Картотека игр и упражнений по теме «Северный полюс. Арктика»

Ерёменко Элина
Картотека игр и упражнений по теме «Северный полюс. Арктика»

КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

ПО ТЕМЕ

«СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС. АРКТИКА»

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ТЕМЕ «Север»

ДЕТИ 3 – 5 ЛЕТ

«Кто скорее соберет».

Цель: учить детей группировать грибы, ягоды, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку дисциплинированность

Материал: модели — луг, тундра, тайга

Игровое правило. Собирать грибы и ягоды только в соответствии с пометкой — значком на корзине (на одной приклеена картинка «гриб», на другой — «ягода»). Выигрывает та команда, которая быстрее соберет все предметы в корзинку и при этом не ошибется.

«Арктика»

Цель: закрепление знаний, полученных во время просмотра презентации.

Материал: карточки с животными и другими характерными явлениями Арктики

Описание: сначала все карточки складываются в колоду картинками вниз. В процессе игры ведущий достает по одной карточке из колоды и показывает играющим. Задача игроков – назвать, что на ней изображено. Тот, кто первый угадывает, забирает карточку себе. Естественно, побеждает игрок, набравший наибольшее количество карточек.

Игра «Кто лишний?»

Цель: развивать логическое мышление. Ход игры. Игра проводится с использованием картинок с изображением животных севера и жарких стран.

ДЕТИ 5 – 7 ЛЕТ

«Веришь — не веришь».

Цель: развитие речевого внимания, логического мышления.

ОПИСАНИЕ. Воспитатель задаёт вопросы, а дети отвечают да или нет. — Верите ли вы, что зима наступит после осени?

— Верите ли вы, что пингвины живут на Севере?

— Верите ли вы, что красное море спелое?

— Верите ли вы, что у нас 6 океанов?

— Верите ли вы, что айсберги находятся в Северном Ледовитом океане?

— Верите ли вы, что бурые медведи живут на Севере?

— Верите ли вы, что белые медведи питаются мхом?

«Спасатели»

Цель: развитие фантазии и воображения ребенка.

Проблемная ситуация: спасите северных животных. (Поместить животных в благоприятные условия: далекие холодные планеты, смена теплой шубы на более легкую, создание оазисов, аналогичных северным условиям, наделение северного животного особенностями животных жарких стран)

СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ, ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

ПО ТЕМЕ «Север»

ДЕТИ 3 – 5 ЛЕТ

«Чья, чей, чьи?»

Цель: распознавать признаки животных севера и просит назвать признаки животных.

Материал: картинки с животными севера

У медведя уши (чьи? какие) медвежьи, хвост (чей? какой) медвежий.

У тюленя голова (чья? какая). У песца лапы (чьи? какие).

У моржа бивни (чьи? какие). У оленя рога (чьи? какие). У пингвина клюв (чей? какой).

«Назови ласково»

Цель: образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: картинка, изображающая какое-либо домашнее животное и его детеныша.

Ход. Взрослый просит ребенка назвать животное (например, слон, его детеныша (слоненок, показать на картинке части тела слона, активизируя его речь вопросами: «Что ты показал? (хвост). А как назвать ласково хвост у маленького слоненка? (хвостик)». Аналогично рассматриваются: голова — головушка, нога — ножка, рога рожки, копыто — копытце, ухо -ушко, глаз глазик.

ДЕТИ 5 – 7 ЛЕТ

«Закончи предложение»

• Морж не мёрзнет в холодной воде, потому что.

• Шерсть северного волка белого цвета для того, что бы.

• В наших лесах не встретишь белого медведя, потому что.

Игровое упражнение «Закончи предложение»

Цель. Закрепление знаний детей об условиях жизни животных Севера.

Материал: предметные картинки.

— Чьи рога показались над холмом? (Оленьи.)

— Это идет большой. (олень). За ним идет мама. (олениха) с маленьким (олененком).

