Как организовать работу по формированию умений воспринимать художественный текст

Наталья Ванян
Как организовать работу по формированию умений воспринимать художественный текст

В книгах М. И. Омороковой “Совершенствование чтения младших школьников”, М. И. Оморокова, И. А. Раппорт, И. З. Посталовский “Преодоление трудностей” предлагаются интересные приёмы работы по формированию умений воспринимать художественный текст.

Работа над восприятием художественного произведения строится в определённой последовательности, соответствующей структуре читательской деятельности. Вначале проводится подготовка к восприятию текста, цель которой – ввести учащихся в обстановку, где будут развиваться события, описанные в рассказе; мобилизовать жизненный опыт маленького читателя для опоры на него при последующем чтении; дать необходимые сведения об авторе, что обычно повышает интерес к писателю и его произведению.

Эта подготовка носит характер предварительной ориентировки учащихся в тексте (заголовок, автор, иллюстрации, беглый просмотр текста произведения).

После подготовительной работы проводится первичное восприятие текста (самостоятельное чтение, чтение учителя, чтение вслух учащимися или прослушивание грамзаписи). Каждый раз определяется целесообразность выбора того или иного объекта. Это зависело от сложности произведения и дальнейших планов работы над ним. При первичном восприятии фактически происходит знакомство с общим содержанием произведения, его эмоциональной направленностью. Читатель определяет для себя, близки ли ему тема, герои, узнал ли он что-либо новое, понравился ли рассказ в целом, легко ли его понять, труден ли он для чтения и т. д. Поэтому проверка первичного восприятия произведения учителем должна быть адекватной этой ступени понимания (неполного, глобального, в основном эмоционального или сюжетного).

Вторая ступень восприятия при повторном чтении – знакомство с персонажами, связями и причинами их поступков; ориентировка в структуре и языке рассказа; третья ступень – формирование умений осмысливать, воссоздавать, воспроизводить прочитанное, то есть умений, с помощью которых осуществляется углубленное, полноценное восприятие произведения.

Сложный процесс восприятия сопровождается и завершается формированием отношений ребёнка к читаемому, суждениями о героях, событиях, произведении в целом. Читательское отношение выражается в эмоциональных проявлениях – жестах, мимике, в словесной окраске чтения, по которым можно судить о воздействии произведения на маленького читателя.

Умения, которые мы рассматриваем, имеют свои структуры – микроумения (способы действия). Так, например, работа по воспитанию внимания к художественному слову начинается с формирования умения замечать в тексте произведения яркие слова персонажей и автора, характеризующие их, или создающие литературные образы, картины природы, то есть распознавать слово. Необходимое умение – разбираться в эмоционально-образных оттенках значений слов. Следующее умение – воссоздание в своём воображении той картины, ситуации, которая рисуется с помощью художественного слова, кроется за словом. Важно также уметь определить, с какой целью употреблено слово, выявить его функцию в произведении и затем научиться употреблять в речи, уметь правильно его читать, передавать те мысли и чувства, которые скрыты в нём.

Учащиеся выполняют действия, составляющие общее умение, воспитывающее внимание к слову.

Л. Н. Толстой.

Какая бывает роса на траве

(описание)

Когда в солнечное утро, летом, пойдёшь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и жёлтым, и красным, и синим. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листьях травы и блестят на солнце.

Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его.

Когда неосторожно сорвёшь листок с росинкой, то капелька скатится, как светлый шарик, и не увидишь, как проскользнёт мимо стебля. Бывало, сорвёшь такую чашечку, потихоньку поднесёшь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка, кажется.

— Проследи, как называет писатель капли росы, с чем их сравнивает. Подчеркни.

— Найди в описании, каков листок с росой внутри. Как листок назван по-другому? Подчеркни.

— Подчеркни все те объекты, которые ты будешь “рисовать” словами и изобразишь на рисунке.

— Представь себе и попробуй нарисовать словами луг солнечным утром, каким ты его представляешь по описанию Льва Николаевича Толстого.

— Сделай иллюстрацию к рассказу (цветными карандашами).

Подобные задания воспитывают внимание к художественному слову. Мысленные действия закрепляются практическими действиями – словесным и карандашным рисунком.

— Найди слова, изображающие ветер как живое существо.

Ветер

Осторожно ветер

Из калитки вышел,

Постучал в окошко,

Пробежал по крыше;

Поиграл немного

Ветками черёмух,

Пожурил за что-то

Воробьёв знакомых

И, расправив бодро

Молодые крылья,

Полетел куда-то

Вперегонку с пылью. (М. Исаковский)

— Что необычного ты заметил в описании ветра? Как себя вёл ветер?

