Использование картинок-образов на логопедических занятиях

Татьяна Тукиш
Использование картинок-образов на логопедических занятиях

Как считает М. Ф. Фомичева, каждому упражнению в соответствии с выполняемым действием можно дать название и подобрать к нему картинку-образ. Прежде всего картинки-образы нужны при выполнении упражнений артикуляционной гимнастики, к тому же их применение вносит элемент игры в важный и трудоемкий процесс формирования точных движений органов артикуляции и направленной воздушной струи.

Всем известны такие упражнения с картинками, например,

“Вкусное варенье”, «Часики», «Заборчик» и т. д.

Формируя фонематический слух у детей, также необходимо использовать картинки-образы, это помогает детям отличать правильное произношение от неверного, а также дифференцировать различные звуки родного языка.

При введении в речь слов с поставленным звуком на каждое слово подбирается или рисуется картинка с изображением предмета, а рядом записывается слово, которое поможет родителям дома напомнить ребенку не только нужные слова, но и последовательность, в которой дети должны упражняться.

Обязательно используются картинки — образы при:

— обучении детей пересказу;

— при составлении рассказа.

-для обогащения словарного запаса;

-при отгадывании и загадывании загадок;

-при заучивании стихов.

Регулярное использование картинок-образов позволит развивать речь, развить внимание и память, образное мышление, способность к визуализации, воображение.

Использование картинок-образов позволяет включить в работу оба полушария головного мозга. А это в свою очередь позволит использовать больше возможностей нашего мозга, сделав процесс мышления более гармоничным.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные картинки, т. к. у детей в памяти остаются отдельные образы: деревце– зеленое, слива– синяя и т. д. Позже мож-но усложнить или заменить рисунок графическим изображением: например, лиса – оранжевый треугольник, медведь – большой коричневый круг, и т. д. Для детей старшего дошкольного возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

Каждый педагог определяет собственную последовательность в работе с картинками-образами.

Я предпочитаю работать в такой последовательности:

1. Рассматривание картинки и разбор того, что на ней изображено.

2. Далее идет так называемое перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3. После перекодирования осуществляется пересказ.

Если при пересказе используются схемы дополнительно к картинкам-образом, то схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить все то, что вы посчитаете нужным отразить в схемах. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Если работа ведется в системе, то дети сами любят рисовать и придумывать схемы, педагогу важно проконтролировать, чтобы последовательность событий не была упущена. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем про-должить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить.

Считаю, что эффективно применять картинки- образы и опорные схемы может только тот педагог, который сам их и составляет, но при этом он должен знать и основные требования к их составлению.

Для изготовления этих схем не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному тексту.

Работать с картинками-образами очень нравится детям, красочные персонажи, хорошо знакомые символы дают возможность составить полный описательный рассказ, пересказ, легко заучить небольшие рассказы и сказки. Использовать можно как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях.

Источник: maam.ru