— В море

«Белый медведь»

Цель: учить изменению слов по вопросам:

Белый медведь…

Умеет что? Что делал? Что делает? Что будет делать?

нырять нырял ныряет будет нырять

ловить ловил ловит будет ловить

плавать плавал плавает будет плавать

добывать добывал добывает будет добывать.

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА ПО ТЕМЕ «Север»

ДЕТИ 3 – 5 ЛЕТ

«Вьюга»

Кто там воет, завывает,

Все дорожки заметает?

Кто бросает снег в лицо,

Наметает на крыльцо?

Вьюга старая, седая, с ледяной клюкой,

Вьюга ковыляет Бабою Ягой.

Воет вьюга: «з-з-з-з».

Застонал лес от вьюги: «м-м-м-м». (тихо, высоким голосом).

Тяжело стонут дубы: «м-м-м-м» (громко, низким голосом).

Стонут берёзы: «м-м-м-м». (тихо, высоким голосом).

Шумят ели «ш-ш-ш-ш».

Стихает вьюга: «с-с-с-с».

Закрепление понятий «тихо», «громко».

«Кто спрятался на картинке?»

Цели: развивать зрительное внимание, активизировать и уточнить словарь по теме «Животные севера».

Ход игры. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку и найти на ней животных севера.

«Один — много»

Цели: развивать грамматический строй речи (образование родительного падежа существительных во множественном числе).

Ход игры. Игру можно проводить с мячом. Воспитатель называет слово — название животного и кидает мяч ребёнку, он

соединяет это слово с наречием «много» и возвращает мяч.

Например:

Один тюлень — много тюленей, один морж — много моржей

При необходимости игру повторяют.

ДЕТИ 5 – 7 ЛЕТ

Игра «Кто где?»

Цели: формировать грамматический строй речи (понимание и употребление предложно-падежных конструкций); развиватьслуховое и зрительное внимание; совершенствовать операции звукового анализа и синтеза.

Ход игры.

1 вариант. Воспитатель расставляет игрушки (животные Севера) в разных местах (на столе, под столом, в коробке и т. д.) и задаёт детям вопрос: «Какая игрушка стоит на столе?» Дети отвечают: «На столе стоит медведь». Затем воспитатель уточняет, какое маленькое слово-предлог потребовалось в данном предложении.

2вариант. Воспитатель предлагает детям отгадать, где находится игрушка, в названии

которой известны первый и последний звуки. Дети называют игрушку и объясняют, где она стоит.

Например:

Где находится игрушка, в названии которой первый звук — [п],

а последний — [н]. —Пингвин стоит под стулом.

Игра «Чья, чей, чьи?»

Цель: формировать грамматический строй речи (образование притяжательных прилагательных от существительных).

Ход игры. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображением животных севера и просит назвать признаки животных.

Например:

У медведя уши (чьи? какие) медвежьи, хвост (чей? какой) медвежий.

У тюленя голова (чья? какая). У песца лапы (чьи? какие). У моржа

бивни (чьи? какие). У оленя рога (чьи? какие). У пингвина клюв (чей? какой)

Игра «Составь схему»

Цели: закреплять навык анализа предложений на слова.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям прослушать предложения, сосчитать количество слов и начертить схемы.

Напоминает, что в предложениях могут встретиться «маленькие слова» — предлоги, что первое слово в предложении пишется с большой буквы, в конце предложения нужно поставить точку.

Например: Лев — хищное животное.

Обезьяны очень ловкие. Слон поднимает грузы хоботом. Бегемот днём много спит. Жираф щиплет листочки.

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

ПО ТЕМЕ «Север»

ДЕТИ 3 – 5 ЛЕТ

Игровое упражнение «Почтальон принес посылку».

Цель: развивать умение описывать предметы и узнавать их по описанию.

Игровое действие. Составление загадок о цветах, ягодах и грибах.

