Исследовательский проект «Мир растений»

Ольга Коваленко
Исследовательский проект «Мир растений»

Исследовательский проект для старшей группы

«Мир растений».

Информационная карта проекта:

1. Полное название проекта: «Мир растений»

2. Автор проекта: воспитатель Коваленко Ольга Валериевна

3. Участники проекта: воспитанники старшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы.

4. Вид, тип проекта: групповой, долгосрочный, исследовательский.

5. Актуальность темы: Дети 5-6 лет начинают более осознанно понимать взаимосвязь и взаимозависимость между различными объектами и явлениями природы, их состоянием и развитием. Природа – это богатейшая кладовая для всестороннего развития ребенка. Необходимо расширять знания и представления о природном мире, воспитывать осознанно – бережное отношение к объектам природы. Растения своим разнообразием привлекают детей к познанию окружающего мира.

6. Цель проекта: развивать познавательный интерес детей, расширять представления о разнообразии растительного мира, знакомить со свойствами растений.

7. Задачи проекта:

• Обобщить и систематизировать знания детей о многообразии растений, углублять и конкретизировать представления детей об условиях жизни растений.

• Дать представление о том, что растениям для роста необходимы свет, тепло, влага и почва.

• Формировать представление о строении, развитии растений, их связи с различными факторами окружающей среды, значении в жизни человека.

• Вызвать интерес к наблюдению за процессом роста растений, учить ухаживать за растениями, расширять представления о размножении растений (луковицами, семенами, клубнями, вегетативным методом размножения).

• Развивать познавательные и творческие способности детей, мышление, воображение, умение наблюдать, сравнивать, обобщать результаты наблюдений.

• Формировать осознанно – правильное, бережное отношение к природе родного края.

План реализации проекта.

Этапы проекта:

1. Подготовительный этап:

• Определение направленности проекта, целей и задач.

• Создание опытно – экспериментальной лаборатории в группе.

• Дополнение уголка природы в группе.

• Оформление экологической выставки «Этажи леса».

• Составление картотеки игр (подвижных, дидактических, речевых) по теме проекта.

• Оформление картотеки лекарственных растений.

• Подбор загадок, сказок, стихотворений, рассказов по теме проекта.

2. Основной этап:

Направление деятельности Содержание деятельности

Беседы, рассказы • «Мир растений».

• «Как растет растение».

• «Растения – легкие земли».

• «Где любят жить растения».

• «День работников леса. (Лесник)».

• «Зеленая аптека».

• «Красота осенней природы».

• «Золотая осень».

• «Что мы знаем о комнатных растениях».

• «Растения на участке и в группе».

• «Как живут растения зимой».

• «Первые признаки весны».

• «Первые цветы».

• «Одуванчик — чудо-солнышко».

• «Что растет в цветнике».

• «Беседа – рассуждение».

• «Знаете ли вы что?».

Опытно – экспериментальная деятельность

приложение Опыты:

• «Нужно ли растениям тепло?»

• «Может ли растение дышать?»

• «Нужен ли корешкам воздух?»

• «Что выделяет растение?»

• «Во всех ли листьях есть питание?»

• «На свету и в темноте»

• «Лабиринт»

• «Что нужно для питания растения?»

• «Как увидеть движение воды через корешки?»

• «Как влияет солнце на растение»

• «Как вода поступает к листьям»

• «Потребность растений в воде»

• «Сокодвижение в стебле растения».

Наблюдения

приложение • «Растения и кустарники на нашем участке».

• «Крапива».

• «Мать – и – мачеха».

• «Подорожник».

• «Деревья и кустарники».

• «Осина».

• «Тополь».

• «Ель».

• «Береза».

• «Ива».

• «Сосна».

• «Рябина».

• «Комнатные растения нашей группы».

• «Одуванчик».

• «Растения в цветнике».

• «Цветник».

• «Растения осенью».

• «Мох».

• «Растения зимой».

• «Береза зимой».

• «Как зимуют цветы?».

• «Первоцветы».

• «Проклюнувшиеся почками березы»

• «Растения весной».

• «Тюльпаны».

• «Какие они, цветущие растения?»

Познавательная деятельность • НОД «Прогулка по лесу».

• НОД «Мир комнатных растений».

• НОД «Зимние явления в природе»: «Как живут растения зимой»

• НОД «Деревья и кустарники».

• НОД «Цветы».

