«Жар-птица». Конспект НОД по художественному развитию в технике пластилинография для детей старшего дошкольного возраста

Светлана Александровна Мажова
«Жар-птица». Конспект НОД по художественному развитию в технике пластилинография для детей старшего дошкольного возраста

Цель:

Создание творческой работы «Жар-птица» в технике пластилинографии

Задачи:

Образовательные:

• Учить детей соотносить реальные и сказочные образы птиц, замечать характерные особенности и отражать их в работе (необычные хохолки, пышный, длинный хвост, яркие краски).

• Познакомить с новым нетрадиционным приёмом лепки: пластилиновой мозаикой (сплошной и контурной, учить лепить контурной.

• Закрепить знания названий зимующих птиц.

• Продолжать закреплять умение детей пользоваться стекой при выполнении работы.

• Закрепить правила работы с пластилином.

Развивающие:

• Формировать интерес к чтению художественных произведений, к их иллюстрированию.

• Развивать наблюдательность, внимание, воображение, фантазию.

• Развивать аккуратность, глазомер, мелкую моторику рук.

Воспитательные:

• Уважительное отношение друг к другу, желание дарить радость окружающим, умение доводить начатое до конца и радоваться результату.

Предварительная работа:

чтение волшебных сказок: «Иван-царевич и серый волк», «Жар-птица и Василиса-царевна», (обе в обработке А. Толстого, «Конёк- горбунок» П. П. Ершова, рассматривание иллюстраций с изображением птиц (сказочных и реальных, рисование их, лепка коллективной работы «Зимующие птицы», создание альбома «Жар-птица» (подбор картинок: с Жар-птицей, павлинами, предметами декоративно-прикладного искусства с изображением птиц и др.

Материалы:

Мольберт, образцы, бумага А4 с недорисованной птицей, карандаши, пластилин, тарелочки, стеки, салфетки, подкладные листы, выставка книг, коллаж «Зимующие птицы», альбом «Жар-птица», картина «Райский сад».

1. Ход занятия:

-Доброе утро, дети!

-Я хочу подарить всем своё отличное настроение: радость, бодрость и веселье.

Всем желаю много счастья.

-А что такое счастье для вас, ребята? (Ответы детей)

— Для меня счастье, когда вы красиво сидите, внимательно слушаете, поднимаете руку, если хотите ответить. (Дети садятся.)

-Люди всегда хотели быть счастливыми. С давних времен они верили, что есть за морями и лесами удивительная птица, которая носит на своих крыльях счастье. Каждый мечтал встретить птицу Счастья, чтобы она внесла в его дом Радость, Добро и Красоту. Они знали, что не к каждому прилетает эта птица. Лишь тот дом посещала она, где люди любили друг друга, заботились о других.

Давайте отгадаем, что это за птица- Счастья:

Сладких яблок аромат

Заманил ту птицу в сад.

Перья светятся огнём,

И светло в ночи, как днём. (Жар-птица)

Показываю картинку.

-Какая она-Жар-птица? (яркая, красивая, необычная, удивительная, волшебная, сказочная, нереальная, жаркая)

-Название говорит само за себя: Жар-огонь: перья светятся огнём и становится светло).

-Вспомните, где встречается Жар-птица?

(В сказках, а живёт она в райском саду. (Появляется картинка райского сада на доске. Птицу прикрепляем.)

— Давайте вспомним, в каких сказкам мы её встречали.

Викторина «Вспомни сказку»

1. В какой сказке Иван поймал птицу, но дотронулся до золотой клетки и был пойман?

(Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк»)

2. В какой сказке Иван не послушал своего богатырского коня, который говорил ему: «Не бери золотого пера: возьмёшь-горе узнаешь»

(Русская народная сказка «Жар-птица и Василиса-царевна»)

3. Иван, Жар-птица, Рыба-кит, Конёк-Горбунок- герои какой сказки?

(П. Ершов «Конёк-Горбунок»).

-На какую птицу похожа? (Павлин) Чем? (Альбом)

Предлагаю вам превратится в красивых птиц. Я буду вам показывать движения, а вы повторяйте за мной.

Физминутка «Павлины».

Руки подняли и покачали — Руки вверх, наклоны вправо-влево.

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кистями Постепенно расслабить руки, опустить вниз

Встряхнули — и поднять вверх, потрясти кистями.

Это ветер сбивает росу. Повторить расслабление рук.

В стороны руки, Руки в стороны, взмахи – волны с поворотами

Плавно помашем — туловища налево-направо.

Это павлины летят.

Как они сядут, мы тоже Расслабить руки, опустить вниз и назад за спину,

Покажем, кисти в «замок», лопатки соединить, держать

3-4 секунды.

Крылышки сложим назад. Сесть на корточки.

Ребята, птицы настолько красивы, что их изображение можно увидеть в разных узорах: на шкатулках, коврах, на коробках с конфет, на посуде). (В альбоме «Жар-птица» показать.)

-А каких настоящих птиц, кроме павлина, вы знаете, ребята?

(Перечисляют, зимующие.)

-Что общего у их с птицей – Счастья?

Дети вспоминают характерные особенности строения птицы и сравнивают.

-Чем схожи по строению? (По строению: туловищем, головой, лапками).

— Чем отличаются? (Высказывания детей : необычные хвосты, крылья, хохолки, яркие краски: яркие, сочные, жёлтый, оранжевый, красный- цвета жара (Воспитатель дополняет, ели дети не всё перечислили)

-Не устаём любоваться птицей!

Что за чудо, красота!

Птица прямо чудеса!

Ярко-желтая сама

Расписная, как живая

Птица счастья и добра!

-Ребята, нужна вам дома такая птица, приносящая счастье?

2. Ход работы:

Давайте обычную птицу превратим в Жар- птицу и возьмём домой как талисман.

Каждому раздаю листок с недорисованной птицей.

-Ребята, дорисуем птицу так, чтобы она стала Жар-птицей. Подсказывайте, что для этого нужно дорисовать?

* На голове у птицы рисуем завитки хохолка. (Показываю варианты, а дети сами выбирают.)

* В нижней части овала рисуем основу хвоста (Варианты).

-А разукрасим птицу пластилиновой мозаикой. Цвета использовать яркие, можно любые, у каждого получится своя неповторимая птица.

-Работая с пластилином, необходимо соблюдать правила техники безопасности.

-Назовите их.

(- не брать пластилин в рот;

— не вытирать грязные руки об одежду;

— работать на подкладном листе для лепки;

— после работы вымыть руки с мылом.)

— Вспомним, как пользоваться стекой. (Памятка)

-Мозаика-составление из частей целого рисунка.

Последовательность работы:

1. Положить на подкладной лист рисунок.

2. Выбрать необходимый цвет пластилина.

3. Отрезать стекой полоску пластилина. Разрезать на несколько частей.

4. Скатать шарики одинакового размера.

5. Выкладывать по контуру (контурное-1способ) или сплошное (2способ, слегка придавливая, друг за другом.

Скатываем на подкладном листе указательным пальцем или на ладошке.

Шарик за шариком и получится мозаика.

(Звучит музыка к песне «Маленькая страна» во время работы)

3. Итог. Организация выставки.

-Полюбуйтесь, какие птицы получились!

-Какие они? (Ответы детей). Чья птица нравится больше, чем своя?

-Загляденье! Если верить: сказка может стать реальностью.

Источник: maam.ru