Как «научиться учиться»

Наталья Харитонова
Как «научиться учиться»

«Очевидные» советы

Большинство рекомендаций для желающих учиться лучше выглядит довольно банально: помимо посещения лекций

и выполнения домашних заданий важно правильно питаться, вести здоровый образ жизни, высыпаться, и следить за режимом дня.

Все это, безусловно, хорошо, но чем конкретно эти прописные истины могут помочь студенту? Как организовать режим дня так, чтобы больше успевать и лучше запоминать материал? Есть ли реальная связь между чувством жажды и когнитивными способностями? Правда ли, что спорт помогает в учебе (и речь не только о дополнительных баллах к ЕГЭ за значок ГТО?

Попробуем разобраться со всем ниже.

Как грамотно распорядиться временем

• Планируйте интенсивные умственные нагрузки на первую половину дня (вне зависимости от того, когда для вас начинается эта «половина»). В течение первых двух-трех часов после пробуждения вы будете максимально сконцентрированы и мотивированы на решение сложных задач.

• Учитывайте, что примерно через семь часов с момента пробуждения ваша мотивация и концентрация достигнут самой низкой отметки — в это время лучше оторваться от учебы и выйти на прогулку или пробежку, чтобы немного «разгрузить мозг». После того, как вы таким образом восстановите силы, продолжить занятия будет проще.

• В целом не пренебрегайте спортом. Один лишь спорт, конечно, не улучшит ваши оценки, но может сделать учебу более эффективной — вам станет проще бороться со стрессом во время экзаменов и запоминать информацию на лекциях. Для этого необязательно проводить долгие часы в тренажерном зале или записываться в секцию кунг-фу — даже 150 минут аэробной нагрузки в неделю будут хорошим дополнением к учебе и улучшат общее самочувствие.

• Помните, что даже незначительное обезвоживание снижает когнитивные способности, поэтому старайтесь обращать внимание на свои ощущения — не игнорируйте жажду. Особенно если в течение дня вы занимаетесь спортом.

• Несмотря на то, что наиболее интенсивные умственные нагрузки лучше планировать на первые часы после пробуждения, заучивание информации вполне можно отложить до вечера. Если это проблематично — например, вам надо выучить много билетов к экзамену — используйте время перед сном, чтобы повторить заученное. Так вам будет намного проще вспомнить информацию на следующий день.

• Если вы откладываете учебу до последнего — помните, что вы не одиноки. Чтобы «обмануть мозг», попробуйте выставлять себе промежуточные мини-дедлайны (например «найти статьи по теме курсовой», «написать обзор литературы», «продумать структуру исследования»). Начиная с текущего момента, отмечайте каждый день до дедлайна, в течение которого вы продвинулись к выполнению задачи. Цепочка из «крестиков» или «точек» будет дополнительным стимулом к тому, чтобы сделать в течение дня хотя бы что-то, что поможет продвинуться к цели.

Метакогнитивные процессы и дудлинг

• Чтобы время, проведенное на лекции, было максимально эффективным, подключайте мышечную память. Самый простой вариант — делать конспект лекций. Альтернатива — конспект плюс дудлинг (каракули, рисунки на полях страниц). Такой подход помогает лучше воспринимать новую информацию и эффективнее ее запоминать. Дудлы позволяют восстановить в памяти множество нюансов — по аналогии с открытками или фотографиями из путешествий, взгляд на которые «запускает» ваши воспоминания.

• Важный момент — для того, чтобы дудлинг действительно помогал лучше запоминать новое, важно, чтобы это занятие оставалось механическим, спонтанным. Если вы с головой уйдете в рисование, то вряд ли сможете воспринимать еще какую-то информацию.

• Сочетайте дудлинг и «классический» конспект. Записывайте основные факты и формулы «традиционным способом». Используйте дудлинг, если:

1) на лекции вам важно уловить суть той или иной концепции, понять ее смысл, а основные данные по теме у вас уже есть;

2) преподаватель дает большой объем материала и рассказывает его в быстром темпе, не в формате «под запись». Не пренебрегайте просьбой преподавателя зафиксировать тот или иной момент

в письменном виде.

• По предположениям ряда ученых, дудлинг активирует сеть пассивного режима работы мозга. Поэтому он может помочь, если вы «зашли в тупик». Имя или термин «вертится на языке», но вы не можете его вспомнить? Никак не получается найти подходящую формулировку для письменной работы? Перепробовали все варианты решения задачи и начинаете выходить из себя? Попробуйте порисовать бессознательные каракули и вернуться к работе чуть позже.

• Уделяйте внимание «знаниям о своих знаниях» — это еще один способ учиться лучше. Задумывайтесь о том, зачем вам необходимо решить ту или иную задачу, какие способы и методы для этого могут подойти, обдумывайте плюсы и минусы каждого из возможных подходов. Это позволит вам поддерживать мотивацию (вы ответили на вопрос, зачем вам это нужно и каких результатов вы ожидаете от себя на экзамене или по итогам прохождения курса). Кроме того, такой подход позволяет спланировать максимально эффективный вариант самоподготовки (вы уже не хватаетесь за первый попавшийся источник информации) и сохранять спокойствие во время проверки ваших знаний.

Тренируем память «по науке»

• Чтобы лучше запомнить информацию, попробуйте использовать технику сторителлинга (донесение информации через историю). Когда вы связываете факты в историю, вы запоминаете их лучше. Конечно, такой подход требует серьезной подготовки и не всегда эффективен — сложно придумать повествование, если приходится запоминать математические доказательства или формулы по физике.

• В этом случае хорошая альтернатива «традиционному» сторителлингу — диалог с самим собой. Чтобы лучше разобраться

в предмете, попробуйте представить, что вам возражает воображаемый собеседник, а вы пытаетесь его убедить. Этот формат более универсален, и при этом обладает рядом положительных особенностей. Во-первых, он стимулирует критическое мышление (вы не принимаете на веру факты, которые стараетесь запомнить, а ищете доказательства, подтверждающие вашу точку зрения). Во-вторых, этот метод позволяет глубже разобраться в вопросе. В-третьих (что особенно полезно накануне экзамена) эта техника позволяет вам отрепетировать каверзные вопросы и потенциальные узкие места в вашем ответе. Да, такая репетиция может отнять много времени, но в некоторых случаях она гораздо эффективнее, чем попытка механически зазубрить материал.

• Кстати о механической заучивании — помните про кривую забывания. Повторение пройденного материала (например, по конспектам с лекций) в течение хотя бы 30 минут ежедневно позволит вам удержать в памяти большую часть информации — так, чтобы накануне экзамена вам не пришлось учить тему с нуля.

Даже если вы сможете повторять информацию только 4-5 дней

в неделю, вы все равно запомните намного больше 2-3% данных, которые остались бы в вашей памяти, если бы вы не делали вообще ничего

С уважением, ваши психологи!

Источник: maam.ru