• НОД «Леса и луга нашей Родины».

• НОД «Цветы для мамы».

• НОД «Зеленый наряд земли».

Художественное творчество конспекты — Рисование: «Космея», «Деревья на нашем участке», «Осенний лес», «Золотые березы», «Большие и маленькие ели», «Белая береза под моим окном», «Красивое развесистое дерево зимой», «Деревья в инее», «Деревья смотрят в воду», «Цветут сады»,

— Аппликация (с использованием природного материала): «Весенний букет», «Подснежники», «Цветы России», «Цветущее дерево», «Золотые березы»,

— Конструирование из бумаги: «Хризантема»,

Работа с родителями

• Введение в тему проекта: рекомендации родителям по ознакомлению детей с растениями;

• Привлечение родителей к оформлению экологического уголка;

• Рекомендации родителям посетить с детьми парки, скверы, рассказать о растениях ребенку. /Совместное наблюдение за сезонными изменениями в природе/.

• «Волшебный цветок». /Домашнее задание для родителей и детей: вырастить цветок для группы/.

• «Зимняя сказка». /Конкурс творческих семейных работ/.

• Оформление изменений в экологическом уголке совместно с родителями и детьми.

• «Ядовитые растения нашего края». /Памятки для родителей/

Игровая деятельность Подвижные игры, народные игры:

«Растения леса, сада, огорода», «Цветы», «К дереву беги!», «Садовник» (народная игра, «Редя» (народная игра,

Дидактические игры:

«Жизнь в семенах», «Собери растение», «Чудо цветок», «Кому нужна вода, а кому полянка», «Лекарство», «Кто быстрее», «Найди по описанию», Горячо – холодно», «что где растет?», «Скорая помощь», «Юные художники», «Следопыты», «С чем нельзя в лес ходить?», «Сравни», «Что лишнее», «Назови плод».

Сюжетно – ролевые игры:

«Садовники», «Помощники в лесу», «Продавец цветов», «Флористы».

Чтение художественной литературы

приложение Рассказы и сказки:

• Чтение А. Онегова «Весенняя полянка».

• Ю. Дмитриев «Кто в лесу живет и что в лесу растет».

• Н. Павловой «Хитрый одуванчик», «Травка Пупавка».

• А. А. Плешаков «Зеленые страницы».

• Т. А. Шорыгина «Маленькие путешественницы».

• Г. Охапкина «История одного растения. Камелия».

• Н. Усова «Фиалка», «Ландыш».

• Н. Бычков «Ромашка», «Маки», «Одуванчик», «Репейник», «Подснежник», «Ландыши».

• Л. Герасимова «Василек», «Цветок», «Крапива», «Тюльпаны».

• Анны Саксе «Сказки о цветах»: «Подснежник», «Форстериана», «Белокрыльник», «Нарцисс», «Гиацинт», «Заячья капуста», «Жасмин», «Персидская сирень», «Фиалка», «Орхидея», «Бальзамин», «Пион», «Магнолия», «Лилия», «Водяная лилия», «Кукушкины слезки», «Сухоцвет», «Вьюнок», «Разбитое сердце и ландыш», «Гладиолус», «Дикая роза и утренний ветер», «Подсолнечник», «Камелия», «Аконит», «Лисохвост», «Мак», «Фиалка».

• А. П. Платонов «Неизвестный цветок».

• Прокофьева С. Л. «Про Машку и Ойку». «Маленький дубок».

• Загадки, половицы и поговорки.

3. Заключительный этап:

— Выставка детских работ по проекту;

— Оформление экологического уголка — выставки для детей и родителей;

— Оформление презентации (фото – отчет) о проделанной работе;

— «Природа родного края». Итоговое открытое занятие.

Список используемой литературы:

1. Баймашова В. А., Охапкина Г. М. Ознакомление дошкольников с комнатными растениями. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

2. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие. – М. : Мозаика – Синтез, 2012.

3. Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для работу с детьми 4-7 лет. – М. : Мозаика – синтез, 2013.

4. Селихова Л. Г. Ознакомление с природой и развитие речи: интегрированные занятия. Для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет). – М. : Мозаика – Синтез, 2006.

5. Шорыгина Т. А. Беседы о профессиях. Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2014.

6. Шорыгина Т. А. Зеленые сказки: Экология для малышей. – М. : Книголюб, 2006.

Источник: maam.ru