Использование дидактических игр с целью формирования навыков безопасного поведения дошкольников, в том числе авторских

Татьяна Александровна Кочетова
Использование дидактических игр с целью формирования навыков безопасного поведения дошкольников, в том числе авторских

Использование дидактических игр с целью формирования навыков безопасного поведения дошкольников, в том числе авторских.

Игра — это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребёнка

вливается живительный поток представлений,

понятий об окружающем мире.

В. А. Сухомлинский

Задача взрослых научить предвидеть опасные ситуации, чтобы избежать их, а в крайних случаях – быть к ним максимально готовым.

Во-первых, детям нужно дать необходимые знания об общепринятых человеком нормах поведения; во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь детям овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в транспорте; и главное развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.

При этом важно научить ребёнка объяснять собственное поведение. Если он сможет объяснить, как он вёл себя, почему это случилось и что при этом он чувствует, тогда ребенок лучше сможет понять, что он делает не так. Решение задач обеспечения безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребёнком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведём диалог, вместе познаём, делаем открытия.

И совершенно очевидно: чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести человек на улице, дома, во дворе, с другими людьми, тем меньше станет опасных для их жизни и здоровья ситуаций.

Вся работа по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения в моей группе базируется (строится) на 5 разделах:

I раздел. Ребёнок в общении с другими людьми.

II раздел. Ребёнок и природа.

III раздел. Ребёнок дома.

IV раздел. Здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка.

V раздел. Ребёнок на улице.

Так как дети в моей группе младшего дошкольного возраста, работа формированию данных навыков только начинается.

Так как игра – основной и ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, работу по формированию навыков безопасного поведения, по данным разделам, я провожу в игровой форме. Именно через игру дети познают мир, и осваиваются в нем.

Особое место в своей работе я уделяю дидактическим играм.

Главная особенность, которых состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Очень важно подобрать игру сообразно детским возможностям, т. е. такие, чтобы дети действительно увлеклись. Чтобы во время занятий выявилась их творческая смекалка, сообразительность, самостоятельность в преодолении трудностей.

Каждая дидактическая игра состоит из познавательного и воспитательного содержания, игрового задания, игровых действий, игровых и организационных отношений.

Например: при изучении темы «Эти правила для всех или декада безопасности на дороге» я использую дидактическую игру «Перекресток и проезжая часть», «Дорожные знаки», «Подбери знак». Познавательное и воспитательное содержание игры – это познакомить детей с дорожными знаками, средствами регулирования дорожного движения и опознавательными знаками транспортных средств; закрепить знания по правилам дорожного движения. Игровое задание – найти и соединить подходящие части элементов игры.

При знакомстве детей с правилами безопасного поведения я делала акцент на формировании у них определённой модели поведения, а именно:

Предвидеть опасность;

Уметь принять меры во избежание опасности;

Уметь обращаться за помощью к другим;

Уметь действовать так, чтобы обеспечить свою безопасность, защитить себя в опасных ситуациях.

Принимая во внимание возрастные особенности детей, я старалась развивать в них самостоятельность, ответственность и понимание значения правильного поведения для охраны своей жизни и здоровья. Очень сложно объяснить ребёнку, что каждый человек в экстремальной обстановке испытывает страх. Ещё труднее научить контролировать это чувство.

Поэтому формируя у детей навыки безопасного поведения, я старалась им дать чёткое представление о том, как вести себя при случайных встречах и возможном общении с незнакомыми людьми.

Находкой для меня стало пособие «Кубик безопасности».

Цель дидактического пособия: формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил безопасного поведения, а также развитие диалогической речи и коммуникативных навыков.

Задачи:

1. Обогащать, расширять и активизировать словарный запас по теме основы безопасности жизнедеятельности;

2. Развивать умение классифицировать и объяснять опасные и безопасные ситуации, изображенные на картинках.

3. Способствовать развитию монологической и диалогической речи.

4. Развивать мыслительные операции, речевую память.

Немного о нем …

Работа по ОБЖ и привитию детям ценностей здорового образа жизни в ДОУ направлена на формирование опыта безопасного поведения дошкольников, развитие способности адекватно реагировать в случае опасности и обучение способам самосохранения.

И в таком необходимом и непростом деле наиболее эффективным является игровая, которая помогает повысить эмоциональный тонус, активизировать внимание и развивать творческие способности детей.

Источник: maam.ru