— Найди слова в стихотворении, описывающие, что делал ветер. Каким он тебе представляется?

— Выбери слова для его характеристики. Подчеркни: злой, добрый, весёлый, шаловливый, мрачный.

Аналогичная работа проводится по стихотворению Л. Квитко “Ветер”. Затем сравниваются выделенные слова в том и другом стихотворении, а следовательно, и изображение ветра у того и другого автора. Дети сами решали, какой образ им больше понравился. С помощью анализа подчёркнутых слов выясняется разница в изображении ветра обоими авторами.

Ветер

Ветер воет, завывает,

Гнёт деревья до травы,

С веток яблоки сбивает,

Тащит шапку с головы.

Растрепал зелёный ельник,

В щели узкие проник.

Что он делает, бездельник,

Ошалевший озорник!

Смастерю себе машину,

Вольный ветер запрягу –

Пусть не свищет по долинам,

Не буянит на лугу!

Он помчит меня за горы,

Сквозь леса и города.

Целый свет с таким мотором

Я объеду без труда!

А когда я кнопку трону,

Сразу стихнет шум колёс.

Ляжет ветер усмирённый

У порога, точно пёс. (Л. Квитко)

— Сравни слова, описывающие действия ветра. Допиши, используя текст двух стихотворений.

Ветер (М. Исаковский) Ветер (Л. Квитко)

вышел воет

постучал завывает

…. …

…. …

…. …

Учащиеся отметили, что в описаниях есть много общего: ветер озорник, он шалит, но у Л. Квитко ветер более сильный и злой, он завывает, буянит. Слова, описывающие ветер, в карточках не были подчёркнуты. Учащиеся делали это сами.

Барсучий нос

(Отрывок)

Через полчаса зверь высунул из травы мокрый чёрный нос, похожий на свиной пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась острая морда с чёрными пронзительными глазками. Наконец показалась полосатая шкурка.

Из зарослей вылез маленький барсук. Он поджал лапу и внимательно посмотрел на меня. Потом он брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке.

— Опиши барсука. Как ты его себе представляешь? Запиши.

… Она жарилась и шипела, разбрызгивая кипящее сало. Мне хотелось крикнуть зверьку, что он обожжётся, но я опоздал – барсук прыгнул к сковородке и сунул в неё нос …

Запахло паленой кожей. Барсук взвизгнул и с отчаянным воплем бросился обратно в траву. Он бежал и голосил на весь лес, ломал кусты и плевал от негодования и боли.

… Около пня, спиной к нам, стоял барсук. Он расковырял пень и засунул в середину пня, в мокрую и холодную труху, обожённый нос.

Он стоял неподвижно и холодил свой несчастный нос, а вокруг бегал и фыркал другой маленький барсучок. Он волновался и толкал нашего барсука носом в живот. Наш барсук рычал на него и лягался задними пушистыми лапами.

Потом он сел и заплакал. Он смотрел на нас круглыми и мокрыми глазами, стонал и облизывал своим шершавым языком больной нос. Он как будто просил о помощи, но мы ничем не могли ему помочь.

— Найди и подчеркни слова, которые описывают страдания барсучка. Вырази своё отношение к барсуку. Запиши.

Это задание связано с формированием умения замечать слова автора, описывающие переживания, состояние персонажа. Внимание к таким словам подготавливает учащихся к эмоциональному восприятию, сопереживанию и порождает личностное отношение, проявляющееся в милосердии к бедному барсучку.

К. Паустовский

Прощание с летом

… В лесах было торжественно, светло и тихо.

День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали одинокие снежинки. Мы осторожно дышали на них, и они превращались в чистые капли воды, потом мутнели, смерзались и скатывались на землю, как бисер.

Мы бродили по лесам до сумерек, обошли знакомые места. Стаи снегирей сидели, нахохлившись, на засыпанных снегом рябинах…

Кое-где на полянах перелетали и жалобно попискивали птицы. Небо над головой было очень светлое, белое, а к горизонту оно темнело, и цвет его напоминал свинец. Оттуда шли медленные снеговые тучи.

— Подчеркни слова, которые помогут тебе устно нарисовать картину.

— Дай ей название. Запиши его в начале текста.

— Определи объекты словесной картины (что будет нарисовано).

— Расскажи, что ты представил.

Учащимся даётся памятка “Как нарисовать словесную картину к рассказу”:

Памятка

1. Перечитай отрывок из рассказа.

2. Определи, сколько можно нарисовать картинок (о чём каждая из них).

3. Что и кто будут изображены на каждой картинке? Назови.

4. Какие слова в тексте помогут выполнить задание? Подчеркни их.

5. Представь свою картинку.

6. Расскажи о каждой картинке.

Источник: maam.ru