Инновационная форма работы с начинающими воспитателями коучинг — сессии

Смирнова Юлия
Инновационная форма работы с начинающими воспитателями коучинг — сессии

Коучинг (англ. Coaching) в сфере образования рассматривается как продолжительное сотрудничество субъектов воспитательно-образовательного процесса, которое помогает достигать высоких результатов во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в сфере обучения

Смысл коучинга заключается в:

-движение к цели;

— полное раскрытие потенциала педагога или команды

При поддержке коуча педагог самостоятельно формулирует цели, нарабатывает стратегии и осуществляет наиболее удачную из них.

Главное – забота о том, чтобы обучающийся (педагог, родитель) решил проблему/ вопрос сам.

В педагогическом коучинге отсутствует директивное управление. Обучающий (коуч) не приказывает, не руководит, не инструктирует, не дает советы, одним словом не оказывает давление, воздействие. Он слушает, чтобы понять, обдумывает, перефразирует, суммирует, задает вопросы, пробуждающие осознанность, вносит предложения, осуществляет обратную связь. Коуч (консультант, наставник) стимулирует творческий поиск решений и поддерживает решимость педагогов. Основная процедура коучинга — диалог, задавание эффективных вопросов и внимательное выслушивание ответов. Во время этого диалога происходит полное раскрытие потенциала клиента, повышается его мотивация и он самостоятельно приходит к важному для себя решению и реализует намеченное.

ПРИМЕР

Воспитатель: в моей группе двое детей все время ссорятся и мешают мне проводить занятия. Я не знаю, что делать.

Традиционный вариант

Совет: вы проводите занятия по подгруппам, разделите детей, и все будет хорошо.

Что мы имеем? Есть совет, но на самом деле ситуация не решена: дети продолжают ссориться; остались не выясненными причины этих ссор; воспитательница не научилась справляться с конфликтами в режиме реального времени; ожидание того, что «все будет хорошо», не оправдалось; педагог ждет новых советов. Ситуация подается как жалоба на детей. В способе решения нет профессионального роста.

Вариант на основе коучинга:

Воспитатель излагает ситуацию. Старший воспитатель говорит: «Я сейчас занята, освобожусь через десять минут. Попробуйте точно определить причины ссор, то, как они происходят и как вы на них реагируете».

Через десять минут возвращаемся к разговору, но за это время воспитателем уже вольно или невольно проведен анализ ситуации. Мы получили: рефлексию как основу педагогической деятельности; самостоятельный поиск причин и следствий, а, значит, и тренинг самостоятельности в способах ответственного реагирования. Ситуация становится толчком для поиска педагогических действий, а не жалобой. От обвинений детей мы переходим к профессиональным действиям. Затем вместе воспитателем выбираем один (или несколько) способов действий, договариваемся о наблюдении за их эффективностью и о встрече для продолжения разговора. Старший воспитатель перестает быть «ресурсом», он становится профессиональным коллегой.

По определению, коучинг — это технология для раскрытия потенциала человека. Однако это больше, чем технология, это способ мышления. Основная задача коучинга — не научить чему-либо, а стимулировать самообучение, чтобы в процессе деятельности человек смог сам находить и получать необходимые знания

Коучинг проходит ряд этапов:

1 этап — постановка цели, определение задач.

2 этап — анализ реальности (текущей ситуации): существующие ресурсы, ограничения, возможности; изучение внешних и внутренних препятствий.

3 этап — поиск решений: рассмотрение различных вариантов, выбор варианта достижения задачи и цели;

4 этап — составление плана достижения цели. ;

5 этап — сопровождение и поддержка во время движения к цели.

Каждому этапу коучинг – сессии соответствует ряд вопросов, на которые может опираться коуч во время работы с педагогом или группой педагогов.

Я представлю Вашему вниманию традиционные вопросы, которые Вы можете адаптировать под свою тему и адаптированные, которые я использовала в своей работе с воспитателями. Коучинг не зря называют «терапией успеха».

По длительности коучинг – сессия может занимать от 30 мин до 1-2 часов в зависимости от количества человек в группе. Периодичность коучинг – сессии варьируется от 1-2 раз в неделю в зависимости от прорабатываемой темы.

После проведенной работы изменились результаты анкетирования педагогов.

Начинающие воспитатели более уверенно чувствуют себя при организации образовательной деятельности, режимных моментов, в общении с родителями детей.

Источник: maam.ru