Использование логических задач на занятиях по математике в подготовительной к школе группе

Амина Керимова
Использование логических задач на занятиях по математике в подготовительной к школе группе

Занимательные «нечисловые» логические задачи играют значительную роль в умственном развитии детей. Решение таких задач воспитывают пытливость, находчивость, гибкость ума, наблюдательность. Детей очень важно заинтересовать поиском путей решения той или иной задачи поставленной на занятии. Но при этом задачи должны быть посильны детям, иначе у них пропадает интерес к решению. При решении логических задач важны наличия у детей логической памяти. Роль памяти в развитии ребенка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладения нормами поведения, приобретения умений, навыков, привычек – все это связано с работой памяти. Особенно большие требования к памяти ребенка предъявляет школьное обучение. Систематическое, целенаправленное овладение знаниями и навыками, предусмотренной школьной программой, предполагает определенный уровень развития памяти детей, в том числе и произвольной, логической памяти ребенка, т. е. памяти, основанной на понимании, на специальной мыслительной обработке материала в целях его запоминания и воспроизведения.

Важным способом логического запоминания, который доступен детям дошкольного возраста является классификация.

Классификация – это сложная мыслительная операция, требующая умения анализировать материал, сопоставлять друг с другом отдельные его элементы, находить в них общие признаки, осуществлять на этой основе обобщения, распределять объекты по группам на основании выделенных в них и отраженных в слове – название групп общих признаков. Таким образом, классификация содержит в себе такие операции как соотнесение, обобщение и обозначение. И уже начиная с самого первого месяца учебного года были запланированы и проведены дидактические игры, беседы по логическому запоминанию на классификацию предметов. Так, например, в беседе о мебели, посуде, одежде перечисляют конкретные предметы, относящиеся к названой педагогом группе. Так же была проведена такая беседа «Что мы возьмем с собой на дачу?». Сначала было предложено вспомнить мебель, которые надо взять на дачу, затем посуду, игрушки и т. д. На классификацию усвоения или обобщения были планированы различные настольно-печатные игры: «Ягоды», «Звери». Среди них известная игра «Зоологическое лото» автор Генникс. Детям раздают большие карты с изображением жилищ различных животных: скотного двора, леса, птичника, пруда и пр. На маленьких карточках нарисованы сами животные. Дети размещают животных в соответствующие жилища и объясняют, почему они их так распределили («корова — домашнее животное, она живет на скотном дворе»). На прогулке неоднократно проводились сюжетно-ролевые игры. В сюжетной игре «Магазин»распределяют отделы магазина: овощной, мебельный и прочие.

Были проведены и дидактические игры: например, «Какой группы не стало?», «Что изменилось?», «Чудесный мешочек», «Найди быстро группу», «Кто быстрее разделит на группы». Для того чтобы вызвать у детей интерес, можно вносить различные изменения, т. е. по разному варьировать. С помощью таких дидактических игр, бесед, у детей развивается логическое запоминание, что очень важно для умственного развития дошкольника, его логического мышления и применения знаний в логических задачах на занятиях. Благодаря логическому запоминанию, решая задачи дети начинают рассуждать, вести самостоятельные поиски решения, мыслить логически. В процессе обучения началам математики большое внимание уделяется формированию познавательной активности дошкольников познавательную активность можно характеризовать как проявление самостоятельности, инициативности, творчества в процессе деятельности. Это и стремление узнать, постичь, понять, найти, испытать радость успеха. По каким показателям воспитатель может судить об активности детей в процессе учения?

Это прежде всего:

1. Увлечённость изучением материала, (сосредоточенность, внимание)

2. Явно выраженное стремление выполнять разнообразные особенно сложные задачи

3. Желание продолжить задания (нередко такие дети сами являются инициаторами игр, совместной познавательной деятельности со взрослыми, предлагают поиграть, рассмотреть, найти способ)

4. Проявлении самостоятельности в подборе средств, способ действия, достижения результата

5. Обращение к воспитателю с вопросами, направленные на познавательные интересы

6. Качество знаний и умений.

В таких случаях дети достигают цели, не интуитивно, а особенно способны объяснить, как выполнены действия и почему именно так (Например: «Почему ты считаешь что эта задача на сложение? – «потому что в задаче сказано, что дети взяли на прогулку 3 больших и 2 маленьких мяча. Надо узнать сколько всего мячей они взяли? Для этого их надо сложить»»)

Математика как мы уже знаем, включает в себя 4 раздела: «Количество и счет, «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве», «Ориентировка во времени». Обязательно в каждом разделе используются и решаются свои логические задачи. Так, например, проводя устный счет «Назови соседей» или смежные числа есть своя логическая задача, ее нахождение. Работая с меркой или решая арифметическую задачу детям нередко приходится логически мыслить, проводить анализ и синтез в путях решения той или иной постановке вопроса. Или, например, в обучении детей «Формы» — учатся видоизменять геометрические фигуры, составляя из нескольких треугольников четырехугольники, пятиугольники. Из частей круг составлять полный круг. Для этого так же использовалась игра «Танграмм» — составление из геометрических фигур формы, различные фигуры животных, человека и т. д. все эти упражнения даются для развития сообразительности и логического мышления. Самостоятельность мысли, поиск решений, суждений. В этом заключается влияние логических задач на умственное развитие. Логика мыслительной деятельности, доказательства, смекалка, сообразительность – это те качества умственной деятельности, наличие которых является необходимым условием последующего успешного усвоения математического материала в школе.

Источник: maam.ru