Интеллектуальная готовность к школе

Виктория Шумейко
Интеллектуальная готовность к школе

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ

БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА

Каждый ребёнок, достигая определённого возраста, идёт в школу. Это важный этап на жизненном пути. Как подготовить будущего первоклассника, на что обратить внимание? Не только педагоги детского сада, но и родители должны заранее начинать готовить ребёнка к предстоящим событиям.

1. Педагогическая готовность:

— навыки чтения;

— навыки письма;

-навыки рисования;

— звуковая культура речи;

— умеет развернуто ответить на вопрос;

— хороший словарный запас;

— хорошая общая осведомленность.

2. Интеллектуальная готовность:

— дифференцированность восприятия как основа мышления;

-развито воображение;

— хорошая ориентировка в пространстве и времени;

— развитое наглядно-образное мышление (умение выделять существенное в

явлениях окружающей действительности, а также умение сравнивать их, видеть сходное и отличительное);

— развита тонкая моторика рук (владение карандашом, ручкой, ножницами, навыки рисования);

-хорошая память;

— развита регулирующая функция речи (выполняет словесные инструкции);

— интеллектуальная активность (умение превратить учебную задачу в самостоятельную цель деятельности);

— предпосылки абстрактно-логического мышления (способность понимать символы, формулировать вопросы, самостоятельно рассуждать, находить причины явлений и делать простые выводы).

3. Мотивационная готовность:

— выраженность познавательных интересов;

— стремление освоить роль школьника (хочет ходить в школу, иметь портфель и т. п.);

— принятие системы требований, предъявляемой школой и учителем.

4. Эмоционально-волевая готовность:

— умение управлять своим поведением (на уроке, во время перемены);

— сохранение работоспособности в течение одного урока и в течение учебного дня;

— эмоциональная устойчивость (регуляция эмоций);

— произвольная регуляция внимания (концентрация, устойчивость, переключение внимания);

— умение задерживать свои импульсы (например, не перебивать других в разговоре);

— умение продлить действие, приложив к этому волевое усилие.

5. Коммуникативная готовность:

— желание общаться со взрослыми и детьми;

— умение установить контакт с учителем;

— сохранение чувства дистанции;

— способность к личностному контакту со взрослыми (в противовес ситуативному);

— умение устанавливать контакт со сверстниками;

— умение войти в детский коллектив и найти место в нем;

— умение выполнять совместную работу;

— умение поддерживать равноправные взаимоотношения со сверстниками.

. Остановимся на одном из важных этапов. Это «Интеллектуальная готовность». Она включает в себя наличие у ребёнка определённого кругозора, запаса конкретных предметных знаний, которые необходимы для успешного обучения в школе по таким предметам, как чтение, письмо, математика: достижения определённого уровня развития таких познавательных функций, как внимание, восприятие, память, речь, мышление, воображение.

Знакомим с окружающим миром

Примерные вопросы для беседы:

— Как тебя зовут (Ф. И. О?

— Как зовут твоих родителей? Где и кем они работают?

— Есть ли у тебя брат или сестра? Как их зовут, чем они занимаются?

— Назови свой домашний адрес, где ты живешь (край, район, населенный пункт, улицу, номер дома, квартиры).

— Какие времена года ты знаешь?

— Назови три зимних месяца (весенних, осенних, летних).

— Перечисли основные приметы осени (зимы, весны, лета).

— Знаешь ли ты стихи о временах года?

— Назови дни недели. Если сегодня четверг, то завтра…; если завтра вторник, то сегодня…

Развиваем восприятие

Перед ребенком раскладывают набор из геометрических фигур. Взрослый просит показать ту или иную фигуру с учетом заданных признаков, например: большой красный круг; самый маленький синий квадрат; большой коричневый треугольник и т. д.

Для знакомства со свойствами или признаками предметов можно использовать загадки. Например: «Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный» (арбуз); «Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает» (лук); «Три глаза, три приказа, красный- самый опасный» (светофор) и т. д.

Развиваем пространственные представления

1) На чистом листе бумаги по просьбе взрослого ребенок должен нарисовать или приклеить фигуру (круг, квадрат, треугольник) в определенных местах- вверху, внизу (слева в углу, справа в углу, посередине, в центре.

2) При рассматривании сюжетных картинок следует обращать внимания на пространственные отношения. Например, можно попросить ребенка закончить предложения («Мишка сидит за…», «Чашка стоит на…», «Слева от чашки лежит…» и т. д.) или самостоятельно перечислить, что изображение на картинке вверху, внизу, слева, справа.

3) Ребенок садится на стул и закрывает глаза. Взрослый звонит колокольчиком (или гремит погремушкой). Ребенок должен сказать, где источник звука: спереди, справа, слева, сзади и т. д.

Развиваем представления о времени. Варианты заданий могут быть такими:

1) Рекомендуем предложить ребенку рассказать, что делают люди в разное время суток. Полезной будет беседа.

Примерные вопросы для беседы:

— Чем ты занимаешься утром?

-Когда ты идешь в детский сад?

— Когда ты идешь из детского сада?

— Когда ты обедаешь?

— Что ты делаешь вечером?

— Когда папа приходит с работы?

— Когда ты ужинаешь?

Развиваем мышление

Упражнение в обобщении и классификации предметов.

Взрослый перечисляет конкретную группу предметов и предлагает ребенку назвать их одним словом.

Животные жарких стран: верблюд, леопард, носорог, лев, тигр, обезьяна, бегемот, слон, крокодил, жираф, зебра.

Животные севера: северный олень, соболь, белый медведь, тюлень, морж.

Перелетные птицы: жаворонок, чиж, соловей, журавль, дикий гусь, скворец, ласточка, лебедь, дикая утка, чиж, грач.

Зимующие птицы: воробей, ворона, сорока, галка, синица, дятел, голубь, сова.

Примерные группы называемых предметов с лишним словом:

Машина, лошадь, трамвай; туча, солнце, планета; шапка, платок, сапоги; камень, глина, стекло; роза, береза, елка; дверь, ковер, окно; дождь, снег, река; море, река, бассейн; врач, турист, шофер;

Упражнение в умении выделять существенные признаки предметов

Взрослый зачитывает ряд слов. Их этих слов надо выбрать только два, самых

важных, без чего главный предмет не может обойтись.

Примерные ряды слов

Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище).

Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

Логические задачки

Сколько грибов можно вырастить из семян ели? (Ни одного).

У мамы есть кот Пушок, дочка Даша и собака Шарик. Сколько детей у мамы?

Это не все задания, которые помогут при подготовке к обучению. Мы продолжим нашу важную работу в следующей статье.

Мы рассмотрим следующие вопросы:

-развитие речи,

-обучение счёту,

-развитие воображения,

-развитие внимания и памяти.

Спасибо за внимание.

Источник: maam.ru