Материал: картинки с изображением цветов, ягод, грибов бумажные пакеты, в коробка

Воспитатель приносит в группу коробку и говорит, что почтальон принес посылку. В посылке разные цветы, ягоды и грибы. Дети достают пакеты из коробки, заглядывают в них и описывают то, что им принес почтальон. Остальные дети отгадывают.

«Подбери признак».

Цель: учить подбирать прилагательные, характеризующие животных Севера

• Если это олень, то у него большие рога, сильные копыта, длинные ноги, короткий хвост, теплая шерсть.

• А если это песец, то у него …

• А если это морж, то у него …

• А если это тюлень, то у него

«Кто у кого?»

• У оленя – олененок – оленята

• У моржа —

• У медведя —

• У совы –

«Один — много»

Цель: соединяет это слово с наречием «много»

Материал: мяч.

Воспитатель называет слово — название животного и кидает мяч ребёнку, он и возвращает мяч.

Например: Один тюлень — много тюленей, один морж — много моржей

«Закончи предложение»

Зимой на Севере очень холодно, дни стоят (какие). (холодные).

На Севере морозно, погода всегда (какая). (морозная).

Полярной ночью на Севере темно; и ночи, и дни на Севере (какие). (темные).

Собаки везут нарты быстро, собачьи упряжки (какие). (быстрые).

Лиса заметает следы очень хитро, лиса (какая). (хитрая).

Охотник поймал оленя ловко, охотник (какой). (ловкий).

Дидактическая игра «Назови правильно»

У моржа толстая кожа (морж какой? толстокожий)

У тюленя ноги – ласты (тюлень какой? ластоногий)

У медведя черный нос (медведь какой? черноносый)

У песца длинный хвост (песец какой? длиннохвостый)

У песца острая мордочка (песец какой? остромордый)

У полярного волка острые зубы (волк какой? острозубый)

ДЕТИ 5 – 7 ЛЕТ

«Кто это такой»

-бегает, бьет копытом, разгребает снег, ест мох и грибы, тянет упряжку? — северный олень!

-бегает по снегу, на мышей охотится, тявкает, хитрит, путает следы? — песец

-крадется, рычит, воет, охотится, скалит клыки – полярный волк

-отдыхает на льдине, охотится на тюленей, ревет, косолапит – белый медведь

-ныряет, ревет, греется на солнце, защищается бивнями – морж

-плавает, машет плавниками, ловит рыбу, спасается от моржа – тюлень

«Составь предложение».

Цель: составить предложение из данных слов

На, водятся, Севере, медведи, белые.

Холодно, там, зимой, очень.

Люди, оленей, разводят, там, северных.

Медведи, хищники, белые, это.

Из, делают, шубы, теплые, песца, меха.

Придумай слова – определения: (по 3 к каждому слову)

Медведь (какой) – белый, неуклюжий, косолапый.

Песец (какой) – ….

Олень (какой) – …

Сова (какая) — ….

Скажи правильно:

• 1 песец – 2 …. – 5

• 1 морж – 2 …. – 5

• 1 медведь – 2 …. – 5

• 1 сова – 2 …. – 5

«Составить рассказ о белом и буром медведях»

Цель: составление сложносочиненных предложений с союзом.

Бурый медведь живет в нашем лесу, а белый. .

У бурого медведя шерсть коричневая, а у белого. .

Бурый медведь ест малину, мед, рыбу, а белый. .

Бурый медведь спит в берлоге, а белый..

БЕСЕДЫ ПО ТЕМЕ «Север»

ДЕТИ 3 – 5 ЛЕТ

«Северный и южный полюс»

Цель: формирование представлений о полюсах

Наша планета – это огромный-преогромный шар. Такой большой, что нужно много-много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг. Вот здесь находится Северный полюс, Южный полюс.

Северный полюс и Южный полюс – это ледяные пустыни, здесь бушуют метели, свирепствуют морозы. На полгода солнце скрывается за горизонтом, а затем также долго не сходит с неба.

В Арктике и Антарктике огромные снежные горы, которые называются Айсбергами.

