сад №26 «Росинка»»

Картотека опытов для детей старшего дошкольного возраста

Составил: воспитатель Лукьяненко А. В.

2019год

Источник: maam.ru