Использование дидактических игр в работе с детьми младшей группы (из опыта работы)

Валентина Шевякова
Использование дидактических игр в работе с детьми младшей группы (из опыта работы)

Использование дидактических игр в работе с детьми младшей группы

(из опыта работы)

«…Дайте же детям играть,

пока игра их радует, влечёт к себе

и вместе с тем приносит им громадную пользу!»

Е. А. Покровский.

Детство – это период усиленного развития, воспитания и обучения детей. Одним из важнейших направлений дошкольного образования на современном этапе выступает обеспечение интеллектуального развития каждого ребёнка как основы формирования активной творческой личности. Активность ребёнка дошкольного возраста, особенно интеллектуальная, рассматривается в качестве главного условия не только освоения им разных видов деятельности, но и выхода за пределы взаимодействия с окружающим миром.

Интеллект – это важное качество психики человека, которое отвечает абсолютно за все сферы жизнедеятельности, поэтому крайне важно начинать его развитие в самом раннем возрасте.

Интеллект дошкольника уже развит до определённой степени, но именно в этот период нуждается в помощи извне, в дополнительных стимулах и заданиях. Таким образом, в своей работе, необходимо выбирать методы и формы обучения наиболее приближённые к естественной детской среде. Всем известно, что игра, являясь простым и близким ребёнку способом познания окружающей действительности должна быть наиболее естественным и доступным путём к овладению теми или иными представлениями, умениями, навыками.

Большое значение для здоровья и благополучного развития ребенка имеет правильная организация режимных моментов.

Режимные моменты занимают большую часть времени, которое малыш проводит в детском саду. Они не должны рассматриваться как простое обеспечение физиологических нужд ребенка. Все процедуры и то, как они проводятся, составляют важную часть педагогического процесса. Время пребывания ребёнка в детском саду, должно проходить плавно, из одной деятельности в другую, без использования традиционных фраз — приказов (идёмте мыть руки, одеваемся на прогулку, садимся обедать и. т. д., чтобы вся жизнедеятельность ребёнка в дошкольном учреждении была игрой. Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте открывает широкие возможности для развития и воспитания ребёнка. Универсальным помощником в организации и проведении режимных моментов являются дидактические игры.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре (играх – занятиях, собственно дидактических играх) детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом, настольно-печатные и словесные игры.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др., что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углубляют знания о них. Так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Они особенно важны при организации режимных моментов.

Мной собрана большая картотека дидактических игр, которые применяются нами для организации и проведения различных режимных моментов.

При приеме детей, когда родители требуют внимания воспитателей к себе, целесообразно использовать настольно – печатные дидактические игры. Организовав самостоятельную игру, я могу переключать свое внимание с детей на родителей и обратно, направляя процесс игры, ведь самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого, который, в этот момент, является одним из участников игры.

Важный воспитательно-образовательный момент — прием пищи, с целью развития познавательной активности, любознательности. Перед приемом пищи организуем развивающие игры типа «Что повар приготовил? «»Съедобное-несъедобное», «Чем полезен? «, «Угадай, из чего?», дидактические игры и беседы о пользе продуктов для здоровья, о разнообразии блюд.

Благоприятный период для индивидуальной работы — сервировка стола: можно предложить ребенку логическую задачку, проблемную ситуацию, создать неправильную сервировку и попросить подумать, все ли сделано верно.

При мытье рук в игровой форме повторяем алгоритм данной процедуры, введя игровой персонаж «Что перепутал Буратино», «Маша – растеряша» и т. п.

Все занятия проводятся нами в форме вопросно – ответных бесед и дидактических игр, выбираемых в зависимости от изучаемой темы.

Перед прогулкой проводятся словесные дидактические игры на закрепление изучаемого материала «Назови одним словом», «Какой, какая, какие», «Чей предмет», «Назови семью» и т. д.

На прогулке, где достаточно места для активных движений, проводятся подвижные и малоподвижные дидактические игры «Съедобное – несъедобное», «Что мы делали не скажем, что мы делали покажем» и т. д.

Организуя режимные моменты, воспитатель должен создавать доброжелательную атмосферу сотрудничества. Что как не игра поможет в этом? Но очень важно учитывать индивидуальные особенности каждого: не торопить медлительного ребенка, не предлагать непосильные для малыша действия, не выполнять за него то, что он может сделать сам.

Если организация и проведение режимных моментов происходит в игре, дети с большим удовольствием откликаются на предложения воспитателя, учатся новому и закрепляют полученные ранее знания и навыки без напряжения и стресса.

Использование дидактических игр, как метода обучения, повышает интерес к занятиям. Особенно эффективны эти игры на занятиях: ребёнок и природа, ребёнок и общество, элементарные математические представления, развитие речи и культуры речевого общения, искусство.

Воспитанники с огромным удовольствием играют в дидактические игры. В своей работе я использую как приобретённые игры в магазине, так и сделанные своими руками.

Сейчас знакомимся с играми Никитина. Детям очень нравятся игры с кубиками.

Я пришла к выводу, что дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения детей дошкольного возраста и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство развития личности ребёнка.

Источник: maam.ru