Добраться до Арктики и Антарктиды можно на самолете или ледоколе. Люди на Северном полюсе и Южном полюсе не живут постоянно, проводят научно-исследовательскую работу, изучают климат, жизнь животных. Животные хорошо приспособлены к жизни, они большие по величине, покрыты слоем жира, и это не дает им замерзать.

Беседа «Животные севера»

На севере живут: (дети перечисляют животных). Но самое крупное животное Севера – это белый медведь. Тело его покрыто белой длинной шерстью. На снегу его совсем не видно, только нос черный. Когда он охотится, то прикрывает нос лапой. Толстый слой жира и густая шерсть спасает его от холода и он может долго находиться в воде. Большие расстояния проходит он по льдам в поисках пищи. Питается медведь рыбой, тюленями, моржами. В декабре у медведя рождается медвежонок.

• Расскажите медведь какой? (большой, толстый, неуклюжий, хищный, мохнатый)

• Если у него толстые лапы. Он какой? – толстолапый. (скажи одним словом)

• Если у него короткие уши… —

• Если у него длинная шерсть… —

• Если у него короткий хвост…. —

• Давайте назовем медвежью семью: папа – медведь, мама- медведица, детеныш – медвежонок.

ДЕТИ 5 – 7 ЛЕТ

«Арктика»

Цель: способствовать формированию интереса у детей к животному миру, особенностям географического положения и особенностям климатических условий Арктики и Антарктики;

Арктика – это крайний север России, край удивительной природы. Что же такое север? (Ответы детей). Север – это царство льдов и снегов. Льдом покрыта вся земля Арктики. По Северному Ледовитому океану плавают айсберги. Айсберг – огромные глыбы льда. Посмотрите внимательно на глобус, эта белая шапка и есть Арктика (показывает детям на глобусе).

Зима в Арктике суровая и снежная. Температура зимой может достигать до минуса 50 градусов. Зимой не увидишь солнца, и поэтому наступает полярная ночь. Лето здесь короткое и холодное.

«Животные и птицы Арктики»

Цель: способствовать формированию интереса у детей к животному миру Арктики и Антарктики;

Кроме разнообразных зверей можно встретить большое скопление птиц, почти таких же, как на панораме в этом зале музея. Как вы думаете, почему птицы не замерзают? (Для теплоизоляции служит в первую очередь толстый — слой жира, над которым располагаются три слоя водонепроницаемых, коротких, плотно прилегающих друг к другу и равномерно распределённых по всему телу перьев. Воздух в слоях перьев также эффективно защищает от потери тепла при нахождении в воде)

«Животные Севера (белый, медведь, тюлень, морж, северный олень)

Север — это та часть света, где снег лежит почти круглый год, моря покрыты толстым льдом, дуют сильные ветры, метут метели. Логопед показывает глобус. Показывает, где находится Север. Вокруг Северного полюса находится океан, поэтому добраться до него можно на самолете или на корабле (ледоколе). Люди на полюсе не живут постоянно, проводят научно-исследовательскую работу, изучают климатические условия, жизнь животных. Около Северного Ледовитого океана есть часть земли, которую называют тундрой. В тундре тоже очень холодно. Большую часть года земля там покрыта снегом и только в течение 1—2 месяцев тает снег. Там живут: белые медведи, моржи, тюлени, северные олени, песцы, белые волки и т. д.

ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПО ТЕМЕ «Север»

ДЕТИ 3– 7 ЛЕТ

В. Катаев «Цветик — семицветик»,

Н. Сладков «Во льдах», «Птичий базар»; «Умка».

Г. Снегирев «Пингвиний пляж», «К морю», «Отважный пингвиненок»;

А. Членов «Как Алешка жил на Севере»;

Н. Емельянова, В. Челинцева «Олеся – труженица».

Катаев В. «Легенды Севера»;

Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»,

Н. Сладков «Медведь и солнце»,

Н. Павлова «Белые шубки», «Зимняя пирушка»;

Якутские народные сказки о животных «Лиса и медведь», «Как почернел кончик хвоста у горностая», «Волк и лиса».

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ И ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПО ТЕМЕ «Север»

ДЕТИ 3 – 5 ЛЕТ

«Бывает ли это на Севере?»

Цель: развитие речевого внимания, логического мышления.

Дети стоят полукругом. Воспитатель задает вопрос и бросает ребенку мяч. Ребенок ловит мяч и, отвечая «да» или «нет», бросает назад воспитателю.

Вопросы:

плывет. (морж) с мамой. (моржихой) и маленьким. (моржонком).

— На нас смотрит огромный. (тюлень). Рядом с ним — мама. (тюлениха) с маленьким. (тюлененком).

«Кто знает — пусть продолжает».

Цель: закрепление знаний детей об условиях жизни животных Севера и их питании.

Воспитатель начинает предложение, например: «Белый медведь питается…», а ребенок продолжает: «Рыбой». И т. п. с животными Севера.

«Кто лишний и почему?»

Морж, тюлень, оленёнок, медведь.

Соболь, песец, белая сова, морж.

Тюлень, олень, пингвин, соболь.

Морж, моржиха, морс, моржонок.

Тюмень, тюлень, тюлениха, тюленёнок.

Медведь, Север, песец, соболь

ДЕТИ 5 – 7 ЛЕТ

«Бывает ли это на Севере?»

Цель: развитие речевого внимания, логического мышления.

Материал: мяч

Дети стоят полукругом. Воспитатель задает вопрос и бросает ребенку мяч. Ребенок ловит мяч и, отвечая «да» или «нет», бросает назад воспитателю.

Вопросы:

На Севере шумят леса? (Нет.)

На Севере лежат снега? (Да.)

Ночь бывает полгода? (Да.)

День бывает полгода? (Да.)

Белки живут на Севере? (Нет.)

На Севере летом тает снег? (Нет.)

Летом на Севере много птиц? (Да.)

На Севере живут пингвины? (Нет.)

Летом люди на Севере купаются в океане? (Нет.)

Киты приплывают на Север растить детенышей? (Да.)

Белые медведи живут в берлоге? (Нет.)

«Четвертый — лишний».

Цель: закрепление знаний детей о названии животных Севера.

Материал: наборы картинок с изображениями животных (песец, белый медведь, пингвин, тюлень) и предлагается исключить «лишнее» животное. Обоснование для исключения может быть различным. Другие наборы: чайка, морж, дятел, полярная сова; кит, морж, тюлень, акула

• I вариант: лишний — пингвин. Он живет в Антарктиде, а не на Севере.

• II вариант: лишний — песец. Он не умеет плавать.

«Путаница».

Цель: закрепление знаний детей об условиях жизни животных Севера.

Материал: два ландшафтных макета: «Север» и «Саванна и тропический лес».

Описание: волшебник сделал так, чтобы животные, родина которых — Север, оказались в саванне, а животные, которые должны жить в жарких странах, попали на Север. Нужно помочь зверюшкам вернуться к себе домой. Когда дети справятся с заданием, им можно задать такие вопросы:

— Если белый медведь захочет поселиться в жаркой стране, сможет ли он там выжить? Почему не сможет? (Он перегреется — у него слишком теплая шкура и большой слой подкожного жира. Он не сможет охотиться — его отовсюду будет видно. Кроме того, в саванне нет животных, на которых он обычно охотится. И т. п.)

— Если льву захочется поселиться на Севере, сможет ли он там выжить? (Он замерзнет — его шкура не приспособлена к морозам. Лев не сможет охотиться — он заметен на белом снегу. И т. п.) А зебра? А слон?

СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ ПО ТЕМЕ

«Север»

ДЕТИ 3 – 5 ЛЕТ

«Путешествие на Северный полюс»

Дети строят самолет для полета на Северный полюс, собираются в путешествие. Покупают билеты на самолет в кассе аэрофлота. Пилоты готовы к полету. Пассажиры заняли свои места. Диспетчер

уточняет маршрут полета. Полет проходит в штатном режиме. Стюардессы предлагают легкий

завтрак, журналы и интересные книги. Пассажиры наблюдают в иллюминатор за облаками. Самолет приземлился на северном полюсе. Одевшись потеплее, дети сопровождении руководителя экспедиции на собачьей упряжке пустились путешествие по снежным просторам. Полюбовались северным сиянием, помахали гагарам на скалах, белым медведям и морском котикам отдыхавшим на льдине (дети сами высказывали кого из животных севера они увидели). Потом устроили привал, дали отдохнуть ездовым собакам и отправились в обратный путь

ДЕТИ 5 – 7 ЛЕТ

«Путешествие на Северный полюс на ледоколе»,

«Научная экспедиция на Северном полюсе»,

«Путешествие на полярную станцию»

Атрибуты: бинокли, авиакасса, авиабилеты, термометры, линейки, блокноты для записи с ручками, игрушки-собаки, скакалки.

Исследование толщины льдин и их размера. Данные дети заносят в дневник наблюдения. Научные сотрудники замаскировавшись под цвет снега собирают фотоматериал о животных севера.

Исследование Ученые собирают фотоматериал о северном полюсе. В научной метеостанции станции кипит работа. Научные сотрудники рассматривают в микроскоп микромир северного океана, изучают животных севера, ведут дневники наблюдений и отчетный журнал «Хочу все знать».

ФИЗМИНУТКИ ПО ТЕМЕ «Север»

ДЕТИ 3 – 5 ЛЕТ

«Кто на Севере живет»

По ледяной пустыне

Медведица идет (идут по кругу вперевалочку, медленно)

За нею медвежата

Торопятся вперед (убыстряют шаг)

Трещит мороз жестокий (обнимают себя руками)

Повсюду снег и лед (повороты с вытянутой рукой вправо-влево)

По полыни холодной

За нерпой морж плывет (идут, делают гребки руками)

Бегут, спешат олени,

Им виден путь едва (руки скрестили над головой – «рога», бегут, высоко поднимая колени)

Над ними тихо кружит (бегут маленькими шажками, руки в стороны)

Полярная сова.

«Холод, лед»

Здесь всюду холод, лед и тень, (дети обнимают себя за плечи)

Полгода — ночь, (закрывают глаза ладонями)

Полгода — день. (выпрямляются, поднимают руки вверх)

Изо льда здесь люди строят дом, (соединяют руки над головой — «крыша»)

И океан покрыт весь льдом. (разводят руки в стороны)

Зверей ты здесь почти не встретишь. (ставят ладонь козырьком над глазами)

И птиц ты в небе не заметишь. (делают махи руками)

Лишь мишка, белый, словно иней, (подражают походке медведя)

Хозяин ледяной пустыни. (руки на поясе, стоят смирно)

«На севере белый мишутка живёт…»

На севере белый мишутка живёт,

Но только, как бурый, он мёд не сосёт.

Наш Умка пытается рыбку ловить,

Чтоб вкусно покушать, и жить – не тужить.

(массировать пальчики, начиная с мизинца к большому, на каждую строчку)

ДЕТИ 5 – 7 ЛЕТ

«Толстый лед»

Очень толстый, толстый лед

Мишка лапами пробьет.

Воздух носом он втянул,

В глубину он занырнул.

И поплыл он быстро, быстро.

Ох, устал, на берег вылез.

С меха воду отряхнул

И немного отдохнул.

«Северный Полюс»

Смотрите, смотрите

(дети делают руку козырьком, смотрят то вправо, то влево)

Снега и снега

(изображают высокий сугроб).

Четвертые сутки бушует пурга

(дети делают спиральные движения то одной, то другой рукой).

Она сорвала свой простуженный голос

(держат рукой горло, качают головой)

Пока добирались на Северный полюс

(движения руками, как на самолете, потом на лыжах).

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ПО ТЕМЕ «Север»

ДЕТИ 3 – 5 ЛЕТ

«Белый мишка на рыбалку»

Белый мишка на рыбалку (Ударять кулак о кулак)

Не спеша идёт, вразвалку. (Хлопать в ладоши)

Чует старый рыболов, (Соединить ладони вместе)

Что богатый ждёт улов. (Сжимать кулаки)

Смотрите, милые друзья, (Развести руки в стороны)

Да тут их целая семья:

У медведя- медвежонок, (Загибать пальчики)

У тюленя- тюлененок,

У пингвина- пингвинёнок,

У оленя- олененок.

ДЕТИ 5 – 7 ЛЕТ

«Пойдем на север»

Наденем на ножки тёплые сапожки.

Это с правой ножки, это с левой ножки.

Подтянем штанишки.

Наденем пальтишки.

Пальтишки меховые,

И шапки пуховые.

И застегнёмся: Вот, так!

Пуговичка к пуговичке в ряд.

Что ж, готовы? Это дело!

И пойдём на Север смело! Плотно гладим ногу от носка к колену

Подтягиваем одежду на поясе

Гладим одну руку от запястья к плечу, затем другую

Обнимаем себя крепко

Двумя руками обхватываем голову

Ритмично, по центру груди касаемся тела пальцами, будто отмечаем пуговицы.

Хлопки в ладоши

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ПО ТЕМЕ «Север»

ДЕТИ 3 – 5 ЛЕТ

«Волк»

У волчищи – жлтые глазищи. (Округлнные пальцы к глазам, как очки».)

У волчищи – сильные лапищи. (Пальцы сжать в кулаки.)

У волчищи – острые когтищи. («Цапки-царапки»)

У волчищи страшные зубищи. (Показать «оскал».)

Волк прячется в тмном урочище. (Присесть, руки над головой.)

— Кого ты, волчище, ждшь ещ?

Вас! Догоню, догоню всех сейчас! («Волк» догоняет, дети разбегаются.)

Ездим на оленях.

Один из участников становится оленем, а другой – чукчей. Запрягаем оленя, например, при помощи пояса, и ездим на нем по комнате. Аналогично можно сыграть в эскимоса, катающегося на собаках.

Упражнение «Тюлени».

Ложимся на живот, руки вдоль туловища. Прогибаем спину назад, не отрывая ноги от пола. Повторяем несколько раз.

ДЕТИ 5 – 7 ЛЕТ

«Белые медведи»

Подготовка. Площадка представляет собой море. В стороне очерчивается небольшое место – льдина. На ней стоит водящий – «белый медведь». Остальные «медвежата» произвольно размещаются по всей площадке.

Содержание игры. «Медведь» рычит: «Выхожу на ловлю!» – и устремляется ловить «медвежат». Сначала он ловит одного «медвежонка» (отводит на льдину, затем другого. После этого два пойманных «медвежонка» берутся за руки и начинают ловить остальных играющих. «Медведь» отходит на льдину.

«Полярная сова».

Как известно, полярная сова – это быстрый и свирепый хищник. Один из игроков назначается совой, его задача бегать, размахивая крыльями, и ловить себе добычу. Остальные должны убежать или спрятаться от совы. По сути это обычные догонялки, так что можно играть даже вдвоем.

«Ледышка».

В эту игру лучше играть как минимум втроем. Один из игроков назначается Морозом, он догоняет, а остальные убегают. Если Мороз кого-то коснется, то тот замерзает и замирает. Однако остальные игроки, которых еще не заморозили, могут разморозить «ледышек», прикоснувшись к ним. Игра заканчивается тогда, когда Мороз заморозит всех игроков.

«Эскимосы».

Детскую палатку превращаем в иглу (я просто накинула на палатку белую скатерть, сами надеваем шапки, а при желании можно и еще что-нибудь теплое, и обыгрываем жизнь эскимосов на Северном полюсе: как они охотятся, ловят рыбу, катаются на оленях, мерзнут и греются и т. п

Источник: maam.ru